Классный час "Правонарушения – дорога в пропасть". Классные часы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних В реализации программы принимают участие
Согласовано» «Утверждаю»
протокол №_62
от «_03 _» __сентября __2015г. от «_01 _»_сентября __2015г.
План работы по профилактике правонарушения и безнадзорности
среди воспитанников МКОУ ССКОШИ
в течении 2015-2016 уч.года
Цель:
Задачи:
Тематические классные часы, беседы, консультации учащимся
месяц | Классные часы нач.кл | Классные часы старш.кл. | Час общения в старшей группе | Час общения в младшей группе | Социальный педагог | психолог | Медицинский сектор |
Сентябрь | Режим дня | Режим дня | Настоящий друг, кто это | Азбука юного гражданина | Школа-интернат – второй дом | Мой портрет | Личная гигиена |
Октябрь | Правила поведения в школе-интернате | Жить -отвечая за все | «Добрым жить на белом свете радостно» – «Доброта – это наше солнышко» | «По каким правилам мы живем?» | О вреде курения | Я и моя семья | Все о гриппе |
Ноябрь | кодекс школьника | Человек и закон | Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната | Правовая неделя | Агрессия и агрессивность | Профилактика нарушения осанки |
|
Декабрь | Азбука волшебных слов | О совести, чести и достоинства | Этикет на каждый день | Привычка - вторая натура | Правило проведения в общественных местах | Я и мой класс | Профилактика нарушения зрения |
Январь | Я - личность | Модель старшеклассника | «Соблазны и ошибки человека» | «Ты ответишь только за свои поступки» | «Кто придет к тебе на помощь?»(о родств, друзьях, службах) | Карта интересов | Здоровые зубы |
Февраль | Будущие защитники Родины | Друг познается в беде | Влияние вредных привычек на организм человека | «ЗОЖ - что это значит?» | «Что такое жизненные навыки?» | Мой выбор | О вреде курения |
Март | Береги природу | Мои положительные качества | Влияние алкоголя на организм человека | Прекрасное и безобразное в нашей жизни | «Чтобы безграмотными не быть» (о законах) | Полезная привычка | О вреде алкоголя |
Апрель | Советы доктора-береги здоровье | Жить - здорово! | ЗОЖ – это модно | Игра-суд над вредными привычками | Ваше здоровье в ваших руках | Трудные ситуации | Здоровый образ жизни |
Будьте взаимно вежливы | Конфликт и предупреждение конфликта | Моя семья – моя жизнь | Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы» | «Если вы все же попали» | Азбука здоровья | Профилактика травматизма |
действия | Срок исполнения | ответственные |
|
Общие организационные мероприятия |
|||
Разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Август, сентябрь | Социальный педагог, ВР, психолог, воспитатели, учителя |
|
Классные часы по разъяснениям ФЗ от 24.06.1999 №120 - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог |
||
Родительское собрание по разъяснению ФЗ от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Социальный педагог |
||
Индивидуальная разъяснительная работа о ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с родителями и учащимися | Постоянно | Социальный педагог, классные руководители |
|
Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и устава школы-интерната | Постоянно | Социальный педагог, дежурный учитель |
|
Сбор информаций и обновление данных о социальном составе воспитанников школы-интерната: Выявление детей из многодетных детей Выявление подопечных детей и детей-сирот Выявление детей инвалидов Выявление детей «группы риска» Выявление детей из неблагополучных семей Выявление детей из социально-незащищенной категории | В течение 1 полугодия | ||
Организация отдыха, досуга и занятости воспитанников, находящихся в социальном положении | В течение года | ВР, классные руководители, воспитатели |
|
Организация посещения семьи воспитанника, находящихся в социально опасном положении с составлением акта обследования материально бытовых условий | По мере необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
|
Оказание помощи семье в воспитании и обучении воспитанников | В течение года | Социальный педагог, классный руководитель |
|
Привлечение воспитанников к участию в спортивной секции, кружке, (РДЮСШОР, ЦДТ, муз.школа) | По мере необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
|
Работа с педагогами |
|||
Индивидуальное консультирование по возникновению проблем | По мере необходимости | Социальный педагог, психолог |
|
Совместная деятельность в работе с трудными детьми и неблагополучными семьи | В течение года | Социальный педагог |
|
Проведение профилактических классных часов | В течение года | Классные руководители |
|
Разработка и создание базы специальных коррекционных упражнений по развитию социальной компетенции обучающихся для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе. | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
|
Информационно-психологические лекции | В течение года | психолог |
|
Работа с родителями |
|||
Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты их прав | По мере необходимости | Социальный педагог, Классные руководители |
|
Провести родительские лектории по радио «Долгун» | В течение года | Педагогический коллектив |
|
Организация психолого-педагогического консультирования семей | В течение года | Психолог, социальный педагог |
|
Общешкольное родительское собрание | 1 раз в полугодии | Педагогический коллектив |
|
Родительский всеобуч | По мере необходимости | Классные руководители, воспитатели |
