Какие молитвы читать перед исповеданием и причастием. Какие молитвы читать перед исповедью и причащением
Исповедь и причастие - важные религиозные обряды в христианстве. Верующие очищают душу от грехов, проходя через благословенное покаяние, и приобщаются к священнодействию, возводящему свое происхождение к Тайной Вечере. Однако необходимо правильно готовиться к этим обрядам. Известно, что если кающийся не будет полностью искренен - исповедь не возымеет действия, даже если священник прочтет все необходимые тексты. Общение с Господом через святые таинства меняет жизнь и приносит умиротворение. Молитвы перед исповедью и причастием настраивают душу на соответствующий лад.
Даже святые и праведные люди регулярно проходят через обряд покаяния. Известно расхожее мнение, что в подобных ритуалах человек нуждается, только если совершил сильные грехи. По меткому сравнению игумена Исаакия, если оставить стол в пустой закрытой комнате на неделю, то спустя время на столешнице обнаружится слой пыли. Так и .
Подготовка к ритуалам: каноны перед исповедью и причастием
Святые обряды сочетают с трехдневным постом, во время которого нельзя есть мясные и молочные продукты. Не лишним будет почитать Библию: в Ветхом Завете перечитав Десять Заповедей (Исход, 20: 2-17), а в Новом - Нагорную Проповедь (Матфея, 5-7), которая почитается многими христианами.
Какие молитвы читать перед исповедью: освобождение души от греховного груза
Покаяние требует искренней веры и сосредоточенности. Однако подготовительным молитвам необходимо уделить не меньше времени. Лучше всего читать их в течении трех дней перед исповедью. Особо полезно для духовного тела произношение святых слов в ночь накануне назначенного священником дня.
- Молитва «Перед исповедью» вдохновлена Господом преподобному Симеону Новому Богослову, жившему в X веке. Святой придерживался мнения, что ведущую роль в жизни христианина играет общение с Богом через молитву.
- Молитва «О прощении забытых грехов» краткая, но ёмкая. Создатель изложил эти простые слова рукой преподобного Варсонофия Великого, святого монаха и подвижника VI века родом из грешной египетской земли.
- «Последование ко Святому Причащению» включает в себя множество текстов молитв, канонов, кондаков, тропарей, псалмов. Для правильного чтения святых слов необходимо проконсультироваться со священником.
Как правильно читать молитвы и каноны
Перед обращением к Господу через святые тексты необходимо очистить помыслы от соблазнов и гордыни. Усмирите свое «эго», почувствуйте себя смиренными рабами Божьими. Уединитесь или соберите семью, если они также желают причаститься или исповедоваться. Совместные молитвы укрепляют узы брака и уберегают детские души от греховных мыслей. Выключите телефоны и другие электроприборы, чтобы они не отвлекали от праведного времяпровождения.
Прегрешения сваливаются на человека незаметно: душа покрывается «пылью» и тяжкий груз давит на духовную оболочку, вызывая депрессии и проблемы со здоровьем. Какие , каждому христианину знать не менее важно, чем перечень канонов, используемых для подготовки к покаянию и причастию.
Молитвы /
МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ
ПОДГОТОВКА
Желающий причаститься должен достойно приготовиться ко Святому Таинству. Приготовление (говение) продолжается несколько дней. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб овощи фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужениии прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий: Канон покаянный, Канон Богородице, Канон Ангелу хранителю, или Канон совмещенный, включающий в себя три перечисленных канона. Читается также Канон ко причащению (он находится в Последовании ко Святому Причащению) и, кто пожелает Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи (в т.ч. и утром) уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все Последование ко Святому Причащению, кроме Канона прочитанного накануне. Перед причащением необходима исповедь - вечером или утром, перед литургией. После причащения прочитываются Благодарственные молитвы по Святом Причащении
МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ (читаемые с вечера)
Молитва предначинательная
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны
от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Молитва ко Пресвятой Троице
Господи, помилуй. (Трижды)
Молитва Господня
Отче наш,
Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам
днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и
Богу нашему. (Поклон)
Псалом 22
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя,
на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды,
имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла,
яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал
еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу
мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя
вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний.
Псалом 23
Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущии на ней. Той
на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору
Господню, или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист
сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.
Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего.
Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи
ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь
Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи
ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь
Славы? Господь сил, Той есть Царь Славы.
Псалом 115
Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении
моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам
пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О,
Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы
моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви
воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреди тебе, Иерусалиме.
Слава, и нынe:
Аллилуиа трижды. И три поклона.
