На что дается госзадание. Госзадание: порядок формирования
Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
- Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
- Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
- Улучшение функций учреждения.
- Сокращение ненужных трат.
- Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.
Формирование государственного задания
Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:
- Порядком создания задания.
- Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
- Требованиями к установлению нормативов.
Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.
Структура госзадания
- Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
- Порядок контроля реализации положений документа.
- Требования к отчетности.
- Категории потребителей, которые пользуются услугами.
- Порядок предоставления услуг.
- Тарифы на платные услуги.
Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.
Финансирование по госзаданию
На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:
- Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
- Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.
Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:
- Сроки финансирования.
- Суммы субсидий.
- Периодичность начислений.
Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:
- Материалы и сырье.
- Зарплата сотрудникам.
- Оказание дополнительных услуг.
Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.
Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.
Контроль над выполнением госзадания
Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.
Внесение изменений в госзадание
В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:
- Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
- Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
- Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.
ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.
Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:
- Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
- Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
- Возникла необходимость в экономии из-за закупок.
Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.
ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Данная статья продолжает обзор проведенного Институтом экономики города анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах.
Юлия Юрьевна ЧАЛАЯ, эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения», Фонд «Институт экономики города»
Корректировка государственного (муниципального) задания
На этапе применения государственных (муниципальных) заданий, уже утвержденных органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, как правило, возникают вопросы, связанные с условиями и порядком корректировки задания. Основная проблема при этом заключается в том, что деятельность в разных отраслях социальной сферы поддается планированию в разной мере. Если при предоставлении большинства услуг (выполнении работ) существует возможность четкого определения объема натурального задания на весь период действия задания, то в отдельных сферах объемы предоставления услуг (выполнения работ) подвержены существенным и плохо прогнозируемым колебаниям (прежде всего это характерно для культуры и спорта). Для сфер с нестабильным спросом целесообразно предусмотреть процедуру корректировки объема финансирования в зависимости от объема предоставленных услуг (выполненных работ). Ситуация, когда требуется корректировка задания в случае увеличения потребности учреждения в объеме финансирования (изменение стоимости предоставления услуг, расходов на содержание имущества), может быть разрешена путем:
- увеличения объема финансирования при сохранении требований задания к показателям объема и качества;
- сохранения объема финансирования при уменьшении требований задания к услугам и работам;
- одновременной корректировке параметров задания и объема финансирования учреждения.
При этом следует отметить, что согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ)) «уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания». Это означает, что уменьшение объема финансового обеспечения государственного (муниципального) задания возможно только при изменении показателей объема и (или) качества оказания государственных (муниципальных) услуг(выполнения работ).
Механизм корректировки государственных (муниципальных) заданий, как правило, содержится в региональных (муниципальных) правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Суммируя опыт описания механизма корректировки государственного (муниципального) задания, накопившийся у субъектов РФ и муниципальных образований до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, можно выделить следующие применяемые на практике положения:
- право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (ГРБС) изменять государственное (муниципальное) задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ);
- об изменении задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан письменно уведомить руководителя учреждения в течение 10 дней после дня вступления в силу решения об изменении задания;
- для рассмотрения вопросов, связанных с пересмотром финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий создается рабочая группа;
- орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), вправе вносить изменения в утвержденное государственное (муниципальное) задание в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на текущий год на соответствующие заданию цели, по согласованию с подведомственными учреждениями.
Как правило, в региональных (муниципальных) правовых актах указываются следующие основания для внесения изменений в задания:
- изменение объема бюджетных ассигнований, доведенных до уполномоченного органа для финансового обеспечения выполнения задания;
- изменение реестра (перечня) государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями;
- изменение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг, показателей, характеризующих качество и (или) объем услуг, порядок оказания услуг, предельных цен (тарифов) на оплату услуг потребителями в связи с внесением изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
- принятие новых нормативно-правовых актов, влекущих возникновение новых расходных обязательств;
- в иных случаях, когда имеются основания предполагать в течение срока выполнения задания изменение численности потребителей услуг, спроса на услуги или иных условий оказания услуг, влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений учреждения);
- невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания.
