Миграционный учет иностранных лиц. Регистрационный учет и миграционный учет иностранных граждан
Иностранцы, которые любят путешествовать, или вынуждены ездить за границу по деловым вопросам, часто сталкиваются вопросом правильной регистрации своего присутствия на территории Российской Федерации. Трудовые мигранты из стран ближайшего зарубежья, например, граждане Казахстана или Украины, приезжая в Москву или Санкт-Петербург, делают ошибки в процессе постановки на учет или сроках своего пребывания в стране, что приводит к штрафам и депортациям.
Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.
Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит .
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).
Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.
Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан
- Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
- Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
- Планирование демографического развития страны.
- Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
- Защита конституции и интересов граждан РФ.
В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:
- После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
- Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов
- В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
- Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при и Молдовы.
- Исключения делаются для (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят , . Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.
Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:
- Не имеет места жительства.
- Работает вахтовым методом.
- Проходит лечение.
- Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
- Пребывает в местах заключения.
Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.
Приоритетные категории населения
- Специалисты высокой квалификации и их семьи.
- Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
- Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
- Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
- Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
- Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.
Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.
По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить и
Миграционный учет граждан Беларуси
Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.
На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.
В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.
- При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает .
- После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
- После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.
Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:
- Оригинал и ксерокопия паспорта.
- Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
- Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).
Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:
Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:
- В территориальный отдел ФМС.
- В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
- В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
- В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
- За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.
Обязанности принимающей стороны
Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:
- Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
- Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.
Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:
- Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
- Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
- Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
- Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
- Работодатель или другое юридическое лицо.
- Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
- Представители государственной власти РФ.
Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:
- Этот бланк отправляется в территориальное отделение Министерства внутренних дел.
- Если принимающая сторона не может самостоятельно поставить иностранца на учет по уважительным причинам, то он сам может поставить ФМС в известность о своем прибытии в страну. Но также вновь прибывший может сделать это лично, если он официально зарегистрирован как житель страны.
На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:
- Удостоверение личности.
- Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.
Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.
Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания
Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:
- Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
- Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
- Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
- Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
- Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
- Ксерокопии паспорта руководящего лица.
- Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
- Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
- Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
- Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
- Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.
Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно . Также смотрите видео на эту тему.
В России, как и во многих странах, осуществляется государственное регулирование миграционных процессов, направленное на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России. Каждый иностранец, въехавший в Россию, чтобы легально находится на ее территории, обязательно должен встать на миграционный учет в территориальном органе ГУВМ МВД (ФМС). О порядке и нюансах данной процедуры и пойдет речь ниже.
Изначально, то есть до того как говорить о самой процедуре, стоит все-таки выяснить, что такое миграционный учет.
Все прибывающие в Россию граждане других государств в течение недели должны посетить миграционную службу для того, чтобы сведения о них внесли в базу данных. Несоблюдение этого правила грозит наказанием вплоть до депортации.
До 2007 года у иностранцев, приезжающих на заработки, требовали временную регистрацию, этот режим повсеместно нарушался, поэтому было принято решение заменить регистрацию на миграционный учет по месту пребывания. Главное отличие в том, что это можно сделать и в нежилом здании, например, по юридическому адресу работодателя.
Таким образом, миграционный учет – это сфера деятельности, направленная на сбор и фиксацию информации относительно места пребывания, временного или иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданской принадлежности, на территории Российской Федерации, а также их перемещения внутри страны и за ее пределы.
Новый указ президента о постановке на миграционный учет в период проведения спортивных мероприятий по футболу в рамках Чемпионата мира немного ужесточил сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных гостей в России. Таким образом, прибывшие в страну иностранцы, обязаны осуществить соответствующую регистрацию в течение одних суток с момента прибытия в назначенный пункт. Также были внесены некоторые другие изменения.
Миграционный учет граждан России в РФ не осуществляется, так как предусматривает наблюдение лишь за иностранцами.
Въезд в Россию
Перед тем как отправляться в Российскую Федерацию, гражданам других государств следует оформить необходимые в данном случае разрешительные документы. Для одних это будет виза, для других – загранпаспорт, то есть все зависит от того, какой режим въезда действует с той или иной страной. Кроме того, полезно ознакомиться и с таможенными правилами, так как таможенный контроль также придется проходить при въезде в страну. Если как следует не подготовиться, попытка посетить Россию успехом может и не увенчаться.
Как известно, подавляющее большинство иностранных граждан при пересечении границы РФ должны заполнить миграционную карту, выданную им непосредственно перед въездом. В бланке нужно указать правдивые сведения, а затем хранить его на протяжении всего пребывания в стране, так как при пересечении границы в обратном направлении документ необходимо сдать сотруднику пограничной службы. Главная особенность заполнения миграционной карты, напрямую влияющая на регистрацию по месту пребывания, – указание в ней конечного пункта следования.
Правила и порядок учета мигрантов в стране
Прежде всего нужно понять, что существуют такие термины, как временная регистрация и миграционный учет; в чем разница, к сожалению, знают не все люди. Миграционный учет – это уведомление миграционного органа о прибытии иностранца, а временная регистрация представляет собой временную прописку в России, обычно ее делают при .