Тропари, глас 8-й
Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти,
храм то творя пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего
лица, без числа имеяй велию милость.
Слава: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.
Во причастие святынь Твоих како дерзну недостойный? Аше бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.
И ныне: И ныне и присно, и во веки веков, Аминь.
Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя; посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина благословенная.
Во святую же четыредесятницу читается:
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый
сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго
Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша:
бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи,
слава Тебе.
Псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ (глас 2-й)
Песнь 1
Ирмос: Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему
люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев:
Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.
Припев:
Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.
Припев:
Богородичен: Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя сей ядуща спастися.
Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя.
Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть
праведен паче Тебе, Господи.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных Даров Твоих.
Припев:
Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Хлеба животнаго трапеза пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься,
и спася еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Восхотел еси, нас ради воплощься, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Исцели души моея язвы, Господи, и всего освяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Умилостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.
Песнь 5
Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений
настави нас: разве бо Тебе иного бога не знаем.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси: се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю
бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Дабы устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
Кондак, глас 2-й:
Хлеб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне
Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго:
да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.
Песнь 7
Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша,
и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася
уже уст ваших молитва.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, едине Блаже, яко да славлю Тя.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу
преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери о6щника быти и мене сподоби отчаяннаго, Боже, Спасе мой.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе: се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Троичен: Трепещу приемля огнь да не опалюся яко воск и яко трава. Оле страшнаго таинства! Оле благоугробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися,
омраченная просветити, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.
Припев: Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.
Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне:
Господи, помилуй. (Трижды)
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости
беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие
Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный
даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником
нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
МОЛИТВЫ ПЕРЕД СВЯТЫМ ПРИЧАЩЕНИЕМ (читаемые утром) .
Молитва св. Василия Великого
,
1-я
Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, Источниче жизни и безсмертия,
всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный
Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть
оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя,
и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше; Сам, Безсмертный
Царю, приими и мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши
глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь
достоин воззрети на высоту славы Твоея: прогневах бо Твою благость. Твоя
заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив
сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми
моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче,
пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится
и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити,
ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в
разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли,
и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив,
и Твой осквернив образ: но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего
спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду.
Приими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника,
яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй
мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе
призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на
покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати
святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь
Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе
во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи
Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и
животворящих Таин Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже
недостойне тем причащатися, но даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания,
неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в
напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем судищи Твоем:
яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ,
яже уготовал еси любящим Тя, Господи: в нихже препрославлен еси во веки.
Аминь.
2-я
Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши
храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места
достойна, еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси
Себе, смирися и ныне смирению моему. И якоже восприял еси в вертепе и
в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея
души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити,
и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити
и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул
еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе,
сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся. И якоже
не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих
возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых
устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго
Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие
смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений,
в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение
злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей
Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение.
Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную
Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго
волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко,
освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови,
и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене
сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя
мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми
Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых сил,
и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь
Молитва Симеона Метафраста,
3-я
Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия
наше все восприемый смешение, от чистых и девственных кровей паче естества
рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и благоволением Отца присносущнаго,
Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило, Твоим восприятием животворящая
и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви
моя душетленныя страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия,
погреби моя благими помыслы лукавая советования, и лукавствия духи разори.
Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый,
возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным
Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением
почтый, сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых
получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики
соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки прийти
судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию
и Создателя моего, со всеми святыми Твоими: да безконечно славословлю
и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим
Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва св. Иоанна Дамаскина
,
4-я
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком
оставляти грехи, яко благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не
в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных,
и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни
в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение
будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных,
во истребление многих моих согрешений. Ты бо еси Бог милости, и щедрот,
и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем, и Святым Духом, ныне
и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва св. Василия Великого
,
5-я
Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя
Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию, не разсуждая Тела и
Крове Тебе Христа и Бога моего; но на щедроты Твоя дерзая прихожду к Тебе
рекшему: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем.
Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя грешнаго, но сотвори со мною
по милости Твоей; и да будут ми святая сия во исцеление, и очищение, и
просвещение, и сохранение, и спасение, и во освящение души и тела; во
отгнание всякаго мечтания, и лукаваго деяния, и действа диавольскаго,
мысленна во удесех моих действуемаго, в дерзновение и любовь, яже к Тебе;
во исправление жития и утверждение, в возращение добродетели и совершенства;
во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго,
во ответ благоприятен на Страшнем судищи Твоем: не в суд или во осуждение.