Отчетность и контроль
Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание должно содержать требования к отчетности и порядку контроля за его исполнением. Данная норма существовала и до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, в связи с чем большинство субъектов РФ и муниципальных образований устанавливали требования к отчетности и контролю не только в задании, но и отражали общие требования и форму отчета в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания. Требования к отчетности и контролю для федеральных государственных учреждений содержатся в форме государственного задания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
На федеральном уровне порядок контроля за исполнением государственного задания регулируется методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утв. совместным письмом Министерства финансов РФ и Министерством экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 136н/526). Согласно данным рекомендациям:
- контроль за соблюдением требований и условий, установленных государственными заданиями, осуществляют органы, исполняющие функции и полномочия учредителя (ГРБС);
- контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок;
- органам, исполняющим функции и полномочия учредителя (ГРБС), рекомендуется утвердить порядок осуществления контроля за выполнением государственных заданий, устанавливающий в том числе цели и задачи контроля, права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля, перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.
Оценка выполнения государственного (муниципального) задания. Санкции
Требования к порядку проведения оценки выполнения государственного (муниципального) задания и применения полученных результатов, как правило, содержатся в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания или утверждаются отраслевыми порядками органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания может производится в четыре этапа раздельно по каждому из критериев оценки выполнения задания:
I этап - расчет К1 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «полнота и эффективность использования средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) на выполнение государственного (муниципального) задания»;
II этап - расчет К2 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «количество потребителей государственных (муниципальных) услуг, работ» («объем государственных (муниципальных) услуг, работ»);
III этап - расчет К3 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «качество оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ»;
IV этап - расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания для каждой государственной (муниципальной) услуги, работы.
Интерпретация итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется по балльной или процентной шкале. Например, в случае если итоговая оценка составляет более 100 %, задание считается перевыполненным, в интервале от 95 % до 100 % - задание выполнено в полном объеме, в интервале от 85 % до 94 % - задание выполнено не в полном объеме, если итоговая оценка менее 85 %, задание не выполнено.
При этом, определяя порядок применения результатов оценки, важно иметь в виду, что с учетом применяемых зачастую формальных подходов к формированию показателей качества итоговая оценка выполнения задания не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения государственного (муниципального) задания. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения).
Как показывает анализ, санкции за невыполнение государственного (муниципального) задания для 32,5 % субъектов РФ, 34,1 % муниципалитетов содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Примерно в 20 % случаях санкции предусмотрены в самом задании, в 7-14 % - в контрактах руководителей учреждений. В 18 % субъектов РФ и 30 % муниципальных образований санкции за невыполнения задания не предусмотрены (см. рис. 1). В качестве примеров использования иных подходов можно привести Чувашскую Республику, где санкции предусмотрены в положениях о премировании руководителей подведомственных бюджетных учреждений и руководителей подведомственных автономных учреждений; Пермский край, в котором санкции предусмотрены в договоре о предоставлении субсидии автономному учреждению, в договоре инвестирования; Курганскую область, где санкции предусмотрены в положениях о порядках установления повышающего коэффициента к должностному окладу по учреждению и надбавке за интенсивность работы.
Как правило, санкции применяются в случае как невыполнения показателей качества, так и невыполнения заданий по объему государственных (муниципальных) услуг (работ). Высока доля субъектов РФ (36,6 %) и муниципальных образований (42,1 %), в которых при работе с государственными (муниципальными) заданиями санкции, в том числе финансовые, не предусмотрены (см. рис. 2).
Суммируя опыт субъектов РФ и муниципальных образований в описании санкций за невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания, можно выделить два основных подхода:
1 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнения государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан принять меры по обеспечению его выполнения, в том числе за счет корректировки государственного (муниципального) задания с соответствующим изменением объемов финансирования;
2 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнение государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе потребовать частичного возврата бюджетных средств. Следует отметить, что данное положение в связи с вступлением в силу Закона № 83-ФЗ ограничено порядком возврата остатка неиспользованных субсидий на выполнение задания. Согласно п. 17 ст. 30 данного закона «не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса... используются в очередном финансовом году на те же цели».
Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с инструментами БОР
В соответствии с положениями ст. 69.2 Бюджетного кодекса показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с проектом бюджета является ключевой, при этом следует обратить внимание на связь государственного (муниципального) задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат.