Несмотря на ужесточение миграционных правил в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, миграционный учет иностранных граждан с 1 июня 2017 года включает в себя все те же этапы процедуры:
- Регистрация временного/постоянного проживания либо пребывания в стране. Также возможна фиксация иных сведений, которые предусмотрены действующим законодательством России, примером которых может стать информация о въезде иностранных граждан и в Россию и об их выезде с ее территории.
- Обработка и анализ информации, касающейся характеристик миграционных процессов, например количественных и качественных, а также ее защита и использование.
- Ведение информационной системы учета мигрантов в стране.
А вот порядок постановки на временный учет иностранного гражданина претерпел некоторые изменения.
С точки зрения действующего законодательства РФ встать на миграционный учет – значит проинформировать (или уведомить) государственный территориальный орган, ведающий вопросами миграции, о своем прибытии в Россию. Ранее эти действия должны были быть осуществлены в течение трех суток со дня прибытия в конечный пункт следования, правила миграционного учета в 2017 году предусматривают более сжатый срок.
Обязательным условием для того, чтобы стать на учет в органе, занимающимся миграционными вопросами (сейчас это ГУВМ МВД России), является наличие принимающей стороны. Именно последняя занимается этой процедурой и обращается в соответствующие органы. Не обязательно находиться рядом самому иностранцу, от него потребуется лишь предоставить о себе некоторые сведения и предъявить миграционную карту и паспорт, по которому он въехал в РФ. Стоит отметить, что оригиналы документов принимающей стороне не передаются.
Заранее стоит позаботиться о месте пребывания и приглашающей стороне, которая займется процессом вашей легализации в стране.
Если прибывший в Россию иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, планирует остановиться в гостинице на весь срок своего пребывания в стране, то в качестве принимающей стороны выступит администрация заведения, которая и должна уведомить соответствующий орган о прибытии иностранца. Именно администрация гостиницы несет ответственность за соблюдение иностранным гостем всех установленных требований и правил пребывания в России.
Приезжий предъявляет свои документы принимающей стороне, чтобы та заполнила бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При обращении в орган ГУВМ МВД России к бланку уведомления следует также приложить копии иностранца и его миграционной карты.
Документы можно подать лично или отправить по почте, однако, учитывая последние нововведения, почтовое отправление могут и не успеть доставить в срок. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.
После того как орган, ведущий миграционный учет, получит все необходимые бумаги, его уполномоченный сотрудник поставит на бланке уведомления специальные отметки о его приеме и дату, до которой иностранцу следует покинуть страну. Отрывная часть бланка при этом передается принимающей стороне, которая впоследствии передает ее иностранному гражданину.
Если принимающая сторона не в состоянии лично обратиться в соответствующий орган, имея на то уважительную причину, иностранец вправе сделать это самостоятельно, однако в этом случае от лица, размещающего его у себя, потребуется письменное разрешение.
Следует отметить, что именно полученный территориальным отделением ГУВМ МВД специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или апатрида на место пребывания, предоставленный ему принимающей стороной, является основанием для постановки на миграционный учет.
Не стоит забывать о том, что при отъезде иностранца отрывная часть уведомления передается принимающему лицу, которое обязано в течение двух суток вернуть ее в орган, выдавший эту бумагу.
Необходимо упомянуть также о том, что с 26 мая миграционный учет жителям Донбасса не дает тех привилегий, которые были изначально после начала беспорядков на востоке Украины.
Отведенные сроки
В свете последних событий, а именно в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу, миграционные правила несколько изменились и стали строже. Поэтому совсем не удивительно, что многие жители прочих государств при планировании путешествия в Россию активно интересуются, в какой срок иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет.
Новый миграционный порядок был принят и вступил в силу на основании Указа Президента РФ В. В. Путина от 9 мая 2017 года № 202. В соответствии с ним иностранцы, прибывшие в Россию, должны стать на миграционный учет в течение суток с момента прибытия на место своего пребывания. Данное правило распространяется на все российские города, в которых будут проводиться спортивные мероприятия. Также в них будет укорочен срок временной регистрации.
Очень важно отметить, что указанные правила не касаются граждан РФ, иностранцев и апатридов, участвующих в спортивном чемпионате. Исключение составят также иностранные граждане и апатриды, представляющие FIFA и ее дочерние организации.
Обычный миграционный порядок определяет срок пребывания в стране, руководствуясь соглашениями Российской Федерации и других иностранных государств о взаимном режиме въезда.
При безвизовом режиме въезда мигрант может находиться в России на протяжении 90 дней со дня въезда. Если иностранец пересек границу на основании загранпаспорта и визы, период его пребывания в стране определяется сроком действия визы.
Обязательно ли вставать на учет
Конечно же, подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в Россию, должны в обязательном порядке встать на миграционный учет по месту пребывания, однако существуют исключения, поэтому перед въездом в РФ необходимо выяснить, какие категории иностранных граждан не подлежат миграционному учету.