Молитва св. Симеона Нового Богослова
,
6-я
От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены,
приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов,
ниже безстудия. Даждь ми дерзновенно глаголати, яже хощу, Христе мой,
паче же и научи мя, что ми подобает творити и глаголати: согреших паче
блудницы, яже уведе где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати
Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего. Якоже ону не отринул еси
пришедшую от сердца, ниже мене возгнушайся, Слове: Твои же ми подаждь
нозе, и держати и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром,
сия дерзостно помазати. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове. Остави
и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы
моя, и язвы зриши моя: но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание
слышиши. Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля
слезная, ниже капли часть некая. Несоделанное мое видесте очи Твои, в
книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть. Виждь смирение мое,
виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми, Боже всяческих: да чистым
сердцем, притрепетною мыслию, и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся
и пресвятых Таин, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым
сердцем; Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою
Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз семь. Истинно слово всяко
Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей,
не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим
мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота
моего, радования моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже
зриши, со слезами, и душею сокрушенною, избавления моих прегрешений прошу
прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно,
да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя
Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет
боготворящих Твоих словес. Сего ради к Тебе припадаю, и тепле вопию Ти:
якоже блуднаго приял еси, и блудницу пришедшую, тако приими мя блуднаго
и сквернаго, Щедре. Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе,
яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях.
Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит
Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию
сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники,
общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и
человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным.
Сия дерзостна творят мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым
к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый,
и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи.
Ныне благодарною мыслию, благодарным же сердцем, благодарными удесы моими,
души и тела моего, покланяюся и величаю, и славословлю Тя, Боже мой, яко
благословенна суща, ныне же и во веки.
Молитва св. Иоанна Златоустого,
7-я
Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще
словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием,
вся ми прости яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере,
умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших,
неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную
Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений.
Яко Твое есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва его же
,
8-я
Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже
хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю: повелеваеши,
да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со человеколюбием
якоже еси, внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие
сотвориши: не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже
мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое,
отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси, еже бе: но от покаяния
Тебе пришедшия вся, в лице Твоих другов вчинил еси, Един сый благословенный
всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва его же, 9-я
Господи Иисусе Христе Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному,
и непотребному, и недостойному рабу Твоему, прегрешения, и согрешения,
и грехопадения моя, елика Ти от юности моея, даже до настоящего дне и
часа согреших: аще в разуме и в неразумии, аще в словесех или делех, или
помышлениих и мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами
безсеменно рождшия Тя, Пречистая и Приснодевы Марии, Матере Твоея, единыя
непостыдныя надежды и предстательства и спасения моего, сподоби мя неосужденно
причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и страшных Твоих Таинств,
во оставление грехов и в жизнь вечную: во освящение, и просвещение, крепость,
исцеление, и здравие души же и тела, и в потребление и всесовершенное
погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных
мечтаний, темных и лукавых духов; яко Твое есть царство, и сила, и слава,
и честь, и поклонение, со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и
во веки веков. Аминь.
Молитва св. Иоанна Дамаскина, 10-я
Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю: но
Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику
рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего, и приими мя
приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую: ова убо края
ризы Твоея коснувшися, удобь исцеление прият: ова же пречистеи Твои нозе
удержавши, разрешение грехов понесе. Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая
восприяти, да не опален буду; но приими мя, якоже оныя, и просвети моя
душевныя чувства, попаляя моя греховныя вины, молитвами безсеменно Рождшия
Тя, и Небесных сил: яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитва св. Иоанна Златоустого
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос,
Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз.
Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная
Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя,
вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением,
и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление
грехов, и в жизнь вечную. Аминь.
Приступая к причащению, говори в себе следующие стихи
Симеона Метафраста:
Се приступаю к Божественному Причащению.
Содетелю, да не опалиши мя приобщением:
Огнь бо еси, недостойныя попаляяй.
Но убо очисти мя от всякия скверны.
Затем:
И стихи:
Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря:
Огнь бо есть, недостойныя попаляяй.
Божественное Тело и обожает мя и питает:
Обожает дух, ум же питает странно.
Потом тропари:
Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным
Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися
еже в Тебе наслаждения сподоби: да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия
Твоя.
Во светлостех Святых Твоих како вниду недостойный? Аще бо
дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан
извержен буду от Ангелов. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси
мя, яко Человеколюбец.
Также молитву:
Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да
не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти: но во очищение
и освящение души же и тела, и во обручение будущия жизни и царствия. Мне
же, еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасения
моего.