Как правило, данную связь можно наблюдать во взаимосвязи задания с перечнем государственных (муниципальных) услуг, стандартом качества услуг, административным регламентом. Например, до вступления в силу Закона № 83-ФЗ субъекты РФ разделились примерно поровну при выборе ссылки в задании на административный регламент или стандарт. Как показывает анализ, в большинстве утвержденных государственных (муниципальных) заданий при наличии региональных, муниципальных требований к указанию ссылки на стандарт данный раздел либо остается незаполненным, либо включает ссылку на стандарт федерального уровня или ГОСТ. Данная ситуация типична и в отношении административных регламентов. Встречается и обратная ситуация, когда стандарты качества услуг утверждены, но не отражены в задании. В настоящее время в связи с утверждением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент, составной частью которого является стандарт предоставления услуги, обязателен для утверждения только в отношении государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых по заявительному принципу (так называемые административные услуги) исполнительными органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления). Данная норма не распространяется на услуги государственных (муниципальных) учреждений, предоставляемые в рамках государственного (муниципального) задания.
Характеризуя взаимосвязь задания с другими инструментами, можно привести в пример Республику Саха (Якутия). В действующих в республике методических рекомендация по формированию, финансовому обеспечению и контролю за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг отражены ключевые взаимосвязи задания с инструментами БОР. Несмотря на то что вступление в силу Закона № 83-ФЗ требует изменения ранее действовавших порядков, в части взаимосвязи задания с инструментами БОР требуется приведение в соответствие терминов и понятий, а сама суть и порядок взаимосвязи могут быть использованы в дальнейшей работе. Например, на этапе составления проектов государственных заданий учитывается:
- прогноз численности контингентов - получателей бюджетных услуг на среднесрочный период;
- нормативы, определяющие количество потребляемых бюджетных услуг;
- результаты ежегодной оценки потребности в услугах с учетом специфики оказания государственных услуг, а также достоверных данных по потребностям контингентов бюджетных услуг (результаты социологических опросов, маркетинговых исследований, анализ ведомственной статистики, прогнозы рынка труда и т. д.);
- оценка мощности подведомственных учреждений по предоставлению расчетного объема и состава (структуры) государственных услуг.
В Республике Саха (Якутия) государственное задание применяется также для планирования деятельности министерств и ведомств по осуществлению государственных полномочий и учитывается в ДРОНДах. Кроме того, в данном субъекте РФ установлен контроль за соответствием качества выполнения государственного задания:
- стандартам качества бюджетных услуг, разрабатываемых ГРБС республики и утверждаемых ее правительством;
- постановлению Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении Положения об установлении требований к результатам работы по предоставлению бюджетных услуг, основных правах по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами и Методике оценки выполнения требуемых результатов работы»;
- постановлению Правительства РС (Я) от 22 июня 2006 г. № 271 «Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению Республики Саха (Якутия) принятым стандартам».
Подводя итоги анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах, можно сделать вывод о том, что практически все отраслевые органы и учреждения имеют представление о данном инструменте и порядке работы с ним. При этом многие задаются вопросом о целях и эффективности данного инструмента, целесообразности формирования нормативов по всем компонентам затрат, взаимосвязи задания с инструментами БОР. В настоящее время, несмотря на большой объем проделанной Министерством финансов РФ организационной и методической работы, сложности при формировании государственных (муниципальных) заданий остаются и прежде всего связаны с отсутствием отраслевых рекомендаций формирования и финансового обеспечения заданий, рекомендаций по формированию нормативов затрат по отраслям социальной сферы, отсутствием определений и единого классификатора услуг, работ, функций государственных (муниципальных) учреждений.
Учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.
Государственное задание: содержание
В документе должны быть указаны:
- Параметры, по которым характеризуется объем либо качество предоставляемых услуг, производимых работ.
- Правила, в соответствии с которыми контролируется , условия и порядок досрочного его прекращения.
- Требования к
Кроме этого, в включаются сведения о:
- Категориях граждан и организаций, выступающих в качестве потребителей работ/услуг.
- Предельные тарифы (цены).