Российское законодательство четко определяет категории граждан, которым необходимо встать на миграционный учет, но при этом бывает и так, что временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации фиксировать не обязательно, в их числе:
- Лица, возглавляющие иностранные государства, главы правительств этих государств, руководители международных организаций, члены представительских и парламентских делегаций, которые были приглашены в Российскую Федерацию государственным органом власти или органом государственной власти субъекта РФ, а также въехавшие вместе с ними члены их семей.
- Моряки, которые являются подданными другого государства и входят в состав экипажа военного корабля, прибывшего в Россию по официальному или неофициальному поручению, либо с целью делового визита. То же относится и к летным военным экипажам, имеющим иностранное гражданство.
- Члены морских иностранных экипажей невоенных судов могут не вставать на миграционный учет по месту пребывания, если сходят на берег всего на 24 часа. Данное правило действует, если прибывшие лица находятся на территории порта, портового города Российской Федерации или выезжают на экскурсии в рамках отведенного им времени.
- Иностранные подданные, которые являются членами воздушных судов гражданской авиации, железнодорожных поездов и прочих транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в случае если указанные лица находятся на территории РФ в пределах аэропорта, железнодорожного вокзала, автовокзала и прочих станций согласно расписания соответствующих транспортных средств.
- Граждане иностранных государств, срок пребывания которых на территории Российской Федерации не превышает 7 дней, однако это правило не распространяется на иностранцев, которые останавливаются в гостинице, санатории, любой организации, гостиничного типа, на турбазе, в организации, оказывающей медицинские услуги, пансионате, детском оздоровительном лагере, доме отдыха, учреждении социального обслуживания и кемпинге.
- Граждане государств, с которыми у России подписаны договоры, исключающие обязательный миграционный учет.
Как осуществляется миграционный учет для граждан ЕАЭС
Как известно, граждане Евразийского экономического союза могут находиться на территории Российской Федерации в течение 90 суток с момента въезда. При этом если иностранный путешественник, гражданин страны – члена ЕАЭС, будет находиться в РФ не более 30 суток, заполнение миграционной карты для него не обязательно. Для тех же, кто планирует задержаться больше этого срока, регистрация по месту пребывания обязательна, причем при наличии оснований ее можно продлевать.
Что обязана делать принимающая сторона и кто ею может быть
В процессе постановки на миграционный учет иностранного гражданина главную роль играет принимающая сторона, так как всю процедуру осуществляет именно она.
Принимающей стороны могут выступать:
- иностранцы/апатриды, проживающие на территории России на постоянной основе и имеющие соответствующий документ – ВНЖ в РФ;
- юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя иностранца или апатрида;
- юридическое лицо, которое предоставляет иностранному гражданину или лицу, не имеющему гражданской принадлежности, место постоянного или временного пребывания, например, гостиница или отель.
Независимо от того, кто будет в роли принимающей стороны, лицо, размещающее у себя иностранца, имеет право потребовать от иностранца предъявить оригиналы необходимых для миграционного учета документов – паспорт, по которому он пересек границу РФ, и его миграционную карту. Также понадобятся их копии, которые необходимо приложить к уведомлению о прибытии иностранного гражданина в Россию и передать в государственный орган, занимающийся миграционными вопросами.
Бланк уведомления о прибытии иностранного подданного
Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет собой специальный бланк, который заполняется принимающей стороной. В нем указывается информация о мигранте и лице, которое принимает его у себя. Сама форма периодически меняется, поэтому очень важно обзавестись актуальным бланком.
Читайте также о том, как выглядит и какую информацию содержит .
Подавать уведомление о постановке на миграционный учет должна принимающая сторона, однако если она по уважительным причинам не может этого сделать, иностранец имеет право заняться собственным учетом самостоятельно с письменного согласия принимающей стороны.
Если все документы в норме, сотрудник уполномоченного государственного органа поставит на бланке специальные отметки. Отрывной талон с отметкой о том, что уведомление о прибытии иностранного гражданина было принято, отдается обратившемуся лицу. Именно отрывной талон уведомления с печатью органа, принявшего документ, удостоверяет постановку мигранта на миграционный учет в России.
Обычно после того, как иностранный гражданин встал на учет, он задумывается над тем, что делать дальше и как должен отмечаться в миграционной службе.
Стоит сказать, что отмечаться в службе учета мигрантов необходимо только после и ВНЖ в Российской Федерации.
Сроки оповещения миграционного органа
При обычном миграционном режиме принимающая сторона должна уведомить миграционный орган о прибытии гражданина другого государства в течение 7 дней.
Важно: в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в период с 1 июня по 12 июля 2018 года в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань, а также с 25 мая по 25 июля на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саранска и Самары регистрация по месту пребывания или временного проживания будут осуществлять в течение 24 часов с момента прибытия иностранного гражданина и только через МВД.
Эти правила относятся ко всем иностранным гражданам, включая граждан ЕАЭС и тех, кто работает по патенту или разрешению на работу.
В какой орган обращаться
С информацией о том, что теперь осуществляется постановка мигрантов на учет в ГУВМ МВД (УФМС), возможно, знакомы не все, ведь до упразднения в 2016 году Федеральной миграционной службы редко какой иностранец, приехавший в Россию на заработки, не знал о ней, потому что всеми вопросами миграционного учета и контроля занималось именно это ведомство.