И снова:
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими:
не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник
исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Духовное обновление являет важной задачей жизни для каждого христианина. Как правило, этого достигают исповедью и Причащением. С помощью исповеди можно очистить душу и подготовится к принятию Тайн Святого Писания. Во время Причастия каждый верующий человек воссоединяется с Господом Иисусом Христом. Это значит, что он обретает все блага, связанные с Божественной жизнью, наполняется силами, которые помогут ему творить добро. И исповедь, и Причащение требуют специальной молитвенной подготовки.
Какие молитвы читать перед исповедью и причащением
Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.
Чтобы исповедь была принята и имела положительный результат нужно обязательно осознавать свои прегрешения и иметь искреннее желание искренне в них раскаяться и не повторять грехи в дальнейшем. Обязательно в душе должна быть искренняя вера в милосердность Бога. Также нужно верить в то, что даже самые тяжелые грехи будут опушены Великим Небесным Человеколюбцем - Иисусом Христом.
Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.
Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:
- Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
- Канон Ангелу-Хранителю.
В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия. Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни. Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.
Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.
Исповедь и Причастие относятся к таинствам Православной церкви. При подготовке к данным ритуалам следует возносить специальные молитвы, которые будут способствовать очищению души от грехов.
Покаянные молитвы перед исповедью в храме
Особенно важными считаются искренние покаянные молитвы перед причастием и исповедью. Именно эти молитвенные тексты, проговариваемые с глубокой искренностью, свидетельствуют о том, что человек раскаивается в своих грехах и готов просить Господа об их отпущении и очищении души.
Молитва первая - текст на русском языке
Покаянная молитва в храме может звучать следующим образом:
«Владыко Небесный, Спаситель наш Иисус Христос, прошу Тебя принять покаянную молитву рабы грешной Твоей (собственное имя). Милостями своими исцели мои душевные язвы и уврачуй мою душу. Даруй мне, Господи Всемилостивый слезы умиления. Позволь мне прикоснуться к Животворящему телу Твоему и насладится Твоею Честною кровью. Помоги мне раскаявшейся избавиться от душевной горести, возвысь мой разум к себе, не дай мне в грехах поникнуть и приблизится к гибельной пропасти. Услышь, Господи, мое покаяние, даруй мне слезы утешения и умиления от милости Твоей. Омрачен мой ум житейскими страстями, поэтому не могу обратиться к Тебе в болезни, не могу согреться собственными слезами. Хочу заслужить Твоей любви, так даруй мне покаяние и благодать свою, о чем дай знак. Отпусти мне мои согрешения и очисти мою душу, чтобы могла я надеяться на жизнь вечную после смерти в Царствии Божьем. Воспитай меня в Таинствах Божьих и позволь жить по Твоим заповедям. Аминь».
Молитва вторая
Другая сильная покаянная молитва, которую можно произносить в храме звучит так:
«Помилуй меня, Господи, по великой милости Твоей, и по огромному количеству щедрот Твоих прошу очистить душу от беззакония моего. Раскаиваюсь я в своих грехах и осознаю свою вину. Тебе Единому молитву свою возношу и оправдания для себя прошу. Только Ты, Господи, имеешь власть великую прощать прегрешения тем, кто истину возлюбил, и желание познать твои премудрости изъявил. Окропи меня благостью своей и очисти душу мою, чтоб чище белого снега она стала. Даруй мне радость жизненную и благодать, пусть возрадуются кости мои и силою наполнятся. Отврати мое лицо от всего грешного, чтоб не совершал я. раб Божий (собственное имя) грехов. Сердце мое любовью истинной наполни, обнови душу мою. Не отвергни меня, Господи, не отними у меня надежду на милость Твою. воздай мне радость спасения, Духом своим Владыческим утверди меня. Научи меня, как беззакония от себя оттолкнуть. Помилуй меня, Господи, и сохрани. Аминь».
Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина (просфоры и святой воды)
Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина очень важна. Это способствует освящению тела и духа верующего человека. В этот момент возникает желание творить добро и мысли озаряются на искреннюю службу Господу. Молитва ограждает человека от злых духов и ничто плохое никогда не сможет приблизиться к нему.
«Просфора» означает в переводе с греческого языка«приношение». Этот хлеб специальной выпечки состоит из двух частей. Они символизируют земной и небесный мир. Каждая часть выпекается отдельно. Выполняется это в храме и в процессе выпечки читается Иисусова молитва. Две отдельно испеченных части соединяются вместе. Верхняя часть святого хлеба символизирует мир небесный, на ней ставится печать с изображением четырехконечного креста, на котором имеется надпись ХС или IC, что обозначает Иисус Христос.
