Классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства. Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф Иностранные граждане совершившие административное правонарушение подлежат
Иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность наравне с гражданами Российской Федерации. Помимо этого иностранцы, совершившие преступление на территории России подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос. Исключение составляют иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом, которые на основании международных договоров и соглашений, участниками которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлекаются к административной ответственности в Российской Федерации Корсик К.А. Теория правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1999..
Согласно п.1 ст.2.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права п. 1, 3 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
Следует обратить внимание на некоторые наиболее характерные составы административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Первая группа - это правонарушения, связанные с Государственной границей Российской Федерации, субъектами которых могут быть и граждане России и иностранцы Корсик К.А. Участие иностранных граждан в административных правонарушениях // Право и жизнь. 2002 № 2.:
нарушение режима Государственной границы Российской Федерации;
ведение на Государственной границе либо вблизи неё хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов пограничной службы либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи неё хозяйственной, промысловой или иной деятельности;
нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;
ведение в территориальном море и во внутренних водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности без разрешения (уведомления) органов пограничной службы либо с разрешения таких органов, но с нарушением условий такого разрешения;
нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.
Вторая группа - это нарушения иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. Они выражаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации Корсик К.А. Участие иностранных граждан в административных правонарушениях // Право и жизнь. 2002..
Если иностранный гражданин незаконно въехал в Россию, его пребывание автоматически становится незаконным. Нахождение на территории государства законно прибывшего гражданина, но не выехавшего в срок, либо не оформившего продление пребывания также является несоответствующим законодательству Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. 2003. № 6.
Иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учёту, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как уже отмечалось выше, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В качестве административных могут применяться следующие виды наказаний:
- - предупреждение;
- - административный штраф;
- - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- - административный арест;
- - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- - дисквалификация;
- - административное приостановление деятельности;
К иностранным гражданам, нарушающим законодательство Российской Федерации, может быть применён ряд специфических мер административного воздействия. Они могут выражаться в виде сокращения срока пребывания, аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание или вида на жительство, аннулирования разрешения на работу, депортации.
Аннулирование разрешения на временное проживание или вида на жительство происходит в случае, если иностранный гражданин совершил ряд противоправных действий. Данный перечень включает в себя совершение иностранцем таких действий как: выступление за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; финансирование и планирование террористических актов; предоставление поддельных документов или сообщение о себе заведомо ложных сведений Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций ГУАП СПб, 2007.
Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.
Уголовная ответственность. Особой сферой, в которой реализуется защита прав человека, является сфера уголовной юстиции и пенитенциарных отношений. В этой сфере осуществляется защита прав лиц, ограниченных в дееспособности в связи с совершенным преступлением: задержанных, обвиняемых, подсудимых, осужденных.
В 1955 г. на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, ставшие первым международным документом, связанным с осуществлением уголовного правосудия. Впоследствии Правила неоднократно пересматривались, дополнялись и в настоящее время состоят из Введения, 95 статей и Приложения, включающего 13 Процедур выполнения Правил, принятого в 1984 г.
Минимальные стандартные правила предусматривают следующее:
«каждый заключенный должен быть обеспечен одеждой, которая ни в коей мере не должна быть позорящей или унижающей его достоинство;
для всех заключенных должны быть созданы условия для продолжения образования, религиозного отправления, культурной деятельности;
режим, принятый в пенитенциарном заведении, должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе. Перед завершением срока наказания необходимо принимать меры к постепенному возвращению заключенного к жизни в обществе;
в обращении с заключенными необходимо подчеркивать не их изоляцию от общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами;
органы тюремного управления должны заботиться о тщательном подборе персонала, ибо хорошая работа в тюремных заведений зависит от добросовестности, компетентности и личных качеств этих сотрудников, и др.
Процедуры Приложения предусматривали, в частности, рекомендации государствам, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся любой форме задержания или тюремного заключения, не соответствуют Минимальным стандартным правилам, принять эти Правила и довести их до сведения заключенных и задержанных лиц в целях осведомления.
Учитывая, что минимальные стандартные правила были приняты в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и носили рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем государствам воплотить их в национальном законодательстве.
Важным вкладом в защиту прав заключенных стало принятие в 1989 г. на 43-й сессии Генеральной Ассамблея ООН Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. В основу Свода принципов положена ст. 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что никто не может быль подвергнут произвольному задержанию или аресту. Главное предназначение Свода принципов - обеспечение задержанным лицам режима, соответствующего статусу неосужденных.
