Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.
«СССР накануне войны» - СССР накануне войны. 22 июня 1941 года. Соотношение сил накануне войны. План «Барбаросса» (4 армейские группы). Начало великой отечественной войны. Цели. Первые дни Великой Отечественной войны. Защита СССР (формирование фронтов). Оборона Ленинграда Битва за Москву «Хочу всё знать!».
«СССР перед войной» - 3.СССР и Прибалтика. Английская карикатура на Гитлера и Сталина. Подписание cоветско- литовского договора. 1.СССР в начале Второй мировой войны. 2.Советско-финляндская война (1939-1940 гг.). Прорыв Красной Армией линии Маннергейма. Маркировка советско-финской границы. План урока. Проверка проблемного задания.
«Советско-германские отношения» - Работа с текстом документа. Права СССР. Советское правительство. Советско-германские отношения. Соотношение военной техники. Западная Белоруссия. Представление о внешний политике. Положение СССР. Причины II Мировой войны. Реализм. Советско-германские соглашения. Договор о ненападении. Советско-Финская война.
«Немцы в СССР» - Колонны. Условия жизни трудармейцев. Политико-правовое признание. Создание трудовой армии. Украина. Депортация немцев. Отзыв с фронта. Вторая мировая война. Советские немцы на фронте. Трудармия. Паспорт трудармейца. Отношение к немцам. Применение депортации. Карта исторического распределения немецкоговорящего населения.
«Финская война» - Потеряла ранеными 44 тыс. Финляндия Потеряла территорию Потеряла убитыми 23тыс. Надежда на помощь Англии и Франции. Тест 1. Когда началась советско-финская война? Итоги войны Мирный договор 12 марта 1940 г. Советского Союза Финляндии. Российско-финские отношения сегодня. Оборонительная система линии Маннергейма.
«СССР и Германия» - В сентябре-октябре 1939г. Подписан 22 мая 1939 года между Италией и Германией Откровенно направлен против стран Запада. В ноябре 1939 года СССР начал военные действия против Финляндии. Договор о дружбе и границах. СССР выступил с предложением заключить договор о взаимопомощи со странами Запада. 17 апреля 1939г.
Всего в теме 11 презентаций
Наиболее острой проблемой межсоюзнических отношений являлась проблема открытия второго фронта. Во время пребывания В.М. Молотова в Лондоне и Вашингтоне были подписаны аналогичные по содержанию англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Великобританией и США «достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».
24 июля 1942 г. в Лондоне через неделю после публикации коммюнике о втором фронте У. Черчилль вновь встретился с Ф. Рузвельтом в Лондоне и договорился с ним отложить создание второго фронта в Европе. У. Черчилль обещал в письме и при личной встрече в Москве И. Сталину открыть второй фронт в Европе в 1943 г.
После Сталинградской битвы в 1943 г., которая явилась началом коренного перелома войны, с точки зрения союзников, стало невыгодным дальнейшее откладывание второго фронта. Напротив, теперь они считали целесообразным высадить свои войска в Западной Европе и не допустить ее освобождения Советской Армией.
Тегеранская конференция.
Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май - июнь 1944 года. Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.
Ялтинская конференция.
На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.
Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.
Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.
СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.
Потсдамская конференция
Берлинская (Потсдамская) конференция в июле - августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У. Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К. Эттли, а также нового президента США Г. Трумэна.
Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.
В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.
− объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции - Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945).
Ленд-лиз − программа, представлявшая собой систему, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).
Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.
На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента.
Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма - $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.
Маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К. М. Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией»
Проблема открытия второго фронта
После нападения фашистской Германии на СССР одной из главных задач внешнеполитической деятельности Советского правительства стало создание антигитлеровской коалиции. Учитывая противоречия между СССР и капиталистическими странами, решить эту задачу было непросто. В течение года шли дипломатические переговоры, переписка между правительствами СССР, США и Великобритании по вопросу создания антигитлеровской коалиции. Подписанием 26 мая 1942 г. в Лондоне советско-английского договора о союзе в войне против гитлеровской Германии и 11 июня в Вашингтоне советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, антигитлеровская коалиция сложилась. Следующей задачей внешней политики СССР стало открытие союзниками второго фронта в Европе. Отсутствие второго фронта позволяло командованию вермахта держать на Востоке основные силы, не опасаясь за свой Западный фронт. Советское правительство, исходя из тяжелейшей обстановки на советско-германском фронте в 1941-1942 гг., добивалось от Англии и США открытия второго фронта в 1942 г. со всей настойчивостью. В ходе советско-американских переговоров в июне 1942 г., которые с советской стороны вел в Вашингтоне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Такого же согласия В.М. Молотов добился и от английского правительства, когда он по пути из Вашингтона в Москву остановился в Лондоне. На деле Англия не собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выдвигала всевозможные оговорки, чтобы открытие второго фронта перенести на 1943 г. Кроме того премьер-министр Великобритании У. Черчилль делал все возможное, чтобы склонить президента США Ф. Рузвельта к отказу от взятого обязательства и сосредоточить усилия на осуществлении высадки англо-американских войск в Северной Африке. В июле 1942 г. президент США принял точку зрения У. Черчилля. В письме И.В. Сталину 18 июля, а затем в ходе переговоров с главой Советского правительства в Москве в августе 1942 г. У. Черчилль заявил об отказе Англии открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Это же подтвердил от имени президента США Ф. Рузвельта и посол США в Москве А. Гарриман, присутствовавший на переговорах У. Черчилля и И.В. Сталина. Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо - американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо - американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.