Заказать просфору может каждый человек, который подал записку «О здравии» или «Об упокоении». После окончания литургии в храме выносят небольшие кусочки просфоры-антидоры. Принимать их нужно на ладони, сложенные крестом, при этом правая рука кладется на левую. Обязательно нужно поцеловать руку церковного служителя, который приносит дар. Съедать антидор следует в церкви, запивая его святой водой.
Принеся просфору домой, ее нужно положить на чистую скатерть рядом с иконами, а рядом поставить святую воду.
Перед вкушением просфоры читается такая молитва:
«Господи Всевышний, пусть для оставления моих грехов будет дар Твой святой: просфора и святая вода. Пусть он поможет мне просветить разум и укрепить силы мои душевные и телесные. Пусть просфора и святая вода будет во здравие тела и души моей, в избавление от моих страстей и немощей по Твоему безграничному милосердию, молитвами Пресвятой богородицы и всех святых Твоих. Аминь».
Просфору нужно есть над чистой белой тарелкой или над листом бумаги. При этом очень важно, чтобы ни одна крошка небесного хлеба не упала на пол. Просфору нужно только ломать, категорически запрещается резать ее ножом. Также нельзя ее предлагать некрещенным людям.
Просфору и святую воду допускается есть небольшими кусочками каждый день по утрам натощак. При этом каждый раз нужно проговаривать слова вышеприведенной молитвы.
Молитва перед причастием и исповедью это обязательный ритуал для человека, который стремиться очистится от грехов.
Молитвенное обращение в этом случае состоит из трех канонов:
- Покаянный к Господу нашему;
- Молебельный к Пресвятой Богородице;
- Канон Ангелю Хранителю.
Все перечисленные молитвы лучше взять из молитвенника и произнести их в наиболее приближенном к первоисточнику варианте. Это нужно делать в полном сосредоточении на собственных мыслях. Нельзя отвлекаться ни на что. Эти молитвы нужны для того, чтобы Господь вас услышал и отпусти все ваши грехи после Причащения. Кроме того такие молитвы перед обрядом очищения позволяют человеку получить душевное успокоение.
Кроме перечисленных молитв священнослужители рекомендуют прочитать перед Причастием дополнительно молитву святого Василия Великого.
Звучит она так:
«Владыка небесный, Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос, Ты создатель всего вокруг и источник всей жизни. Ты, Сын безначального Отца, по великому своему милосердию облекшийся в плоть, был распят и погребен за нас, грешных, неблагодарных и бесчувственных. Ты обновил Своею Святой кровью грехом естество наше грешное! Ты сам бессмертный Царь безначальный, услышь меня раба Твоего грешного и прими мое искреннее покаяние. Услышь своим ухом то, что я изрекать буду: согрешил я, Всевышний, перед небом и перед Тобой. Недостоин я после согрешения своих поднять глаза на высоту небесной славы Твоей, осознаю, что сильно прогневал я тебя, преступив Твои заповеди и ослушавшись Твоих повелений.
Но искренне верю, что Ты, Господи, Человеколюбец, незлобивый, терпеливый и милостивый, не оставишь меня погибнуть в моих свершенных грехах после моего обращения. Ибо Ты сказал устами Своего пророка, что ты не хочешь смерти грешника, а хочешь, чтобы он к тебе обратился и жив остался. Ты не желаешь погибели людей, созданных тобой. Ты хочешь, чтобы все спастись и готов отпустить все прегрешения тех, кто искренне в них раскаялся и пришел к познанию истины Божьей. Поэтому я несчастный и грешный надеюсь на свое спасение,и возношу покаянную молитву свою. Прими меня, Господи, как разбойника, и как блудницу, и как мытаря, и отпусти мне мой грех. Ибо Ты, берущий грехи людей на себя, исцеляющий любые человеческие немощи, призывающий к себе честно трудящихся и успокаивающий страждущих. Научи меня. Господи, праведной жизни, очисти мое тело и душу от всякой нечистоты. Позволь мне совершать свои дела с благоговением к тебе, позволь соединиться с Твоим Святым Телом и кровью. Пусть Причащение не станет осуждением для меня, грешного и недостойного, а будет мне прощением. Даруй мне, Господи, возможность до конца дней своих причащаться святынями Твоими, чтобы мог я получить Твое напутствие перед страшным Судом и ожидать Твоей милости Великой. Аминь».