|
Проведение классных родительских собраний. | 4 раза в год | Классные руководители |
|
Работа с воспитанниками |
|||
Составление банка данных и карточек постановки на внутришкольный контроль | Август, сентябрь | Социальный педагог |
|
Раннее выявление детей с различными формами дезадаптации, оказание им комплексной помощи | По мере необходимости | Социальный педагог |
|
Профилактические беседы «Права и ответственность подростков» | В течение года | Социальный педагог |
|
Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.). | В течении года | ВР, учителя, воспитатели |
|
Развитие системы кружковой работы во второй половине дня. | По плану кружковых работ | ВР, учителя, воспитатели |
|
Совместная работа со специалистами по специальности по профилактике правонарушений у несовершеннолетних |
|||
Изучение вопроса о востребованности наших воспитанников рынком в регионе. Связь с колледжами и профессиональными училищами. | В течение года | Социальный педагог, ВР, классные руководители |
|
Посещение учащимися школы-интерната профессионально-технического колледжа №23 во время проведения Дней открытых дверей. | 1 раз в год | Классные рук. старших классов |
|
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, учреждениями (соц.центры, КДН и ЗП, ПДН ОВД, отдел опеки при муниципалитете и т.д.) с целью оказания необходимой квалифицированной помощи данной категории детей и семей. | В течение года | Социальный педагог, психолог, ВР, классные руководители |
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ
протокол №__58 __ Иванова С.И.________________
от « 06 _» __сентября __2014г. от « 01 »_сентября ___2014г.
ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних воспитанников МКОУ ССКОШИ
А.Ю. Спиридонова старший вожатый
Цели программы формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи программы
Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
Формирование здорового образа жизни;
Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
Привитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
Привлечение обучающихся общественно-полезной деятельности;
Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
Содействие профессиональной ориентации и получении специальности;
Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В реализации программы принимают участие:
Педагогический коллектив и сотрудники школы
Учащиеся школы
Родители
Представители различных инфраструктур
Пояснительная записка (актуальность)
В своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствуемся Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании», Федеральным законом № 120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей от их воспитания, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
Дефекты умственного развития;
Недоразвитие эмоционально-волевой сфере обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражения и др.);
Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее правовым или нравственным нормам, проявляются в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающие, с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей. С этой целью нами была составлена Программа по профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МКОУ ССКОШИ.
Работа по профилактике правонарушений предлагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.
Направления программы:
Общие организационные мероприятия
Создание условий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организация взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Работа с родителями
Работа с педагогами
Работа с подростками
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
Выявление детей асоциального поведения.
Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
Ведение картотеки этих детей.
Встречи с работниками ПДН.
Правовое просвещение подростков
Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
Совет по профилактике правонарушений при директоре
Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
Психологические консультации для детей и родителей.
Организация психолого-педагогических консилиумов
Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)
Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.
Работая с трудными подростками, на каждого воспитанника составляется психологическая карта.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.
Ожидаемые результаты.
Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников школы.
Уменьшить число учащихся «группы риска».
Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.
Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.
Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.
Срок реализации программы: 2014-2018 уч. год
Использованная литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2002.
Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис… канд. пед. наук.-М., 1999.
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей.-Уфа, 2004 - №6;
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002;
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Конспект классного часа
«Профилактика правонарушений среди школьников»
Выполнила:
кл. руководитель 6 А класса
Ворожейкина Ю.И.
Дата: 17.10.2016
Место проведения: каб. №402
Цели и задачи классного часа:
воспитание правовой культуры школьников;
ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних».