К сожалению, необходимо отметить, что до настоящего времени в международном праве нет ни одного источника - международного договора, регламентирующего деятельность пенитенциарных учреждений и закрепляющего статус заключенных. В 1970 г. на IV Конгрессе поднимался вопрос о возможности заключения такой Конвенции на основе Минимальных стандартных правил 1955 г., но и до настоящего времени он еще не решен.
Вместе с тем необходимо отметить, что сами основы защиты прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы уже заложены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В нем, в частности, говорится, что любой человек, в том числе и заключенный, имеет право на признание его правосубъектности, что "все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности".
В деле защиты прав подследственных и осужденных в общей системе защиты прав человека большая роль принадлежит международным межправительственным организациям, в том числе ООН и ее специализированным учреждениям: ЭКОСОС, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В рамках ЭКОСОС ведущее место принадлежит Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданной в 1991 г. вместо существовавшего до нее Комитета по предупреждению преступности.
Защита прав человека в пенитенциарной системе стала предметом деятельности многих международных неправительственных организаций, таких, как Международная ассоциация помощи заключенным. Международная амнистия. Международное общество социальной защиты и др., что говорит о возрастании социальной и международной значимости этой проблемы, которая должна быть решена объединенными усилиями всего международного сообщества.
Несмотря на нерешенность многих вопросов в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы Российской Федерации, в 90-х годах в России произошли существенные сдвиги в этой области. Были принят законы "О судебной системе Российской Федерации" 1996 год, Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 год, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1996 год.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2006 году совершено 35 712 преступлений, что на 3.9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них гражданами государств - участников СНГ - 32 881 преступление (- 3.8 %), их удельный вес составил 92.1 %.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 9475 преступлений (+ 14.3 %).
Гражданско-правовая ответственность иностранцев состоит в том, что согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства несут те же обязанности, что и граждане РФ. Рассмотрим взаимодействие государства и иностранцев.
С самого начала подготовки Гражданского кодекса Российской Федерации разработчики Кодекса были едины во мнении: нормы международного частного права не должны оставаться за рамками кодификации гражданского законодательства. Сегодня эта идея реализована в проекте раздела "Международное частное право" части третьей ГК РФ вступившей в действие 30 ноября 1996 г. Выражением этой же идеи является и соответствующий раздел модели Гражданского кодекса для государств -- участников СНГ, принятой Межпарламентской Ассамблеей в качестве рекомендательного законодательного акта Содружества Независимых Государств.
Нормы международного частного права, которые объединил заключительный раздел Кодекса, продолжили, таким образом, начала, выраженные в предпосланном им нормативном материале, позволили развить и конкретизировать их применительно к особенностям отношений с иностранным элементом.
Раскрыть во всей полноте значение исходных положений части первой ГК для формирования его последнего раздела, обращенного к явлениям международного гражданского обмена, - задача, вряд ли выполнимая в рамках исследования. Тем не менее представляется целесообразным, предваряя широкое исследование этой темы, обратить внимание на некоторые ее узловые моменты.
Согласно распространенной в отечественной доктрине точке зрения международное частное право является областью отношений гражданско-правового характера в широком смысле слова, возникающих в условиях международной жизни. Отношения такого рода, соответствующие перечисленным в статье 2 ГК, образуют сердцевину предмета между народного частного права.
Особо должно быть отмечено правило статьи 2 ГК, предусматривающее осуществление гражданским законодательством защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Определяя основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения. Конституция Российской Федерации (ст. 17) исходит из их естественной природы, отражаемой в начальных словах конституционных правил: "каждый имеет право", "каждый вправе", "каждый может" и др. "Использование таких формулировок, - пишет Е.Л. Лукашева, -- подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства". Гражданский кодекс следует конституционной норме в понимании прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих и существенно расширяет сферу их гражданско-правовой защиты, в том числе и для целей развития международного общения.
Пункт 1 статьи 7 Гражданского Кодекса воспроизводит правило части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации. Заметим, речь идет о правовой системе Российской Федерации, а не о российском праве, как утверждается иногда в комментариях к этой статье Конституции, что, конечно же, не одно и то же.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. определяет международный договор Российской Федерации как "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".
О порядке применения в последнем случае внутригосударственного акта сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами - Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: «... судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора».