Иностранцам, остановившимся в гостинице, нет необходимости искать того, кто выступит в роли принимающей стороны. Миграционный учет в гостинице или у физического лица, неважно, выполняется по одним правилам: в первом случае в качестве принимающей стороны выступит администрация гостиницы, во втором – физическое лицо.
В открывшемся окне пункт «Адрес предоставления в электронном виде», копируем ссылку, представленную ниже, и вставляем ее в новую вкладку. Таким образом, перед нами открывается новое окно.
Из длинного перечня услуг выбираем десятый пункт под названием «Осуществление миграционного учета».
После этого нам открывается страница, с пунктом «Получить эту госуслугу онлайн», именно этот пункт мы и выбираем.
Стоит отметить, что внизу этой же страницы можно скачать бланк уведомления о прибытии.
После этого необходимо пользоваться подсказками системы и заполнять все необходимые пункты.
Срок предоставления услуги указан на портале и равняется одному рабочему дню.
Через Почту России
Еще одним вариантом для мигранта является постановка на миграционный учет через Почту России. Документы может отправить как принимающая сторона, так и сам иностранец, при условии наличия у него . Уполномоченному сотруднику почты отправитель обязательно должен предъявить свое удостоверение личности.
Бланк уведомления о прибытии иностранца заполняется в двух экземплярах, а затем проверяется сотрудником, принимающим отправление. Кроме того, необходимо подготовить копии документов, которые прилагаются к уведомлению.
После выполнения установленных процедурой требований почтовое отправление объявленной ценностью с описью вложенных бумаг регистрируют и отправляют адресату. Пересылку оплачивает отправитель, он получает квитанцию об отправке письма, а также по одному экземпляру описи вложения и талона уведомления, на котором стоит оттиск календарного штемпеля и подпись почтового сотрудника.
Постановка на миграционный на учет: пошаговая инструкция
Если вы являетесь стороной, принимающей мигранта, то должны знать, как поставить иностранного гражданина на миграционный учет.
Процедура постановки на миграционный учет предполагает выполнение нескольких действий:
- Дождаться прибытия иностранца/апатрида в Россию (на место пребывания).
- Взять у него копии удостоверения личности, по которому он въехал в РФ, и миграционной карты/визы.
- Попросить иностранного гостя предъявить свои документы и сверить их с предоставленными копиями.
- Заполнить бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в Россию.
- Обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД и отдать все собранные документы.
- Забрать отрывную часть бланка уведомления с проставленными отметками миграционного органа и передать ее мигранту.
Если вы являетесь гражданином другого государства, планирующим поездку в РФ, вы все равно должны быть осведомлены о том, как встать на миграционный учет в России, так как знание этих сведений не только поможет вам избежать нарушения миграционных правил, но и упростит саму процедуру учета и вам, и принимающей стороне. Если иностранец прибыл в Россию как турист или как трудовой мигрант, то и в первом, и во втором случае возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом.
Кроме того, большим подспорьем для гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, юридических лиц, принимающих у себя иностранных граждан, будет электронная программа миграционного учета, предназначенная для ввода сведений и распечатки уведомления о месте пребывания иностранцев.
Необходимые документы для постановки на учет
Перечень документов для постановки на миграционный учет иностранных граждан достаточно мал:
- Копия удостоверения личности.
- Копия миграционного бланка или визы.
- Заявление иностранного гражданина о постановке на миграционный учет.
Трудоустраивающимся мигранта, возможно, потребуется предъявить рабочий контракт.
Заполнение миграционной карты
Миграционная карта должна быть заполнена корректно и содержать правдивую информацию, совпадающую с данными удостоверения личности. Главным нюансом является указание цели въезда в Россию, именно от правильного заполнения этого пункта зависит дальнейшее нахождение в России трудового мигранта. Например, если, скажем, целью визита указан туризм, то оформить РВП по этой миграционной карте не получится, как и устроиться на работу.
Читайте более детальную информацию о том, для чего нужна .
Сколько стоит
Услуга постановки на миграционный учет производится бесплатно, госпошлина в этом случае не взимается.
Какие проблемы могут возникнуть
Обычно сложностей с постановкой на миграционный учет не возникает, однако часто мигранты не информированы о том, как действовать в случае изменения места пребывания или принимающей стороны. В подобных случаях необходимо снова обращаться в миграционный орган.
Причины отказа
Основания для отказа в постановке на миграционный учет российским законодательством не предусмотрены, однако вам все же могут отказать:
- если подан неполный пакет документов;
- если неправильно заполнено уведомление;
- если указаны заведомо лживые сведения.
В то же время это будет лишь временный отказ, после того, как все будет устранены все замечания исправлены, можно снова обращаться в организацию.
Можно ли обжаловать отказ
Если вам все же отказали, можно обжаловать данное решение в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться с соответствующей жалобой на действие должностных лиц отделения ГУВМ МВД, где вам было отказано.
Обжаловать отказ в постановке на учет можно в нескольких случаях:
- Нарушение срока регистрации запроса заявителя.
- Нарушение срока предоставления услуги.