Алгоритм работы-
Знакомство с обществоведческими понятиями:
Беседы о видах и признаках правонарушений;
Определение отличий преступления от проступков;
Рассмотрение и обсуждение ситуаций нарушения прав подростками.
Личностные универсальные учебные действия-
Ценностные ориентиры, основанные на идеях уважительного отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Осознание своей ответственности за совершенные поступки.
Оборудование:
Презентация
Плакаты издательства «Учитель» «Профилактика правонарушений среди школьников».
Организационные моменты:
Предварительная подготовка с учащимися сценок из жизни подростков, ведущих, создание плакатов.
- (по возможности пригласить инспектора по делам несовершеннолетних)
Ход мероприятия:
На доске вывешены плакаты « Профилактика правонарушений среди школьников»
Учитель: сегодня мы с вами совершим путешествие в мир законодательства. Попытаемся разобраться в том - чем отличается правонарушение от проступка и преступления. Какая ответственность наступает за разные поступки и с какого возраста. А помогут нам разобраться во всем многообразии законов наши специалисты, они готовились, изучали гражданский и уголовный кодекс и сейчас поделятся с нами приобретенными знаниями.
Ученик- 1- Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Ученик-2 - Правонарушение- это противоправное общественно опасное деяние, которое причиняет вред личности, обществу или государству и за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
Ученик-3 – Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений с 14. За любые административные или уголовные преступления подростка поставят на учет в полиции.
Ученик-4 - А сейчас разберемся - в чем же отличие правонарушения от проступка и преступления? (плакат 1)
Проступок- это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.
Преступление- это серьезное нарушение закона взрослыми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Учитель - сейчас я зачитаю вам несколько ситуаций из жизни подростков, а мы попробуем определить к каким нарушениям относятся действия подростков.
Ситуация -1- Пятиклассник Дима прогуливает школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?
( Проступок, так как Дима нарушил не закон, а устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. За совершение проступка и невыполнение устава школы ученик может получить дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей. )
Ситуация 2 - Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день пошли на дискотеку, прихватив с собой алкогольный напиток, которым ребята стали «угощаться» по пути на дискотеку. Как можно расценить их поведение?
( это правонарушение, так как они употребляли алкоголь в общественном месте, согласно ст.20.22.КоАП РФ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной или спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на родителей или лиц из заменяющих в размере от 1500 до 2000 рублей )
Ситуация 3- Девятиклассники поджидали учеников младших классов за углом школы, отбирали у детей деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников?
( Эти ребята совершили преступление, их действия противозаконны. Они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное ст.163 Уголовного кодекса Российской Федерации.)
Сейчас мы пригласим наших знатоков, и они расскажут нам и видах правонарушений (плакат 2)
Ученик-1- Преступление – совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В результате совершенного преступления наступает уголовная ответственность.
Уголовная ответственность - это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст.44) предусматривает следующие виды наказаний: ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.
При назначении наказания судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условие жизни его семьи.
Ученик-2- Проступки:
- Гражданский - противоправное поведение, нарушающее права физических и юридических лиц (например, нарушение договора).
- Административный - виновное противоправное поведение, нарушающее общественный порядок в области исполнительно- распорядительной деятельности государства (например, нарушение правил дорожного движения).
- Дисциплинарный – виновное противоправное поведение, нарушающее трудовую, учебную, воинскую дисциплину (например, прогул.)
Ученик-3- Какая – же ответственность наступает при совершении данных проступков:
- Гражданская ответственность - это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.
Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков; компенсация морального вреда и т.д.
(За проступок совершенный несовершеннолетним несут материальную ответственность его родители или опекуны.)
Ситуация 1- Мальчик поссорился со своим товарищем по парте и в гневе разорвал ему учебник и тетрадь (за подобное деяние наступает гражданско-правовая ответственность )
Ученик-4- Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сфере государственного управления.
За совершение административных правонарушений могут применять следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы, административный арест.
Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможни, санитарного надзора и т.д.)
Ситуация 2- Петя опаздывал на тренировку и решил сэкономить время, проехав одну остановку, денег у него с собой не было, и он не оплатил проезд (это административное правонарушение, влечет за собой наложение штрафа.).
Ученик-5- Дисциплинарная ответственность - это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.
Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.
До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.
Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководителем соответствующего государственного органа.