Сравнение механизмов применения самоисполнимых и неса-моисполнимых международных договоров раскрывает значение словосочетания "применяются... непосредственно" (п. 2 ст. 7 ГК). "В законодательстве, - пишет И.И. Лукашук, - нередко речь идет о "непосредственном действии", "непосредственном применении" норм международного права. Нередко эти выражения понимаются буквально, как означающие прямое применение международных норм помимо национальной правовой системы. Но о каком прямом действии может идти речь, если нормы международного права включаются Конституцией в правовую систему страны? Они и действуют как часть этой системы.
Обладая всеми качествами международного договора, как он понимается упомянутыми Венскими конвенциями и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", эти соглашения отличаются существенной особенностью: они включают правила, которые в конечном итоге могут быть реализованы не иначе как в отношениях между субъектами частного права.
Известно, что принятие закона об иммунитете государства и его собственности было предусмотрено еще Основами гражданского законодательства 1991 г. (ст. 25), но в связи с прекращением существования Союза ССР его разработка не была завершена. Не реализовано к настоящему времени и упомянутое положение статьи 127 Гражданского Кодекса. Между тем потребности в дальнейшем развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации, совершенствовании правовых основ осуществления иностранных инвестиций в стране заставляют ускорить подготовку этого закона. К тому же некоторые недавно принятые законодательные акты содержат косвенные отсылки к нему, требующие восполнения нежелательного пробела как в материально-правовом, так и в процессуальном аспектах. Например, в статье 23 ("Иммунитет государства") Федерального закона от 30 декабря 1995 года.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым Федеральным законом 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, и вступившим в действие с 1 июля 2002 года соответствующая статья 2.6 предусматривает:
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившиеся на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16 , статьями 8.17 - 8.20 , частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также указана ответственность иностранных юридических лиц.
Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них, иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, документы на право управления автомобилем, регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов, документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением.
Оформление административных правонарушений иностранными гражданами, не пользующих иммунитетом осуществляется на общих основаниях.
В наше время серьезной проблемой в ведении административного делопроизводства является непосредственное рассмотрение и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Что же касается судебной практики по осуществлению такого административного наказания как выдворение иностранного гражданина за территорию Российской Федерации, то она применяется судьями не в полной мере и те единичные случаи выдворения не являются профилактическими решениями для других иностранных граждан.
В настоящее время привлечение к административной ответственности иностранного гражданина регулируется только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При выявлении административного правонарушения, совершенным иностранным гражданином или лицом без гражданства должностное лицо, имеющее на это право, составляет протокол об административном правонарушении, затем в течении 15 дней по нему должно быть вынесено постановление, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом или судьей, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья или должностное лицо, рассматривающее дело, выносят мотивированное определение. После назначения административного наказания на иностранного гражданина или лица без гражданства в виде штрафа, ему дается 30 дней для добровольной оплаты штрафа. По истечении 30 дней административное постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного удержания штрафа по месту его постоянной или временной регистрации. Федеральным Законом № 161 от 08 декабря 2003 года в статью 20.25 КоАП РФ внесено дополнение, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет назначение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест до пятнадцати суток. Если же в протоколе об административном правонарушении иностранный гражданин или лицо без гражданства указывает адрес места жительства в другой стране, то возникает вопрос что делать, так как нормативного документа регулирующего это направление не существует. Пути решения проблемы:
Ратификация законодательной властью Российской Федерации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. В указанной Конвенции названы наиболее грубые правонарушения, ответственность за которые наступает как административная, так и материальная при совершении дорожно-транспортных нарушений.
Приведем статистику по нарушителям - иностранным гражданам или лицам без гражданства. В 1997 году иностранные граждане или лица без гражданства составляли - 6.8 % от общего числа правонарушителей, в 1998 году - 7.4 %, в 1999 году - 8.1 %, в 2000 году - 8.6 %, в 2001 году -11.1 %, в 2002 году - 12.3 %, в 2003 году -- 16.5% Из анализа видно, что происходит постоянное увеличение правонарушителей, иностранных граждан.