- Требование документов, которых нет в перечне.
- Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления услуги.
- Беспричинный отказ.
- Требование оплатить услугу.
- Отказ в исправлении ошибок или опечаток сотрудниками миграционного органа.
Снятие с миграционного учета
К счастью, о том, как снять иностранного гражданина с миграционного учета, принимающей стороне, как, впрочем, и самому мигранту, не нужно беспокоиться, так как это прерогатива территориального органа ГУВМ МВД России.
Что ждет нарушителей миграционного учета
Необходимо сразу сказать, что ответственность за нарушение миграционного режима ложится на плечи принимающей стороны. Конечно, и мигрант тоже может быть наказан, например, с запретом на въезд. Все зависит от степени правонарушения. Но принимающая сторона может пострадать еще и материально.
Таким образом, штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет, согласно статье 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , составит:
- физическое лицо – от 2 000 до 5 000 рублей,
- должностное лицо – от 25 до 50 тысяч рублей,
- юридическое лицо – от 250 до 750 тысяч рублей.
Еще одним нарушением миграционных правил является фиктивная постановка на миграционный учет, что предусмотрено более суровое наказание – штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или сумма, равная размеру заработной платы за 3 года. Также возможны принудительные работы. Стоит также отметить, что фиктивная постановка на учет является еще и основанием для аннулирования регистрации мигранта.
Миграционной учет иностранных граждан - официальная процедура, которая преследует сразу несколько целей: контроль постоянных миграционных потоков, сбор налогов и обязательных государственных пошлин и другие. Каждый иностранный гражданин или апатрид, пересекая границу Российской Федерации, должен пройти таможенную и паспортную процедуру контроля, что является первым этапом контроля потока иностранцев.
После этого, существует несколько путей оформления легального передвижения по территории РФ, которые разнятся от сроков пребывания и целей нахождения. Наши специалисты подготовили на сайте развернутый материал, дающий ответы на самые распространённые вопросы, связанные с МУ: где встать на миграционный учет, каков предельный срок постановки иностранных граждан на миграционный учет и другие.
Что такое миграционный учет апатридов и иностранных граждан, и какие основные функции он выполняет?
Миграционный учет иностранных граждан пришел на смену устаревшей процедуре прописки (доставшийся в наследство от Советского союза), что закреплено в ФЗ №109. Форматом такого учета предусмотрена уведомительная процедура. Регистрация мигрантов заключается в подаче данных в тер. отделение МВД, а в случае наличия принимающей стороны, собственного или арендного жилья - по месту расположения объектов.
Порядок и предельные сроки прохождения такой процедуры, включая минимальное количество документов.
Цели и задачи миграционного учета
Регистрация и учёт преследует сразу несколько целей:- помогает в полной мере реализовать задекларированные права иностранцев и выполнять обязанности;
- прогноза миграционных процессов УФМС и своевременного внесения изменений в законодательные акты (так, в 2018, во время матчей футбольного ЧМ, в городах, участвующих в мероприятии, приезжие граждане иностранцы, обязаны задекларировать свой приезд МВД в 24-часовой срок);
- для сбора и обработки данных касательно передвижения таких лиц между регионами страны (при заключении трудового соглашения, нерезидент получает разрешение на работу только в определённом регионе);
- для планирования развития инфраструктуры для приёма туристов в Москве и регионах;
- для оперативного реагирования на кризисные и критичные ситуации (как вариант, при развитии военного конфликта в одной из соседних стран);
- для выявления правонарушителей, действующих с целью нарушения правовых основ, защиты национальных интересов, общества и государственных границ;
- для выявления и устранения нелегально передвижения иностранных лиц;
- регулирует, систематизирует полученные данные приезжих и способствует контролю социальных, культурных, политических процессов;
- помогает контролировать и регулировать лиц, которые работают в РФ.
Пребывание в Москве и регионах иностранных граждан, резидентов некоторых стран гражданина без постановки на временный учёт
Некоторые иностранные граждане приезжая в РФ избавлены от прохождения процедуры регистрации в МУ на весь разрешенный период пребывания. В список таких международных субъектов, для граждан которых действует льготная процедура регистрации на российской территории входят Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Украина. Однако они должны сразу после прибытия отправить уведомление в компетентные органы, сообщив про адрес своего нахождения или проживания, которое заполняется принимающей стороной.
Сроки постановки
Общие правила, регламентирующие действия временных и постоянных мигрантов, предписывают им встать на учёт в территориальном отделении в течение 7 дней, а предельный срок нахождения ограничен коридором, указанным в выданной визе или сроком действия миграционной карты, но не более 90 календарных дней. Для владельцев паспортов некоторых стран законодатель продлил сроки постановки на учёт:
- резидентам Украины - до 90 дней с даты, согласно штампу миграционной карты;
- подданным стран, подписавших договор о вступлении в ЕАЭС - до 1 месяца;
- гражданам Таджикистана - максимум через 15 дней после пересечения границы.
Кто может выступать как принимающая сторона согласно Федеральному закону?