Проблема послевоенного устройства мира
Тегеранская конференция состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» - Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны
Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым.
Потсдамская конференция состоялась в Германии - г.Потсдам (дворец Цецилиенхоф) с 17 июля по 2 августа 1945 с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.
В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).
Открытие второго фронта
Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав пр-в США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию сов. делегации Т. к. приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 (см. «Оверлорд»). Т. к. приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Теге- ране сов. делегация, идя навстречу просьбам пр-в США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией сов.- япон. договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Д. Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении воен. действий в Европе.
Германский вопрос (территориально и политика по отношению к ней
На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.
В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.
Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.
Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.
Репарации
Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.
Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию.По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.
Польский вопрос
Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.
Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.
Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.
Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.
Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.
На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.
Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.
Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.
Другие вопросы
Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также др. вопросы, в т. ч. касающиеся послевоен. Организации мира.
Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.
Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.
Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.
Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.
Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.
Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.
Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.
Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 годов против стран нацистского блока, также называемых Стран Оси: Германии, Италии, Японии.
В годы войны синонимом антигитлеровской коалиции стал термин «Объединённые нации», предложенный Рузвельтом и впервые встречающийся в Декларации Объединённых наций 1942 года (Вашингтонской декларации двадцати шести). Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана Организация Объединённых Наций (ООН).
Основные этапы формирования
Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва
Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР
Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.
Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США в 1942 году.
Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами (Декларация Объединённых Наций) о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.
Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон
Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчелля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчелля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.
8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) посвящена была послевоенному устройству мира. В ее работе участвовал И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР, США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Главная мысль Потсдамской конференции и соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства. Объединение Германии в 1990 году дало возможность мировому обществу утвердить, что 1990 г. положил конец послевоенному устройству мира, определившемуся в Ялте и Потсдаме. В крымской конференции (февраль 45 г.) были подготовлены соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления «Большим Берлином», а так же о контроле союзных войск в Германии.
56.Послевоенное развитие страны 1945-1953 гг. Обострение международных отношений и начало «Холодной войны». Создание социалистического лагеря и борьба двух систем. Четвертый пятилетний план восстановления и развития экономики СССР, его итоги. Духовная жизнь советского общества.
История многих государств – это калейдоскоп героических и трагических, радостных и печальных событий, связанных с жизнью народов, развитием экономики и культуры, борьбой за своё настоящее и будущее. Не зная прошлого страны, трудно оценивать настоящее и оценивать будущее.
Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд много национальной семьи народов СССР – первого на планете социалистического государства. Развязанная фашистами война стала самой жестокой и тяжёлой из всех войн в истории нашей Родины.
В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.
Масштабы восстановительных работ были такими, каких не знала наша страна за всю многовековую историю. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесён невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 20 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень. Только в промышленности были выведении из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесённый нашему государству, составил 2,6 трлн. руб.
Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии – инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.
Итогом самоотверженного труда рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции всех союзных республик было восстановление городов и сёл, заводов и колхозов – всего народного хозяйства нашей страны.
С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы.
Война, расколов мир на два враждующих лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Обстановка в мире и сам климат международных отношений изменились. Временно межгосударственные отношения между всеми ведущими державами (Германия и Япония надолго выбыли их числа) приобрели партнерский, казалось, даже дружественный характер. Надежды на мирное, гармоничное развитие внушало и создание Организации Объединенных Наций. СССР впервые стал не только полноправным членом мирового сообщества, но и одним из его признанных лидеров. Для десятков и сотен миллионов людей впервые за многие годы исчез образ внешнего врага. Колоссальный вклад в победу Советского Союза вызвал всплеск симпатий на Западе, заставил забыть о раскулачивании и "большом терроре". Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна (в 11943 г.) резко возрос авторитет компартий на Западе (с 1939 по 1946 г. их численность возросла в 2,9 раза). Они перестали рассматриваться в качестве подрывных организаций Кремля, а в некоторых странах были близки к приход)/ к власти.
Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот исторический шанс. С исчезновением общего врага лагерь победителей стал раскалываться, постепенно отношения между бывшими союзниками – странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока и Запада, что явилось главной особенностью и устойчивой тенденцией послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.
Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль 1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.
Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Она осложнялась тем, что в 1946 году страну поразила жесточайшая засуха, охватившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области.
Тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х - начале 50-х гг., более укрепилась и окончательно оформилась. По мере угасания энтузиазма, характерного для некоторых городских слоев в 30-е гг., все более проступали черты бюрократического режима с едва ли не абсолютным контролем партийно-государственного аппарата, лично Сталина над телами, душами и помыслами граждан. Культ Сталина достиг своего апогея. Сталин окончательно превратился в живое божество, требующее всеобщего поклонения. Политическая атмосфера последних лет жизни Сталина не позволяла ставить вопросы о вступлении страны на путь реформ.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, его внутренняя и внешняя политика. XX съезд КПСС. Либерализация общественно-политической системы. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущеваи его политического курса.
Период "междуцарствия" долгие годы освещался историографией как бы вскользь и сводился исключительно к кадровым перестановкам. Однако именно весной-летом 1953 г. борьба за власть наверху отличалась наибольшей жесткостью и была тесным образом увязана с определением стратегии развития страны. Все члены политического руководства понимали необходимость преобразований. Но каждый по-своему определял приоритеты и глубину неизбежных перемен. В целом же, направления предстоящих изменений были обусловлены "болевыми точками" общественного развития. Центральное значение имело реформирование репрессивной системы и карательных органов, выведение из тупика аграрной сферы, корректировка внешнеполитического курса.
XX съезд КПСС
Созыв съезда был вызван необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений в жизни страны и определить новый курс.
Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н. С. Хрущевым, подтвердил изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, социальной и экономической.
Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в “буржуазных странах” могло отныне происходить конституционным путем.
Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.
В идейно-политическом плане доклад Н. С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных “кликой Берии”, и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства - таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.
24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н. С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.
Хрущёвская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущёва и его сподвижников. Они были твёрдо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких её основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.
Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало <оттепели> (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.
В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран 1-м секретарём ЦК.
Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.
В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.
Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.
Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено. После роста цен на продукты, закупки зерна в США и введения карточной системы, Хрущёв был обречён.
В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущёва от занимаемой должности. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва сыграла партийно-государственная бюрократия.
ТАСС-ДОСЬЕ. С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму проходила Ялтинская конференция руководителей государств - союзников по антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании). Принятые на этой встрече решения заложили основы послевоенного миропорядка, оформили разделение сфер влияния между западными государствами и СССР.
Советскую делегацию на конференции возглавлял председатель Совета Народных Комиссаров СССР, маршал Советского Союза Иосиф Сталин (Джугашвили), американскую - президент Франклин Рузвельт, британскую - премьер-министр Уинстон Черчилль.
Условия капитуляции Германии и ее послевоенного устройства
Хочу напомнить, что и Венский конгресс 1815 года, и ялтинские соглашения 1945 года, принятые при очень активной роли России, обеспечили долгий мир. Сила России, сила победителя в эти поворотные моменты проявлялась в благородстве и справедливости
Владимир Путин, президент РФ
Единогласным решением были определены планы союзников относительно условий капитуляции Германии и ее послевоенного устройства. Было заявлено, что "непреклонной целью" трех держав "является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира". Для этого был предусмотрен целый комплекс мер, "включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии". Лидеры СССР, США и Великобритании договорились о разделении Германии на оккупационные зоны. Советским войскам отводилась восточная часть страны, войскам Великобритании - северо-западная, США - юго-западная. Кроме того, возможность образовать четвертую оккупационную зону за счет зон Великобритании и США была предоставлена Франции. Осуществлять административный контроль над Германией должен был Верховный контрольный орган в составе главнокомандующих СССР, США и Великобритании, а также представителей французского правительства. Позднее, в 1949 году, на территории американской, британской и французской оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германия, а на территории советской оккупационной зоны - Германская Демократическая Республика.
"Декларация об освобожденной Европе"
Советская сторона подняла вопрос о выплате Германией компенсации за причиненный оккупированным странам ущерб в размере $20 млрд, а также на том, что половина репараций должна достаться СССР и взиматься они должны путем изъятия производственного оборудования и ежегодного вывоза продукции из Германии.