Такая отрицательная тенденция происходит потому что нет жесткого контроля паспортно-визовой службы МВД Росси, при пересечении границы России, должна быть одна общая система учета проживания граждан въезжающих в страну, а также выезжающих из страны. Такая система существует во многих зарубежных странах. Например, при нарушении правил дорожного движения в любой местности Германии, все данные заносятся в компьютерную систему и пока гражданин из другой страны не оплатит все числящиеся за ним правонарушения, он не пересечет границу, несмотря ни на какие причины.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
При нарушении административного законодательства одним и тем же иностранным гражданином в течении определенного срока, который должны установить законодательные органы, трех и более правонарушений, необходимо ставить вопрос о его выдворении за пределы Российской Федерации. И пока не будет отлаженной системы по привлечению иностранных граждан или лиц без гражданства к административной ответственности, у нас в стране будет процветать тенденция роста как административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами или лицами без гражданства, так и преступлений, совершаемых этими лицами.
Если взять пример, административного законодательства любой из стран Западной Европы или Америки, то там совсем другая идеология, как местных жителей, так и иностранных граждан, которые приезжают в ту или иную страну зарубежья.
В Российской Федерации существуют договоры между странами Содружества Независимых Государств, но в одних странах они действуют, а в других нет. Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Второй путь решения проблемы: - это создание общероссийской информационной базы по всем административным правонарушениям, которая бы была взаимосвязана с центральным банком данных по централизованному учету иностранных граждан, совершаемым участниками дорожного движения, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства. После создания такой системы компьютерного учета необходимо принять Федеральный закон, который позволял бы проверять иностранных граждан и лиц без гражданства при пересечении Государственной границы на наличие числящихся за ним правонарушений и факт исполнения делопроизводства, то есть, нет ли за конкретным лицом постановлений об административном правонарушении, которые не закрыты
Однако реализация третьего пути решения существующей проблемы требует очень больших материальных затрат для обеспечения и создания информационной системы.
В настоящее время такая система действует только на уровне субъекта Российской Федерации, в Москве уже все административные правонарушения, связанные с лишением заносятся в одну правовую базу. С февраля 2002 года такая система введена в действие в Московской области, в которой учитываются и передаются по модемной связи все административные правонарушения.
В настоящее время в целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных. Порядок создания и ведения центрального банка данных и порядок использования информации центрального банка данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Центральный банк данных и содержащаяся в нем информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в центральном банке данных, запрещается.
Этот банк содержит все данные об иностранных гражданах и лицах,без гражданства, временно пребывающих или проживающих (временно или постоянно) на территории Российской Федерации.
Социальные правовые проблемы и метод их решения в период пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В связи с тем что иностранные граждане находятся на территории Российской Федерации как правило полулегально (под термином полулегально автор понимается что данные граждане как правило жители стран СНГ въехали в России по своим официальным документам но должным образом свое пребывание не оформили) в результате этого основная масса попадает под контроль криминальных структур, другая часть сама в значительной степени криминализирована. В 90 % из 100 граждане, находясь на территории РФ от 3 месяцев до 1 года и больше, занимаются поденной работой и данный вид деятельности никак не регулируется государством, уплата налогов не производится, данная группа граждан не охвачена социальной и медицинской защитой, это влечет в свою очередь что нарушения и преступления совершаемые на территории РФ данной группой лиц не могут быть каким-либо образом обеспечены финансовыми возможностями данных граждан. В 2003 году на территории Московской области за нарушения паспортно-визового режима было привлечено около 650 тысяч иностранных граждан.
Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что отдельные положения законодательства носят лишь теоретический характер и не нашли применения на практике, что во многом затрудняет деятельность правоохранительных органов по пресечению и предотвращению противоправных действий, совершаемых иностранцами в Российской Федерации, что в первую очередь является не соблюдением ч.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в которой сказано что, все должны соблюдать Конституцию и законы, а также подзаконные акты.
СТ 2.6 КоАП РФ
1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.
3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Комментарий к Ст. 2.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует принцип национального правового режима, предусмотренный ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным.
Все законно находящиеся в России иностранные граждане делятся на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Принадлежность иностранного гражданина к одной из этих категорий влияет на срок его пребывания на территории России, предопределяет объем его прав и обязанностей, а также особенности участия в трудовых отношениях.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию), в том числе форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы регламентированы Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, перечень сведений, составляющих его содержание, а также основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета. Правила осуществления миграционного учета регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, иммиграционных правил либо правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации является основанием для привлечения их к административной ответственности по нормам гл. 18 КоАП РФ (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17 и др.).