Ситуация-3- Подружки опоздали на урок и решили его прогулять, отсидевшись в школьной столовой (это дисциплинарное нарушение)
Учитель - мы с вами разобрались, чем отличаются правонарушения от проступка и преступления. Сейчас наши знатоки расскажут нам о признаках правонарушений и познакомят нас с видами наказания несовершеннолетних. (Плакат 3 и 4)
Ученик -6-Признаки правонарушений-
- Активное поведение - выражающееся в действии или бездействии (например: кража, отказ в даче показаний, неоказание помощи).
- Противоправное поведение- то есть нарушение норм права. (Например: школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно.)
- Виновное поведение - такое поведение, в котором есть вина правонарушителя. (Например: ученик совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы)
Виды вреда:
Вред, причиненный жизни (убийство).
Вред, причиненный здоровью (телесное повреждение).
Вред, причиненный имуществу граждан и юридических лиц.
Вред, причиненный основам правопорядка и госбезопасности.
(плакат 4 виды наказания несовершеннолетних)
Меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним:
Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:
Предупреждение;
Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
Возложение обязанности загладить причиненный вред;
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Ученик-7- Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет, согласно Уголовному кодексу РФ:
Совершенное убийство;
Умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
Разбой, грабеж, кража, вымогательство;
Угон и приведение в негодность транспорта;
Вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
Умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
Хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
Терроризм, захват заложников.
Учитель - Сейчас я предложу вам несколько ситуаций для обсуждения, и мы вместе разберем их (учащимся предлагается высказать свое мнение о проступках и осудить их)
Ситуация 1- Мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно на первом этаже. Какое правонарушение совершили ребята (гражданско- правовое правонарушение).
Ситуация 2 - подростков без сопровождения взрослых задержали на улице в 23 часа 40 минут (административная ответственность. Наложение штрафных санкций на родителей.)
Ситуация 3-Учащийся 7 класса перед уроком физкультуры находился в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а мальчик задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. (Уголовная ответственность наступает с 14 лет)
Ситуация 4- на перемене
Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
Не дам, он новый, только вчера купили.
Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.(выбрасывает телефон)
(Порча чужого имущества, статья 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей либо обязательными работами, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо арестом, либо лишением свободы.)
Ученик 8
За какие правонарушения подростка могут доставить в полицию?
Нарушение правил дорожного движения;
Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах и появление в пьяном виде;
Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.);
Незаконная продажа;
Злостное неповиновение.
Ученик-9- Права несовершеннолетних при задержании.
1. Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?
Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете выю
В таком случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. при этом вы должны знать, что вас могут пригласить в качестве свидетеля; такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний- вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
3. чем «очевидец» отличается от «свидетеля»?
Очевидец- не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел, или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель- это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
4. если вас привели в отделение полиции
Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям. Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения, если там уже находятся взрослые!
Допрос несовершеннолетнего должен проходит при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать.
Учитель - Сегодня вы узнали много нужной и полезной информации. Я надеюсь, что вам не придется сталкиваться с правонарушениями и преступлениями. Но теперь вы знаете как себя надо и не надо вести, для того чтобы избежать неприятностей. Пока вам не исполнилось 16 лет, ответственность за вас несут родители, но и вы должны знать, что вам грозит, вроде бы за «шутку» с друзьями.
Сейчас я раздам вам памятки и небольшой тест. (см. приложение)
(после заполнения теста)
Памятка школьнику
« Как не допустить правонарушения»
1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Организуй свободное время отдыха (посещай кружки, секции, занимайся любимым делом).
3. Не общайся с сомнительными компаниями.
4. Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.
5. Помни, что за все твои поступки всегда наступает ответственность.
ТЕСТ
« ВЫЯВЛЕНИЕ ПРВОНАРУШЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ».
1. твой пол:
Мужской;
Женский;
2.в каком классе учишься?
3. с каким чувством ты идешь обычно в школу?
а) с удовольствием, с хорошим настроением;
б) равнодушно, без настроения;
в) с плохим настроением.
4. случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать тебя, издеваться над тобой?
а) да, сверстники в школе;
б) да, сверстники на улице;
в) да, старшие ребята в школе;
г) да, старшие ребята на улице;
д) да, другие люди;
е) нет, такого не случалось.
5. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтобы тебя били? Если да, то с кем?