Правила, в соответствии с которыми оформляется документ для федеральных госструктур, а также осуществляется , утверждены правительственным постановлением № 671.
Нюансы
Необходимо отметить, что бюджетные учреждения не могут отказаться от исполнения государственных заданий. Данный запрет прямо установлен в ФЗ № 7, статье 9.2, пункте 6. Между тем, если в правовые акты, в соответствии с которыми было создано , вносятся изменения, то и оно может подвергаться корректировке. В п. 5 Постановления № 671 присутствует дополнительное указание по этому вопросу. В частности, в нем сказано, что изменение размера субсидии на государственное задание на протяжении срока его реализации допускается при соответствующей корректировке содержания документа.
Затраты
Средства выделяются из муниципального или госфонда. При этом, если формируется , то утверждаются соответствующие сметы. Объем средств определяется посредством суммирования ряда показателей. В частности, величина субсидии на выполнение государственного задания устанавливается из расчета совокупности нормативных затрат на:
- Предоставление услуг.
- Содержание недвижимых объектов либо движимого имущества, представляющего особую ценность. Они могут закрепляться за организацией учредителем либо приобретаться на средства собственника.
Сложности
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.
Возможные решения
Ситуация, при которой необходимо откорректировать государственное задание бюджетного учреждения, может разрешаться:
- Увеличением объема средств при сохранении требованиям к показателям качества и количества.
- Сохранением размера финансирования при снижении нормативов.
- Одновременной корректировкой величины поступлений и показателей качества и количества.
Важный момент
Необходимо отметить, что по ст. 9.2 ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 83), уменьшение размера субсидии, выделенной на выполнение муниципального или госзадания, в течение установленного срока на реализацию осуществляется исключительно при корректировке содержания самих требований. Это означает следующее. Уменьшение финансирования допускается только в случае корректировки показателей качестве или количества предоставления муниципальных или госуслуг.
Механизмы
Как правило, они прописываются в муниципальных/региональных актах, регламентирующих работу, связанную с реализацией заданий. Обобщая опыт изложения механизмов корректировки, имевшийся у субъектов и МО до вступления в действие ФЗ № 83, можно выделить следующие положения, используемые на практике:
Основания для изменений
В правовых актах МО или субъекта, как правило, указываются следующие обстоятельства:
- Корректировка ассигнований, доведенных до уполномоченной структуры на финансовое обеспечение исполнения задания.
- Изменение предоставляемых/осуществляемых организациями.
- Корректировка требований к категориям граждан и юрлиц, выступающих в качестве потребителей, показателей, по которым характеризуется объем/качество, порядок осуществления деятельности, предельных тарифов (цен).
- Утверждение новых правовых актов, в соответствии с которыми возникают новые расходные обязательства.
- Перевыполнение/невыполнение задания.
Отчетность
В соответствии со ст. 69.2 п. 1 БК, должно включать в себя требования к документации. Эта норма существовала до вступления в действие ФЗ № 83. В этой связи большинство регионов и МО включало требования к отчетности не только в самом задании, но и указывали общие правила и форму отчета в порядке его создания и финансового обеспечения. В настоящее время предписания присутствуют в бланке, утвержденном правительственным постановлением № 671.
Контроль
На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок. При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.
Оценка
Требования к правилам проведения проверки и использования полученных результатов содержатся, как правило, в порядке формирования задания и его финансового обеспечения. Они также могут утверждаться на отраслевом уровне органами, реализующими полномочия и функции учредителей. Оценка выполнения задания может рассчитываться в 4 этапа отдельно по каждому критерию:
- К1 - определение эффективности и полноты использования ассигнований.
- К2 - оценка по критерию "объем услуг/работ"/"количество потребителей".
- К3 - определение качества выполнения задания.
- Расчет итогового показателя по каждой работе/услуге.
Конечный результат интерпретируется по процентной либо балльной шкале. Если, к примеру, итоговая оценка больше 100%, то задание будет считаться перевыполненным, если в пределах 95-100% - выполненным полностью, в интервале 85-94% - соответственно, не полностью. Если же результат меньше 85%, то требования считаются не исполненными.
Государственный заказ
Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления. Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения. Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.