Немало составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранные граждане, содержится и в других главах КоАП РФ (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.13, ч. 3 ст. 20.20, ч. 3 ст. 20.25 и др.). Вместе с тем в КоАП РФ есть и такие статьи, которые не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства либо имеют ограниченное действие в отношении некоторых из них. Например, в силу прямого указания в примечании 1 к ст. 20.25 КоАП РФ к административной ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25) указанные лица не могут быть привлечены в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В других случаях административное правонарушение в силу особых признаков его субъекта или специфики объективной стороны может быть совершено только российским гражданином (например, нарушения правил воинского учета, проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), нарушение гражданином РФ правил регистрационного учета и др.).
Одна из особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в том, что только к ним применяется административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
2. Установленное в ст. 2.6 КоАП РФ правило о равном правовом режиме для иностранных лиц распространяется не только на иностранных граждан и лиц без гражданства, но и на иностранных юридических лиц.
Иностранное юридическое лицо - категория гражданско-правовая. В гражданском праве данный термин употребляется применительно к иностранным организациям, созданным по законам и на территории иностранного государства и зарегистрированным в качестве юридического лица по иностранному праву (ст. 1202 ГК РФ).
В то же время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность и такие иностранные организации, которые в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, не обладают статусом юридического лица. И российское законодательство не может это не учитывать. Например, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в числе иностранных инвесторов называет иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 1203 ГК РФ указанные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, признаются правоспособными по российскому праву и на них распространяются положения ГК РФ о юридических лицах. Подобные организации, находясь на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила и нормы, установленные для иностранных и российских юридических лиц, и нести ответственность за их нарушение. В связи с этим используемое в тексте комментируемой статьи понятие "иностранное юридическое лицо" представляется не совсем корректным и подлежит толкованию с учетом положений ст. ст. 1202 - 1203 ГК РФ.
Таким образом, под иностранными юридическими лицами в контексте ст. 2.6 КоАП РФ следует понимать иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица по иностранному праву. Основным критерием, определяющим возможность привлечения иностранной организации к административной ответственности по КоАП РФ, является признание ее существования: эта организация должна быть легально созданной в соответствии с законом иностранного государства.
Филиалы и представительства иностранной организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, являются частью (структурным подразделением) головной организации - иностранного юридического лица (ст. ст. 21, 22 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации") и самостоятельными субъектами административной ответственности не являются.
3. Исходя из территориального принципа действия законодательства об административных правонарушениях и принципа национального режима в ч. 2 комментируемой статьи специально оговорено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В КоАП РФ установлено шесть составов таких правонарушений (ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 - 8.20, ч. 2 ст. 19.4). Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Статус исключительной экономической зоны определен Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
4. Исключением из общего правила о национальном правовом режиме для иностранных граждан в сфере административной ответственности являются случаи совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью).
Круг таких лиц определяется Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 года и основанными на этих документах двусторонними международными договорами РФ.
Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дипломатический агент пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания. Дипломатическим агентом является глава представительства (послы, посланники, поверенные в делах) или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг. Согласно ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консульские должностные лица и консульские служащие также не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.
Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями, и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние не являются гражданами РФ. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.
Правом дипломатической неприкосновенности в соответствии с международными договорами могут обладать и представители международных неправительственных организаций, журналисты.
На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан РФ).
Наличие у иностранного гражданина иммунитета от административной юрисдикции государства пребывания исключает возможность привлечения его к административной ответственности, равно как и возможность применения к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Такие лица, как правило, обладают личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты административному задержанию, личному досмотру и иным мерам, нарушающим неприкосновенность их личности или их резиденции.
Однако наличие иммунитета не означает безнаказанности обладающих им лиц. В случае выявления уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ, вопрос об административной ответственности указанного лица разрешается в соответствии с нормами международного права. В частности, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства государства его аккредитации или на территории собственной страны.
5. Как следует из содержания ч. 3 комментируемой статьи, принцип дипломатического иммунитета распространяется только на иностранных граждан и не подлежит применению в отношении иностранных юридических лиц, которые во всех случаях совершения ими административных правонарушений на территории Российской Федерации несут административную ответственность на общих основаниях.
Поделится в соц. сетях:
Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, находящиеся временно на территории РФ или проживающие в России постоянно, имеют множество дополнительных прав и обязанностей. А на некоторые категории иностранных граждан, таких как беженцы, и вовсе распространяются особые нормы законодательства.
Но речь идет об основных правах и обязанностях. А что касается уголовной ответственности? Будут ли отвечать иностранцы, находящиеся на территории РФ, за совершенные преступления, или наказанием будет заниматься их родное государство? И что ждет граждан РФ, которые совершили уголовно наказуемое правонарушение за пределами РФ? На эти вопросы даст ответы наша статья.
Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.
Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:
- Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
- Были совершены в российском воздушном пространстве;
- Были совершены на судах, приписанных к российским.
Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. Если иностранный гражданин, проживающий на территории РФ или иностранного государства, совершил преступление, направленное против политических и иных интересов России как государства, то он будет отвечать перед РФ в соответствии с уголовным кодексом независимо от того, в какой стране он находится. При этом представители РФ оставляют за собой право требовать выдачу преступника.
Дополнительное наказание
Перейдем к дополнительным мерам наказаний, которые могут быть применены к иностранным гражданам, совершившим уголовно наказуемое преступление на территории РФ. Согласно Российским законам, к ним могут быть применены такие меры, как депортация, выдворение или же наложение запретов на въезд в РФ.
– это принуждение гражданина иностранного государства покинуть территорию РФ в установленное судом время. За указанный срок иностранный гражданин должен самостоятельно за свой счет покинуть Россию, после чего обратный въезд ему будет какое – то время зарыт.
– это то же самое, что и депортация, но применяемая принудительно. Выдворением называется процедура, во время которой иностранца в сопровождении представителей ФМС и полиции доставляют до границы РФ за его счет, после чего принуждают покинуть страну. Как правило, доступ к пересечению границы в дальнейшем закрывается на более долгий срок, чем при депортации.
У миграционной службы имеется особый список, в который она вносит иностранных граждан, значительно нарушивших нормы проживания во время пребывания на территории РФ. Занесение в черный список закрывает въезд иностранцу в РФ на длительный срок или же навсегда.
Ответственность для граждан РФ за границей
Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.
Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.
Исключения
Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.
Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила. Это особенно актуально для преступлений, в которых преступление затрагивает политические и иные подобные интересы стран: масштабные экономические преступления, терроризм, мошенничество, незаконное пересечение границ и т.д..
Особо стоит отметить лиц, которые имеют дипломатический иммунитет. Таких граждан нельзя привлекать к ответственности и применять к ним какие – то меры вовсе, так как международные нормы, принятые во всем мире, обеспечивают им полную неприкосновенность со стороны правоохранительных служб государства, в котором они находятся. Так что заниматься ими при совершении уголовно наказуемых преступлений будут уже на родине независимо от обстоятельств дела.
(Visited 8 380 times, 4 visits today)
Александр Еремеев
Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.
Гражданство — стандартный блок 1 Исключения Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран. Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила.
Статья 13. выдача лиц, совершивших преступление
Однако оно не требуется, например, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или временно проживает в РФ; является аккредитованным в РФ журналистом; обучается в РФ и выполняет работы в течение каникул или работает в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в том образовательном учреждении, в котором обучается.Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, а также участвовать в референдумах РФ. На них не распространяется всеобщая воинская обязанность.Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.
Какая уголовная ответственность иностранных граждан в рф
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (АПАТРИДЫ) В РОССИИопубликовано в журнале «Законы России: опыт, анализ, практика» в 2006 году №8 1. Правила пребывания (проживания), статус. После принятия Федерального закона 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» можно говорить о двух категориях иностранных граждан и апатридов — иностранные граждане и лица без гражданства государств, входивших в состав СССР и так называемого дальнего зарубежья. Иностранные граждане и лица без гражданства в принципе равны в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации.
Они только обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям.
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории рф
Ответственность для граждан РФ за границей Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ. Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Инфо Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.
Если гражданин рф совершил преступление на территории иностранного государства
Военный корабль или воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Принцип территориальности имеет исключение. Это ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ, то есть внеземельность.
Инфо
Это исключение называют дипломатическим или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям. Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительства, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям.
Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей.
Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф
Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств. Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.
Внимание
Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. Как правило, люди, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной “нон грата” и выдворяются за пределы России. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ст.
12 УК РФ). Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся: 1)главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители; 2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; 3)первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.
В частности, здесь применимы положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.Наделение привилегиями и иммунитетами дипломатического представительства и его персонала, имеющих дипломатический ранг, объясняется тем, что они олицетворяют собой суверенное государство, которое не может подчиняться власти другой страны. Главы представительств или члены дипломатического персонала представительства неприкосновенны. Они не подлежат аресту или задержанию.
Если лицо совершило деяние, которое в стране пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и другие) преследуются уголовным законодательством всех государств. В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.
Если же российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий. Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности). Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 3)исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 4)Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.