Практика исповедей существует в церквях с древних времен, но не многие прихожане решаются на таинство покаяния. Причин много: не понимают, что это за действо, не знают, как к нему подготовиться. На самом деле, подготовка не занимает много времени и не требует денежных затрат. Узнайте подробнее, что делать перед исповедью.
Как готовиться к исповеди
Человек, желающий исповедаться, должен понимать, что будет каяться не перед батюшкой, который является лишь свидетелем, а перед Богом. Перед ним стоит задача обвинять себя в грехах, не оправдывая их. Мало кратко рассказать о содеянном, нужно осознавать все сказанное и понимать, что оно губит жизнь. Как правило, подготовка к исповеди занимает определенное время, чтобы человек смог собраться с мыслями.
Важным моментом подготовки считается пост, продолжительность которого обговаривается индивидуально со священником. Если исповедоваться собирается болеющий человек, беременная или кормящая женщина или тот, кто часто причащается, им дается ослабление. Для всех остальных пост длится примерно 3 дня. Запрещены молочные продукты, любое мясо, яйца. Если эти дни попадаются на церковный пост, следует исключить из рациона и рыбу. Разрешены крупы, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи.
Важно не только ограничивать себя в еде, но и изменить образ жизни. Недопустимо продолжать ходить в увеселительные заведения, смотреть развлекательные передачи, проводить дни в безделье. Подготовка к исповеди заключается в том, чтобы поговорить со своей душой, закончить дела, отложенные на потом, вспомнить забытых людей, отказаться от вредных привычек.
Список грехов перед исповедью
Тем, кто ранее не ходил на таинство, при подготовке рекомендуется составить список грехов на бумажке, чтобы не забыть. По окончании бумага может передаться священнику для сжигания. Можно не озвучивать грехи самостоятельно, а отдать перечень грехов для чтения батюшке. В записке желательны лаконичные, краткие записи с перечислениями без расшифровки. К примеру, если муж изменил жене, в перечне стоит написать кратко, без объяснений – прелюбодеяние. Если человек постоянно враждует с родственниками, не нужно рассказывать о причине конфликта, а написать –осуждение родных.
Встречается мнение, что листочки с грехами только мешают сосредоточиться и превращают таинство в нечто формальное. По этой причине если человек хорошо справляется без списка, желательно его не использовать. При подготовке можно сделать короткие памятки по рекомендованным образцам. К примеру, составить отдельные списки грехов против Бога, грехов против человечества. Называйте вещи своими именами, используя не ломаный церковный язык, а родной (в нашем случае – русский).
Что читать перед исповедью
Как приготовиться к исповеди? Цель беседы со священником – не рассказ о своей жизни, а покаяние сердца. Если пойти без подготовки, без намерения исправиться и покаяться, исповедь будет бесплодной и пустой. Очень важно читать православную литературу: Новый Завет, Евангелие, Молитвослов, желательно ознакомиться с книгой «Опыт построения исповеди» И. Крестьянкина. Перед таинством обязательно необходимо читать молитвы.
Молитва перед исповедью
Во время подготовки к исповеди и причастию у верующего очищается телесное и духовное естество. Первое достигается воздержанием и покаянием, второе – молитвами. Необходимо обязательно молиться по утрам и вечерам дома, кроме этого, посещать вечерние службы. Из молитв обязательна «Молитва перед исповедью» – ее можно найти в любом молитвослове. Читая ее, верующий получит смирение в душе, приблизится к Богу и так далее.
Покаянный канон перед исповедью
Неписаные правила исповеди таковы, что верующему нужно ознакомиться с покаянным каноном, который полностью раскрывает суть покаяния. Произведение можно найти в православном молитвослове. Покаянный канон представляет собой своеобразный плач, призывающий человека оплакать свои грехи и все плохие дела человечества с самого начала мира. Произведение составлено так, что автор считал себя грешным, и эта мысль звучит лейтмотивом от начала до конца. Заповеди побуждают читателя осознать свою душу и выбросить из нее темные мысли.
Как исповедоваться в церкви
Если человек приходит в храм впервые, стоит выбрать время, когда священник не очень загружен. Меньше всего людей в будни. Нужно лично обратиться к батюшке, попросить назначить время для беседы и расспросить про подготовку к исповеди. В церквях практикуют и вероисповедание при стечении народа. В этом случае нужно дождаться своей очереди, далее подойти к батюшке, представиться, склонить голову. Грехи следует перечислять, обращаясь с Господу Богу. По окончании священник читает молитву, после чего следует поцеловать крест, руку священнослужителя.