Довольно часто легальные мигранты пребывают в пределах РФ по приглашению принимающей особы (стороны). Таким субъектом могут быть заявлены:
- россияне, имеющие постоянное место проживания;
- иностранцы на ПМЖ, РВП, вид на жительство;
- компании - юр. лица, официально зарегистрированные в РФ, имеющие право заключать с иностранными гражданами трудовой договор;
- государственные органы разных уровней;
- международные организации, пригласившие данное лицо.
Приглашающему субъекту отводится 3 рабочих дня для уведомления миграционной службы о приезде иностранца и сроках его пребывания.
Если иностранец приехал самостоятельно и поселился в гостиницу или общежитие, обязанность об оповещении миграционных органов ложится на персонал объекта размещения. Ответственное лицо из числа администрации отеля, гостиницы (рецепционист, администратор, хостес) в течение 1 рабочего дня со дня прибытия отправляет официальное уведомление, а также проводит комплекс предписанных мер, сопряженных с постановкой прибывшего иностранного гражданина на учёт. За срыв граничных сроков и игнорирование норм размещения предполагается административная ответственность.
Действия, возложенные на принимающую сторону. Где и как правильно встать на миграционный учет?
Миграционный учет иностранных граждан не предполагает особых трудностей и траты свободного времени. Это элементарная процедура, не требующая посещения миграционных органов - достаточно просто взять копию паспорта приезжего, сходить на почту и заполнить бланк. Для отправки бланка необходимо оплатить услуги почты (180 рублей).
Взамен оператор почтовой связи проставит штампы на отрывном талоне, который необходимо будет показать при прохождении пограничного контроля при выезде с любого пункта, расположенного на границе. Отсутствие такого корешка потребует уплаты штрафа до 5 тыс. рублей. При необходимости пролонгации границ сроков пребывания, необходимо будет повторно отправить уведомление с указанными изменениями.
Как быстро встать на учёт?
Оформить МУ можно тремя способами:- лично принеся документы в тер. отделение по месту прописки принимающей стороны;
- отправить уведомление почтой;
- обратившись в МФЦ.
Пошаговая инструкция прохождения процедуры регистрации МУ:
- Принимающий субъект (при болезни и в других некоторых случаях, уведомление может отправить и лично нерезидент) заполняет и отправляет в УМФС РФ уведомление установленного образца.
- Полученные данные проверяются ответственным работником, принимающим бумаги, и заносятся в общую базу данных, о чём ставится соответствующая отметка в отрывном купоне.
- Купон возвращается заявителю, а тот, в свою очередь, передает его иностранцу.
- Данная отрывная часть позволяет законно пребывать лицу до 90 суток.
- Отправлять данные об убытии постояльца не нужно - такая информация попадёт в общую систему автоматически при пересечении лицом государственной границы.
Бланк уведомления о прибытии в местопребывания иностранного гражданина 2018
Уведомляющий бланк - законодательно утверждённая форма, которую следует заполнить, лицу отвечающему за приём иностранного гражданина, и передать в территориальный орган. В передаваемом в компетентные органы заполненном уведомлении должны отсутствовать какие-либо помарки, неточности, ошибки и описки, а бланк должен быть заполнен шариковой или перьевой рукой синего фиолетового или черного цвета.
Критически важно внимательно заполнять все требуемые графы, так как любая неточность может привести к отказу в регистрации заявленного уведомления и возникновению проблем, по причине нарушения миграционного и другого законодательства Российской Федерации.
Бланк уведомления - базовый документ постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. Для нерезидента главная часть - отрывной корешок без которого, лицо признается, нарушающим правила нахождения в стране.
Для взятия иностранного гражданина на официальный учет следует позаботиться о сборе необходимых документов как иностранцу, так и принимающей его российской стороне.
Документы, требуемые от принимающей стороны
Пакет документов, необходимый для предоставления контролирующим структурам, отличается исходя из субъектности принимающей стороны. Физ. лицу необходимо предъявить:
- паспорт;
- копию паспорта;
- документы, свидетельствующие о законном пребывании в пределах России;
- свидетельство на право собственности квартиры, дома или договор найма, в котором планируется временное проживание прибывшего мигранта.
Если принимающей стороной выступает юр. лицо любой формы собственности, то пакет требуемых документов выглядит так:
- копия справок и свидетельств о прохождении гос. регистрации и ИНН;
- уведомление о регистрации в органах статистики и ЕГРЮЛ (копия и оригинал, действующий до 60 дней);
- копия внутреннего паспорта директора и приказа о его назначении на руководящую должность;
- контактные данные, включая фактический и юридический адрес;
- копия документов, свидетельствующих о праве пользования занимаемым для коммерческих нужд помещением.
Документы и справки для регистрационных действий, предъявляемые иностранцем
Кроме правильно заполненного уведомления о прибытии на место проживания, приезжему необходимо с момента въезда подать следующий пакет справок документов и их копий:- паспорт, по которому совершался переход через границу РФ;
- миграционная карта (не требуется для паспортов республики Беларусь);
- данные визовой наклейки (для субъектов, въехавших на основании визы).
Как поставить ребенка или несовершеннолетнего на миграционный учет?