а) со сверстниками в школе;
б) со сверстниками на улице;
г)со старшими ребятами в школе;
г) со старшими ребятами на улице;
д) с другими людьми;
е) такого не случалось.
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?
а) да, случалось;
б) нет, такого не случалось.
7. Если случалось, как ты поступил в этом случае?
а) рассказывал родителям;
б) рассказывал старшему брату (сестре);
в) рассказывал другу, подруге;
г) рассказывал учителю;
д) пытался защитить себя, дрался;
е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали;
ж) такого не случалось.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения, авт.- составитель Е.Ю.Ляпина,/- Волгоград: Учитель, 2008г.
2. Социальная педагогика: курс лекций: учебные пособия для высш.учебн. заведений, под общ.ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
3. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)/О.В.Хухлаева.- 2-изд. Испр. И доп.- М.; Генезис, 2008.
4. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковцев.-М.: ВАКО, 2005.
5.Тематические плакаты «Профилактика правонарушений среди школьников»/ изд «Учитель» 2014 г.
ИНТЕРЕТ –РЕСУРСЫ:
http // nsportal . ru / shkola / obshestvoznanie / library /2013/09/03/ pravonarusheniya - i - yuridicheskaya - otvetstvennost
http // nsportal . ru / shkola / sotsialnaja - pedagogika / library /2011/10/25/ pravonarusheniya - sredi - podrostkov
Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.
Понятие правонарушений
Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.
Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.
В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:
Уголовной - за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
- административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
- дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
- гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.
Педагогическая задача
Работа с обучающимися в школе - это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.
Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.
Проблемные дети
Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:
1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.
2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.
3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.
4. Негативно оценивают окружающую действительность.
5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.
6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.
Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:
Оздоровление условий жизни детей;
- установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
- проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Организация воспитательного процесса классным руководителем
На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.
Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.
В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:
Созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
- оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
- формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
- оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.
Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:
Гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
- демократических принципов общения с воспитанниками;
- разумного порядка и дисциплины;
- принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.
Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.
Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:
Профилактической работы;
- организации досуговой деятельности;
- работы с родителями;
- правового всеобуча;
- организации каникул;
- работы с трудными детьми.
Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.
Устранение пробелов в знаниях детей
Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.
Борьба с пропусками
Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.
Организация досуга
Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.
Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества - это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.
Пропаганда здорового образа жизни
Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.
Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).
Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».
Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.
Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.
Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.
Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.
Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.
Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.
Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.
Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей - это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.
Правовое воспитание
В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.
Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.
Примерная тематика таких классных часов:
- «Наши интересы и улица».
- «Обязанности и права школьника».
- «Преступления и их последствия» и т.д.
Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) - «Преступление и его виды».
Работа с родителями
В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.
Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:
- «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
- «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
- «Проблемы воспитания подростков» и т.д.
Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.
Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Класс | Профилактика правонарушений | Профилактика безнадзорности |
1-2 класс | - Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме» Классный час «Обязанности и режим дня школьника» - «Телефон Доверия» | - Занятие «Учимся быть терпимыми» |
3 класс | - Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие «Мои права» - «Телефон Доверия» | - Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья» |
4 класс | - Информационный час «Знай и соблюдай закон» Занятие «Мои обязанности» - «Телефон Доверия» Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?» | - Классный час «Мой дом - моя крепость» |
5 класс | - Занятие «По ступеням во взрослую жизнь» Разговор «Уважай старших, защищай младших» Беседа « Проблемы агрессивных детей» - «Телефон Доверия» | - Библиотечный час «Чтобы не случилось беды» |
6 класс | - Беседа «Что такое закон?» Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом» Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних» - «Телефон Доверия» | - Беседа «Конфликтные ситуации в семье» |
7 класс | - Классный час «Совесть как гражданская ответственность» Занятие «Культура общения» Беседа «Подросток и конфликты» Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?» | - Беседа «Как жить в мире с родителями?» |
8 класс | - Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности» Викторина «Знай и соблюдай закон» - «Телефон Доверия» | - Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом» |
9 класс | - Классный час «Я и закон» Беседа «Как не стать жертвой преступления?» - «Телефон Доверия» | - Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности» |
Родители (родительские собрания) | - «Мой ребёнок становится трудным» - «Права, обязанности и ответственность родителей» - «Свободное время и развлечения учащихся» - «Семья и школа - партнёры в воспитании» - «Игромания – опасная болезнь» - «Телефон Доверия» | - «Подростковый суицид» - «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи» - «Образ жизни родителей – пример для подражания детям» - «Законы родительской истины» - «Телефон Доверия» |
Педагоги (выступления на педагогических советах)
| - «Органы системы профилактики, их функции» - «Режим дня ученика» | - «Причина детских суицидов» - «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания» |
Приложение 3.