Основные функции
Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:
- Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
- Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
- Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
- Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.
Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:
Заключение
В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня. Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через посредством формирования муниципального/государственного задания. Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.
Второй способ - размещение государственных заказов. В этом случае дополнительно привлекаются частные инвестиции. Следует отметить различные основания реализации этих способов. Государственный заказ осуществляется в соответствии с контрактом. Он подписывается между органом власти и исполнителем, выбранным на конкурсной основе. Государственное задание, в свою очередь, является документом, формулирующим требования к учреждениям, предоставляющим услуги/производящим работы для населения. Законодательство предусматривает возможность корректировки предписаний, изменение размера ассигнований. В случае с госзаказом такие возможности, как правило, отсутствуют. Все условия исполнения обговариваются непосредственно при заключении контракта. Обычно изменению они не подлежат. В случае нарушения условий контракта либо требований, изложенных в задании, субъект может понести ответственность в порядке, установленном законодательством.
Рассмотрим, как составить государственное задание по новым правилам. Вы можете скачать образцы необходимых бланков и отчетов в статье.
Кто выполняет государственное задание на оказание государственных услуг
Госзадание – это один из основных документов, который определяет сферу деятельности учреждения. На основе госзадания учредитель определяет объем его финансового обеспечения (субсидии).
Показатели из проектов госзаданий учитывают, когда:
- формируют проект бюджета;
- определяют объем субсидий на выполнение заданий бюджетными или автономными учреждениями;
- составляют бюджетные сметы казенных учреждений.
Руководителя могут оштрафовать, если учреждение не выполнит государственное (муниципальное) задание. Бухгалтеру в таком случае тоже не избежать проблем, ведь придется возвращать остаток субсидии в бюджет и отражать это в учете...
Из статьи журнала :
Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения
Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания.
В госзадании устанавливают:
- показатели качества и объема оказываемых госуслуг или работ;
- порядок контроля за его выполнением, в том числе основания (условия и порядок) для его досрочного прекращения;
- требования к отчетности о выполнении;
- категории потребителей соответствующих услуг;
- в каком порядке оказыватьуслугу;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг потребителями, если учреждения оказывают услугу за плату в случаях, установленных федеральными законами, а также указывают порядок, по которому установлены предельные цены (тарифы) в случаях, предусмотренных законодательством.
Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.
Госзадание бюджетного учреждения на региональном и местном уровне
Для региональных и муниципальных учреждений форму, порядок формирования государственного (муниципального) задания и его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация.
Для финансового обеспечения учредитель и учреждение подписывают соглашение о предоставлении субсидии.
Порядок государственного задания на федеральном уровне
На федеральном уровне форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением о порядке формирования государственного задания № 640 .
Отдельные положения порядка вступают в силу постепенно. Для этого предусмотрен переходный период. В полной мере все нормы начнут действовать начиная с госзаданий на 2019 год.
Государственное задание для бюджетных учреждений размещают в Электронном бюджете
Госзадание учредитель формирует в электронном виде в системе «Электронный бюджет». Составляют документ на бумаге, только если сведения содержат гостайну или другую охраняемую законом тайну.
В целях финансового обеспечения выполнения госзадания учредитель с учреждением подписывают соглашение о предоставлении субсидии. Делают это в системе «Электронный бюджет», а если есть гостайна или другая охраняемая законом тайна – на бумаге.
Предварительный отчет о выполнении госзадания за 2017 год
Перечень государственных (муниципальных) услуг
Для государственного задания бюджетного учреждения на 2018 год ведомственные перечни госуслуг и работ применять не будут. Вместо них, чтобы составить задание на 2018 год, применяйте общероссийский базовый (отраслевой) перечень, федеральные перечни госуслуг, которые не включены в общероссийские, региональные перечни государственных и муниципальных услуг.
Перечень видов деятельности, по которым утверждены базовые (отраслевые) перечни, утвержден приказом Минфина России от 16.06.2014 № 49н.
Правила формирования ведомственных перечней для федеральных государственных учреждений, а также базовых (отраслевых) перечней утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.
Базовые перечни для госзадания
Базовые (отраслевые) перечни формируются и утверждаются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Например, Минобрнауки России, Минспорт России и другие.