Если у священника нет возможности принять всех желающих, он может использовать общую исповедь. Как проходит исповедь в церкви в таком случае? Собрав людей, священник перечисляет самые частые грехи и те каются. Далее каждый подходит к батюшке для разрешительной молитвы. Общая исповедь не подходит тем, кто ни разу не исповедовался или имеет тяжкий грех.
Какие грехи перечислять на исповеди
Необходимо покаяться в грехах, совершенных делом, словами или в помыслах. Рекомендуется вспомнить те, которые появились за время после последнего покаяния. В первый раз нужно постараться вспомнить все основное, происходившее лет с шести. Не стоит рассказывать обо всем подробно, лучше лишь озвучивать конкретные грехи, не утаивая ни одной тайны. Тем, кому сложно, священники рекомендуют составлять полный перечень и при необходимости прочитывать его. Обязательно нужно включать грехи против Христа и против ближних.
Как вести себя на исповеди
- В церкви следует уважительно относиться к священному месту: не шуметь, не привлекать к себе внимание.
- Женщинам запрещено входит в алтарь, мужчинам – только с разрешения священнослужителя.
- Когда для исповедования просят назвать имя, следует назвать то, которое дано при крещении.
- Если таинство осуществляется при скоплении людей, не нужно смущать исповедующихся. Не следует тесниться рядом, слушать чужие грехи.
- Если исповедь первая, следует предупредить об этом – священник обязательно окажет посильную помощь.
Видео: как подготовиться к исповеди
К Таинству Евхаристии следует готовиться и раскаянием, и молитвами к причастию. Подготовкой должно стать не только выполнение назначенных предписаний, но и изменение всей жизни, включающее в себя следование евангельским принципам. Требуется соблюдать внутреннюю дисциплину, которая поможет верующему человеку возжелать общения со Христом.
Молитва к причастию и исповеди бывает домашней и церковной. Стремящемуся приобщиться Святых Христовых Тайн необходимо молитвенно подготовиться к этому значимому событию: чаще и усерднее возносить молитву к Богу дома, ходить на богослужения.
В канун причастия полагается посетить вечернюю церковную службу. Для духовного приготовления вечером на богослужении нужно прочесть православные молитвы перед причастием и исповедью. Последование к причастию можно найти в каждом православном молитвослове.
Существует благочестивый обычай прочтения 3-х канонов и акафиста. Каноны - это небольшие молитвословия просительного характера, которые заключают в себе обоснования просьб и сами прошения. Акафист к причастию - это хвалебное, гимнографическое и духовное произведение. И каноны, и акафисты составлены святыми или благочестивыми людьми. К канонам перед Таинством Причастия относят такие тексты:
- покаянный Господу Иисусу;
- молебен к Пресвятой Богоматери;
- к Ангелу-Хранителю.
На первой неделе после Пасхи (ее еще называют Светлой седмицей) вместо молитв к исповеди и причастию православные христиане традиционно прочитывают канон Пасхи.
Особенности воздержания
Чтение молитв перед исповедью и причастием - не единственное условие для приготовления к Таинству Евхаристии: накануне полагается совершать и литургический пост . Для неофитов (новичков), а также тех, кто не соблюдал установленных Церковью постовых воздержаний, священнослужителем может быть определено добавочное время воздержания на 3−7 дней - перед принятием святых Тайн Христовых.
Пост, помимо ограничений в некоторых пищевых продуктах, заключается в том, чтобы вкушать и употреблять жидкости меньше привычного, а также отказаться от посещений увеселительных мероприятий, просматривания развлекательных кинофильмов и телепередач. Необходимо соблюдать физическую и духовную чистоту. Женатым людям надлежит накануне и после причащения воздерживаться от интимного контакта.
До принятия Христовых Тайн с полуночи наступает строгий пост - абсолютное воздержание от питья и приема пищи. Те, кто страдает зависимостью от табакокурения, должны отказаться от выкуривания сигареты. То же самое касается и алкозависимых, и принимающих наркотики.
На причастие должно быть получено благословение священника. Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Подготовка к исповеди и причастию
Готовящийся к Таинству Евхаристии должен помириться со всеми и оберегать свою душу от злобы и раздражительности. Важно сдерживать себя от осуждения и каких-либо нехороших мыслей, пребывая, по мере возможности, в одиночестве, в прочтении Евангелия, творений святых отцов и других духоносных книг. Перед принятием Святых Тайн необходимо правильно себя настроить, чтобы очистить свой дух в Таинстве Исповеди :
Перед принятием Святых Тайн в некоторых церквях исповедуют малышей и больных. Идти на исповедь, когда утреннее богослужение уже идет - крайнее нерадение и пренебрежительное отношение к Таинству.