Анкета по профилактике ПАВ для учащихся
1) Знают ли твои родители, что ты куришь? Да, знают - догадываются - не знают |
2) Сильно ли тебя тянет курить? Очень - почти не тянет - не совсем |
3) Что тебе дает курение? Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами |
4) Кто дает тебе деньги на сигареты? Прошу в долг - сам зарабатываю |
5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет? Случалось - да, и не редко - никогда |
6) Употребляешь ли ты спиртные напитки? Довольно часто - только по праздникам |
7) Кто тебе предложил попробовать? Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе |
8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного? Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым |
9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное? На улице -где угодно -на дискотеке |
Приложение 4.
Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся
Экспресс-диагностика суицидального риска
Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
ФИО ________________________________________________________________
1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?
2. Жизнь иногда хуже смерти?
3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.
4. Меня многие любят, понимают и ценят.
5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.
6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.
7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.
8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?
9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.
10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
Всего баллов по ключ:
Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.
Если коэффициент суицидального риска 0
0,2
0,4
0,6
0,8
Приложение 5.
Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.
Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для
профилактики наркозависимого поведения.
1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.
2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.
3. Дать родителям адреса помощи.
Ход занятия.
Вступительное слово ведущего:
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.
Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей
Условия (факторы), способствующие развитию личности
Как родители могут создать эти условия?
Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.
Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.
Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка
появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много
времени и замечена в пропусках школьных занятий.
Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей
Обсуждение:
Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития
личности?
Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?
Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных
отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия
злоупотреблению ПАВ.
2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой
наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.
После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если
появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,
необычные предметы)
3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.
Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65
Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33
Спасибо за сотрудничество! До свидания!
Приложение 6.
Опрос родителей по профилактике ПАВ
1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?
2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?
3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?
4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?
5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?
6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?
Приложение 7.
Памятка для родителей по профилактике ПАВ
Уважаемые папы и мамы!
Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:
1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.
2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.
3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.
4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.
5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.
6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.
7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.
8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!
Приложение 8.
Занятие для 3 классов
«Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Задачи:
Дать характеристику понятию «хорошо».
Дать характеристику понятию «плохо».
Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.
Создать условия для закрепления полученной информации.
Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.
Основная часть.
Упражнение «Что бы сделал Я?..»
Рефлексия.
Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
Основная часть.
Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)
Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.
Послушайте вот такие высказывания ребят.
1:
Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2:
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3:
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
4:
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5:
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
6:
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7:
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!
2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.
Мальчик Миша мается
Миша заикается.
Как другие- чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка»
Но ребята не смеются-
Дружба классная крепка!
- Ты Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно подождать!
А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»
Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши,
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!
Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.
(высказывания детей)
Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 горда Балашова Саратовской области»
Классный час
по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
Разработала классный руководитель
7-А класса МОУ СОШ № 16
Попова Т. Н.
Цели проведения :
* профилактика правонарушений несовершеннолетних;
*пропаганда правовых знаний;
* формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
* формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
* развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Ход классного часа
1. Классный руководитель : Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
(Определения написаны на доске)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,
запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2.Классный руководитель :
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководит.-ль поправляет и дополняет примеры)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
4.Классный руководитель:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
1) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
« Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
Арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
Тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
- штрафом,
- обязательными работами,
- исправительными работами».
2) «Мошенничество»
инсценировка
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Ты что , с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо , хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.
2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает…
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
- штрафом,
- обязательными работами,
- исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
3) «Вымогательство»
инсценировка
3 мальчика сидят на скамейке.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
- ограничением свободы;
- арестом;
- лишением свободы».
4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций
№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№ 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№ 3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№ 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
стремление к примитивному времяпровождению.
зависть
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
жадность.
резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
неуверенность в завтрашнем дне.
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром
Общение и искусством, природой
доброта
Делается вывод:
Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может
давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.
Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.