Постановка временно на учет иностранного ребенка в российской федерации, идентична процедуре, касающейся взрослого, за исключением необходимости предоставить некоторые дополнительные документы постоянно иностранным проживающим по месту регистрации. Свидетельством успешного прохождения процедуры МУ является наличие отрывного талона, проштампованного контролирующими органами.
Документы для постановки несовершеннолетних, детей иностранных граждан на временный миграционный учет
Легализация временного нахождения несовершеннолетнего (возрастом до 18 лет) иностранного гражданина требует предоставления следующего пакета документов:
- уведомление о месте проживания, с данными приехавшего ребёнка;
- полученную на границе миграционную карту, заполненную и проштампованную в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- свидетельство о рождении для несовершеннолетних, возрастом до 14 лет и загран/внутренний паспорт или «айди карта» при возрасте 14-18 лет;
- может потребоваться предоставление полиса о добровольном мед. страховании, выписанном на имя ребёнка;
- документы на жилое помещение или действительный договор найма, в котором планируется временное пребывание мигранта и членов своей семьи;
- свидетельства, удостоверяющие персону и законность пребывания на территории России принимающих лиц.
Как проверить наличие временной регистрации у мигрантов, находящихся в РФ?
Проверка миграционного учета пребывающих иностранных граждан - действенный способ исключить себя от проблем, связанных с перемещением нелегальных мигрантов на территории РФ. Приём такого человека на работу или предоставление ему в найм жилого помещения без проверки законности пребывания может привести к административной ответственности, а иногда и к уголовной (в случае совершения мигрантом уголовно наказуемых деяний).
Выполнить проверку соблюдения миграционного учета иностранных граждан не так и просто. Самый действенный способ - это сопоставление данных отрывной части уведомления о прибытии лиц без гражданства или обладающих таковым, с информацией, которой обладают органы ФМС. Для этого следует составить официальный запрос в контролирующие органы в письменном виде и ждать ответа.
Иностранец, который сомневается в добросовестности принимающей стороны, иногда игнорирующей правила необходимой регистрации приезжих, может лично проверить факт осуществления процедуры по постановке на миграционный обязательный учет иностранных граждан.
Для этого ему следует явиться в контролирующие органы, предъявив документ удостоверяющий личность, либо отправить письменный запрос. Миграционные службы Федерации, проверят иностранного гражданина и выдадут ответ в письменной форме.
Что делать при утере отрывной части бланка уведомления миграционного учета иностранных граждан
Если владелец иностранного паспорта или апатрид, пребывая в Российской Федерации, потерял либо уничтожил корешок уведомления, полученный в отделении почтовой связи, ему следует явиться в ближайшее по месту жительства представительство ФМС РФ и написать там заявление,указав место, где иностранец встал на миграционный учет. При наличии подтверждающих документов, к заявлению можно приложить ксерокопии карты миграции, своего паспорта и утерянного бланка. Последний значительно ускорит рассмотрение проблемы иностранных граждан в Российской Федерации, и упростит получение утраченной справки.
Количество иностранцев, въезжающих в Россию увеличивается ежегодно. Немало среди них и мигрантов, стремящихся устроиться на работу. Многие из них делают это нелегально, нанося огромный урон экономике. Для борьбы с нелегальным потоком мигрантов ведется обязательная регистрация иностранных граждан по месту пребывания. Она позволяет вести необходимый учет государственными органами въезжающих иностранцев, контролировать и отслеживать их передвижения в пределах Российской Федерации. Рассмотрим, что такое миграционный учет более подробно.
Согласно ФЗ о миграционном учете, все въезжающие в РФ иностранные граждане должны зарегистрироваться или, по-другому, встать на учет.
Регистрация иностранцев в РФ ведется:
- По месту временного пребывания.
- По месту жительства.
Регистрация по месту жительства для иностранного гражданина проводится постоянно проживающим на территории РФ на легальном основании (РВП, ВНЖ). Может осуществляться в собственную жилую площадь или в жилплощадь, арендованную по договору социального найма.
Заполняется бланк заглавными печатными русскими буквами и цифрами черной ручкой или темно-синей. Не допускается использования сокращений и исправлений. Он содержит следующие основные сведения:
- О лице, подлежащем учету по месту пребывания.
- Информацию о месте пребывания.
- Сведения о принимающей стороне.
Отрывная часть является подтверждением, что обязанности по постановке на миграционный учет иностранных граждан исполнены. Она должна быть передана иностранцу и предъявлена при первом требовании проверяющих органов. На ней обязательно должна быть проставлена печать и подпись органа, через которое подавалось уведомление. Также она понадобится при пересечении границы с РФ, а также при смене места временного проживания.
Регистрация детей
Миграционному учету подлежат и дети, приезжающие с родителями иностранными гражданами. Срок, предоставляемый по закону для регистрации несовершеннолетних составляет все те же 7 дней . Процесс их регистрации практически не отличается от взрослых. Есть несколько нюансов, о которых необходимо знать.
Несовершеннолетний может находиться на территории РФ вместе с родителями весь срок их пребывания. Поэтому продлить временную регистрацию ребенка можно только на основании разрешительных документов их родителей.