Детей в возрасте до 7 лет причащают без исповеди (в дальнейшем они получат возможность бывать у исповеди не перед каждой Евхаристией, но получив на это благословение священника).
Правильное причащение
Святые Дары выносят из жертвенника, провозглашая о том, что к причастию необходимо приступать со страхом и верой. Положено принимать Таинство после монахов, детей, престарелых и больных прихожан. Подходя к святой Чаше, необходимо заранее сложить руки на груди особенным образом (правая сверху, левая - снизу).
Перед самой Чашей не следует осенять себя крестным знамением: в противном случае, можно невольно ее зацепить и толкнуть. Подойдя к священнику, нужно отчетливо назвать имя, которое было дано в день Крещения - полностью, не сокращая. Затем широко и благоговейно открыть рот, принять Тело и Кровь Иисуса Христа и сразу же проглотить.
После этого, не совершая крестного знамения, следует поцеловать край Чаши и отойти к специальному столику, чтобы вкусить богослужебного хлеба и запить его теплой водой. Последние действия нужны для того, чтобы Причастие лучшим образом прошло внутрь.
Что делать после Евхаристии
В конце службы священник приглашает прихожан поцеловать престольный Крест. До этого благоговейного действа, которое называют «отпуст», из храма уходить не подобает. Если в приходе после Евхаристии принято читать благодарственные молитвы, необходимо после отпуста встать поближе к чтецу и выслушать их до конца. Если молитвы не читают, нужно прочесть их дома самостоятельно.
В этот день необходимо благоговейно хранить в себе «Христа принятого» и вести себя благочинно, чтобы исцелить свою душу и тело.
Как часто нужно причащаться
Древние христиане приобщались к Таинствам каждый День Христов (т.е. - каждый воскресный день), а в 4-м веке святой Василий Великий писал: «Мы (то есть, он и его монастырская община) причащаемся 4 раза в 7 дней».
О частом принятии Христа говорят все святые отцы Церкви. Само Таинство заключает в себе слова, записанные в Евангелии: «Когда они вкушали пищу, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил и, деля между учениками, произнес: примите, ешьте: это есть Тело Мое. После этого, взяв чашу, поблагодарил Отца Небесного и сказал им: пейте из нее все, потому что это Кровь Моя, Нового Завета, за многих проливаемая - ради отпущения грехов» (Евангелие от Матфея, глава 26). Евангелист Лука добавляет: «Творите это в воспоминание обо Мне» (глава 22).
Этот призыв Спасителя к приобщению Святых Тайн живет в сердце каждого христианина и призывает его к главному священнодействию в жизни верующего человека. Максим Исповедник, святой и священник, свидетельствует о том, что никакое церковное таинство не может стать совершенным без Евхаристии. Поэтому Причащение именуют «таинством таинств», веря, что именно в нем заключается благодатная жизнь.
Именно Евхаристия делает Церковь настоящей общиной, объединенной Святым Духом Божиим. Те события истории, в которых евхаристическая жизнь в христианском кругу начинает слабеть, иллюстрируют, что это фатально влияет на людей, и те годы становятся очень нелегкими для судеб верующих.
Разумеется, в истории существования Церкви были времена, когда приобщаться Святых Тайн доводилось очень редко. К примеру, монахи первых времен христианства, отшельничавшие в египетской пустыне, часто причащаться не имели возможности. Отчасти это происходило из-за того, что в пустыне служить Литургию было негде. К тому же, в те времена редко совмещалось священническое и монашеское служение, поэтому монахи не могли сами исполнять Литургию.
В дальнейшем монастыри стали расти, возникали крупные обители. В них и стали рукополагать монахов в сан - для богослужения и проведения Евхаристии. Так появились монахи-священники - иеромонахи.
В современных монастырских правилах стоит пометка: монах, не причащающийся 2 недели - не монах.
Канонические предписания
С точки зрения канонов, которые были установлены по рекомендациям и записям святых и учителей Церкви, практика приготовления к принятию Спасителя устанавливается такими предписаниями:
Согласно постановлениям Вселенских Соборов, проходивших в Карфагене и Трулле, приобщаться к Телу и Крови Спасителя разрешается только на голодный желудок. Святитель Никифор учит тому, что священник может причащать христианина, лежащего на смертном одре, даже если тот вкушал пищу или принимал лекарства. Святитель Тимофей Александрийский устанавливает необходимость воздержания супругов от интимного контакта в ночь перед участием в Евхаристии.