Я уверен, что благодаря соглашениям, достигнутым в Ялте, Европа будет более стабильной в политическом плане, чем когда бы то ни было еще
Франклин Рузвельт, президент США
Достигнув согласия относительно порядка взимания и распределения репараций, стороны не договорились об их общей сумме.
Главы СССР, США и Великобритании подписали в Ялте совместную "Декларацию об освобожденной Европе", которая предусматривала уничтожение союзных нацистам властей в оккупированных Германией странах и установление демократических учреждений на основе всеобщих выборов.
Создание ООН
В ходе переговоров была достигнута договоренность о создании всеобщей международной организации, которая позднее получила название Организации Объединенных Наций (ООН). В основу ее деятельности был положен принцип единогласного принятия решений постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, СССР, США, Франция), каждый из которых имел право заблокировать неприемлемое для себя решение (право вето). Кроме того, Сталин добился согласия партнеров по переговорам на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и Украинская и Белорусская союзные республики как наиболее пострадавшие от войны.
Возвращение СССР Курильских островов
На Ялтинской конференции Советский Союз обязался вступить в войну с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии. При этом было получено согласие союзников на "восстановление прежних прав России, нарушенных предательским нападением японцев в 1904 году". Согласно достигнутым договоренностям, СССР возвращал контроль над южной частью Сахалина и Курильскими островами, получал право на использование военно-морской базы в Порт-Артуре и Китайско-Восточной железной дороги. Монголия в соответствии с соглашением признавалась независимым государством.
Разделение сфер влияния в Европе
В Ялте уступки Советского Союза Соединенным Штатам и Англии были больше, чем их уступки Советам
Эдвард Стеттиниус, государственный секретарь США (1944-1945 гг.)
книга воспоминаний "Рузвельт и русские", 1950 год
Ялтинская конференция была одним из самых трагических моментов XX века: Великобритания и США молчаливо признали право СССР распространить свою сферу влияния на всю восточную половину Европы
Дэниел Фрид, заместитель Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии (2005-2009)
Союзникам не удалось достичь окончательной договоренности по вопросу о политическом устройстве и границах послевоенной Польши. Было принято расплывчатое решение преобразовать временное польское правительство на "широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Восточная граница Польши определялась по этнографической границе расселения поляков, так называемой "линии Керзона". Таким образом было закреплено присоединение к СССР Западной Белоруссии и Украины. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции. В ходе переговоров Сталина, Черчилля и Рузвельта был подтвержден британо-американский контроль над Италией и Грецией, достигнуто соглашении об образовании Временного правительства в Югославии из представителей коммунистов и демократических партий.
Фактически решения Ялтинской конференции подтвердили, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.
Система международных отношений, основанная на решениях Ялтинской конференции, обеспечила мир в Европе в течение 50 лет и просуществовала до конца XX века. Некоторые ее элементы, такие как ООН, продолжают действовать и поныне.
Высказывания политических деятелей о решениях конференции
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании: "После встречи в Крыму и всех других проведенных мной переговоров у меня осталось впечатление, что маршал Сталин и советские лидеры хотят поддерживать честные дружеские отношения с западными демократиями и разговаривать с ними на равных. У меня есть ощущение, что это не просто слова. Я не знаю ни одно другое правительство, которое бы так твердо и последовательно выполняло свои обязательства, причем иногда даже во вред собственным интересам, как правительство советской России" (выступление в Палате общин 27 февраля 1945 года)
Гарри Гопкинс, советник президента США Франклина Рузвельта: "В глубине души мы действительно верили, что это был канун того дня, о наступлении которого мы мечтали и говорили в течение многих лет. Мы были абсолютно уверены в том, что подержали первую великую победу мира, и под словом "мы" я разумею всех нас, все цивилизованное человечество. Русские показали, что они могут поступать разумно и проницательно, и ни у президента, ни у кого-либо из нас не оставалось никакого сомнения в том, что мы сможем ужиться с ними и работать мирно так долго, как это только можно себе представить" (книга Р. Шервуда "Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца", 1958 год)
Франсуа Миттеран, президент Франции: "Ялтинский мировой порядок прекратил свое существование. Он был неприемлемым, но, тем не менее, устраивал всех. Новый миропорядок, который придет ему на смену, может быть более справедливым и продолжительным, если будет основываться на праве государственного суверенитета. Но я хотел бы спросить: не будет ли этот порядок более опасным и сложным для построения?" (выступление на конференции "Вопросы безопасности в Европе в наступающем XXI веке" 10-11 апреля 1991 года)
Джордж Буш-младший, президент США: "Так называемая стабильность Ялтинских соглашений была постоянным источником несправедливости и страха" (выступление в Брюсселе в 2005 году)