Специальный нормативно-правовой акт для утверждения этих перечней органы власти не издают. Перечни утверждаются и размещаются в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru) и на сайте www.bus.gov.ru, где с ними можно ознакомиться.
Финансовое обеспечение для выполнения государственного задания
На выполнение госзадания учредитель доводит:
- казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);
- бюджетным и автономным учреждениям – субсидии (п. 2 ст. 69.2, абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Субсидии для выполнения государственного задания
Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного задания бюджетного учреждения, устанавливают нормативно-правовые акты:
- Правительства РФ – для субсидий из федерального бюджета;
- высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – для субсидий из бюджетов субъектов РФ;
- местной администрации – для субсидий из местных бюджетов.
В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат на госуслугу.
Соглашение о представлении субсидии на государственное задание
В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания для бюджетного учреждения учредитель заключает с учреждением соглашение о предоставлении субсидии. Форма соглашения типовая, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н . Типовое соглашение о предоставлении субсидии на госзадание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, которая не включена в базовую программу ОМС, утверждено приказом Минздрава России от 14.12.2016 № 966н .
Учредители формируют соглашение в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru), подписывают и размещают в реестре соглашений.
График перечисления субсидий на выполнение государственного задания
Неотъемлемая часть соглашения – график перечисления субсидий.
Когда составляете график, обратите внимание, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:
- 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные учреждения) – до 65 процентов;
- 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Последнюю часть субсидии перечислите в IV квартале. Порядок такой:
- субсидию на услуги перечисляйте после того, как учреждение сдаст предварительный отчет о выполнении госзадания;
- субсидию на работы перечисляйте:
– после того, как учреждение сдаст предварительный отчет, – если учредитель прописал такое требование в госзадании;
– в любой день IV квартала – если в госзадании нет требования представлять отчет.
еречисления субсидии.
Расчет фондового обеспечения на выполнение государственного задания
Объем субсидии (финобеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте по нормативным затратам на оказание услуг с учетом затрат:
- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за учреждением или приобретено им за счет средств, выделенных органом-учредителем;
- уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Нормативные затраты на выполнение работ на федеральном уровне включаются в объем субсидии начиная с госзаданий на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. На субъектовом и муниципальном уровнях нормативные затраты на выполнение работ рассчитываются по решению учредителя учреждения (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).
Отчет о выполнении государственного задания
Одна из форм контроля – отчет учреждения о том, как оно выполняет государственное задание.
По итогам работы по госзаданию учреждения сдают учредителю отчет. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640 . Сроки и периодичность (ежеквартально, ежегодно) установите в госзадании. Срок для годового отчета – не позднее 1 марта.
Дополнительно в IV квартале текущего года учреждения сдают предварительный годовой отчет:
- по услугам – в обязательном порядке;
- по работам – если такое требование учредитель установил в госзадании.
Форма предварительного отчета та же, что и для окончательного. Дату, до какой отчитаться, установите в госзадании.
На региональном и местном уровне соблюдайте правила отчетности, установленные региональным (местным) законодательством. Например, в Суворовском районе Тульской области предварительный отчет сдают в декабре, а окончательный – до 1 февраля следующего года (п. 38–39 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 4 сентября 2015 № 1056).
С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.
Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.
Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.
Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:
- порядок формирования;
- ведомственные перечни госуслуг и работ;
- требования к определению нормативов затрат.
С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.
Структура разделов, порядок формирования
БК РФ определяет государственное задание на оказание государственных услуг как документ, который устанавливает требования к госуслугам. Форма состоит из нескольких частей: отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов.
В государственное задание на 2018 год, помимо основных сведений, необходимо включить:
- критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
- порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).
Условия финансового обеспечения
Госзадание финансируется учредителем в пределах ассигнований, которые выделяются на эти цели. При этом основанием для определения объема являются нормативные затраты.
Если у бюджетной организации имеется обособленное подразделение, субсидия на оказание госуслуг перечисляется на основании правового акта, согласованного с учредителем (п. 40 положения о формировании государственного задания).
Финансирование осуществляется . Она перечисляется на основании соглашения, которое заключается между организацией и учредителем. В соглашении указываются.