Кроме этого, юридическое лицо не имеет право ставить на учет несовершеннолетнего.
Документы, необходимые при регистрации ребенка по месту пребывания:
- Документ, подтверждающий личность несовершеннолетнего(паспорт или свидетельство о рождении).
- Полис медицинского страхования.
- Свидетельство на собственность.
Ответственность за отсутствие регистрации
За несоблюдение федерального закона о миграционном учете иностранных граждан предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей . Злостных нарушителей миграционного законодательства депортируют из страны и закрывают обратный въезд на несколько лет.
Кроме самого иностранца, к ответственности привлекается и принимающая сторона, не отправившая уведомление в положенный срок. Для физических лиц он варьируется от 2000 до 7000 рублей по стране, для юридических лиц он может составлять от 50000 до 700000.
Продление
Как такового, понятия продление законодательством не предусмотрено, но можно получить ее на новый срок, если в период временного пребывания были оформлены: новая виза, разрешение на работу или патент, РВП или ВНЖ. Подача документов на их получение также признается.
Кроме этого возможно продлить нахождение в РФ и при поступлении в ВУЗ или при наличии серьезных на это оснований (тяжелой болезни иностранца, требующей неотложной медицинской помощи; смерти близкого родственника).
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания
Согласно закону, основаниями для снятия иностранца с учета по месту жительства могут быть:
- Отсутствие дальнейшего основания временно или постоянно проживать в РФ.
- При признании его безвестно пропавшим.
- При отчуждении находящегося в собственности имущества или прекращение права им пользоваться.
- Если регистрация была выполнена незаконно.
- В случае установленного факта смерти.
При наличии этих оснований иностранному гражданину в РВП или ВНЖ вносится соответствующая отметка.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания происходит автоматически:
- При выезде из РФ.
- В случае установленного летального исхода.
- При получении нового уведомления по другому месту пребывания иностранца.
- При обнаружении факта обмана и подлога при регистрации.
После выезда иностранца из гостиницы или другого предприятия, оказывающего подобные услуги, администрация обязана на следующие сутки в течение 12 часов уведомить об этом органы миграционного учета. Это же касается медицинского, социального, исправительного учреждения.
Миграционный учет по месту пребывания и жительства позволяет соблюдать и защищать интересы, как иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, так и россиян. Кроме этого, он позволяет контролировать поток нелегальных мигрантов. Все процессы подробно расписаны в ФЗ №109 и в Постановлении Правительства РФ № 9.
Подведем краткие итоги статьи. Таким образом, если иностранец въезжает в Россию в отпуск на срок более 7 дней, поставить на временный учет его должен:
- Если он проживает в гостинице, - ее администрация.
- Если он все время будет жить в съемном жилье, – арендодатель.
- Если он останавливается в частной собственности у друзей или родственников – соответственно, такая обязанность ложится на них.
Если иностранный гражданин приехал на работу по приглашению предприятия, он также должен быть зарегистрирован по месту в тот же срок. Исключением являются лишь специалисты высокой категории.
Если иностранец хочет получить регистрацию по адресу своей собственной квартиры, он должен обратиться в отделение ГУВМ лично.
Отрывной талон регистрации по месту пребывания предъявляется вместе с МК при выезде из России . В случае его отсутствия, на иностранца будет наложен штраф, также ему подвергнется приглашающая сторона, указанная в МК.
Еще одним часто встречающимся вопросом у работодателей является, как зарегистрировать приглашенного работника иностранца. Приведем часто встречающийся пример:
Предприятие ООО «Синтез» пригласило на работу иностранца. Так как своего жилья и предприятия не имеется, оно предоставило ему съемную квартиру. Соответственно между иностранцем и собственником был заключен договор аренды. В этом случае обязанность постановки на учет ложится на собственника, а предприятие здесь выступает лишь посредником, несмотря на то, что оно его пригласило на работу.
Обязанность оформлять регистрацию иностранному работнику возникает у юридического лица лишь в том случае, если жилое помещение, в котором он планирует проживать, находится на его балансе.
Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.
Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».
Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).
В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.
Категория иностранных граждан | Регистрация по месту жительства | Миграционный учет по месту пребывания |
Постоянно проживающие (ВНЖ) | + | + |
Временно проживающие (РВП) | + | + |
Временно пребывающие | - | + |
В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.
За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.
Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.
Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.
Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.
Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.
Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.
«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):
- гражданин Российской Федерации,
- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,
- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,
- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,
- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,
- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,
у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».
Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.
Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:
«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.
Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.
Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.
Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.
Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.
Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.
Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.
В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.
В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.
Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.
Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:
Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);
Устав (редко);
Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);
ИНН (всегда);
ОГРН (всегда);
Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);
Копия паспорта ген. директора (почти всегда);
Доверенность на представителя;
Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);
Копия паспорта представителя (редко);
Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).
Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.
Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.
Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:
Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;
Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);
Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);
Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);
С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.
Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);
Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);
Трудовой договор;
Уведомление о заключении трудового договора.
До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .
Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.
Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.
О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.
Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?
Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.
Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.
Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.
Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.
Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.
Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).
Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.
Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.
Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.
Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.
И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).