Какие качества делают человека гражданином своей страны. Эссе на тему: «что значит быть гражданином россии? Значение в институте права
Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин знает ее историю и традиции.
Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории. Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.
Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован. У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.
Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.
Классный час « Что значит быть гражданином России?»
Цель: формирование у воспитанников представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятий «гражданин», «гражданство», «гражданский поступок», «патриотизм»
Задачи: способствовать нравственному развитию личности младших школьников, воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к малой родине; расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать приёмы умственной деятельности-умения анализировать, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития познавательного интереса учащихся.
Понятийный словарь: гражданин, российское гражданство, гражданский поступок, Конституция, права, обязанности, символы государства, патриотизм, Отечество, малая родина, жертвовать жизнью.
Оборудование: слайд-презентация «Что значит быть гражданином России?»; Конституция РФ 1993г.; Паспорт РФ; ленточки- триколор; план для рассказа « Моя малая родина»; ситуативные карточки, Памятка «Как вырасти достойным человеком и гражданином».
Ход занятия
Организационный момент.
Добрый день . Я рада всех вас видеть здесь. Сегодня у нас час общения. Мы будем много работать, говорить, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Начать классный час мне хочется со стихотворения М. Танича
Родина моя, что будет и что было — Все пополам с тобою разделю Вовсе не затем, чтоб ты меня любила, Просто потому, что я тебя люблю.
II . Основная часть
1. Вступительное слово воспитателя. Целеполагание.
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (высказывания воспитанников)
— Прочитайте тему нашего занятия: «Что значит быть гражданином России?».
— Почему стоит знак вопроса? (слайд 2)
— Я хочу, чтобы на занятии мы вместе с вами нашли ответы на этот вопрос. Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин России”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами России, любите ли вы нашу страну, свою малую родину, гордитесь ею? Мы будем отвечать на эти вопросы и по ходу занятия составлять схему (формулу): «Что значит быть гражданином России».
У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли. Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!
3. Беседа (по ходу беседы составляется схема «Что значит быть гражданином России»)
Определение первой составляющей схемы
— Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)
— Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.
В нашей стране есть закон «О гражданстве РФ». В законе говориться, что гражданство детей зависит от гражданства родителей. (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет. У детей до 14 лет гражданство такое же, как у родителей. А у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.
Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
— Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?
Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)
— Что мы добавим в нашу схему? (слайд 3)
Определение второй составляющей схемы
— Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)
— Прочитайте на слайде, что означает слово «гражданин» (гражданин Российской Федерации — это человек, который имеет российское гражданство, права и обязанности, записанные в Конституции» (слайд 5)
— Что такое Конституция РФ? (слайд 6)
— Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)
— А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)
— Какие важнейшие права вы можете назвать? (слайд 7)
Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.
— Как понимаете выражение слов из Конституции: «Все граждане нашей страны равны перед законом»? (отвечают за свои поступки одинаково, независимо от того, какого ты происхождения, кем работаешь, как ты живёшь, какой ты национальности, какого пола, на каком языке говоришь, какого вероисповедания) (слайд 8)
— Что относится к основным обязанностям гражданина России? (слайд 9)
(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)
— Что мы добавим в нашу схему? (Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ) (слайд 10)
Определение третьей составляющей схемы
— Как вы думаете, настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?
— Какие гос. символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)
— Что из себя представляет флаг РФ?
— Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага) (слайд 11)
— Найдите лишнее слово и обоснуйте выбор: флаг, стяг, знамя, триколор, гимн.
— Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).
— Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)
— Как надо вести себя, когда звучит гимн? (При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , поворачиваясь к нему лицом) (слайд 12)
— Вспомните первый куплет гимна.
Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это — святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом) (слайд 13)
— Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства) (слайд 14)
Определение четвертой составляющей схемы
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.
— А что такое Родина для вас? (высказывания воспитанников)
— Расскажите о своей малой родине по плану:
1. Какое место в России ты считаешь своей малой родиной и почему.
2. Кто из родных и близких живет на родине.
3. За что ты любишь родные места. Какая там природа.
4. Назови самые любимые места
— Малая родина у всех вас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая. (слайд 16)
Физкультминутка. Игра в города
— Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.
Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.
Площадь РФ составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал в мире по запасам пресной воды, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.
Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на — Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
— Некоторые из вас бывали в Москве. Расскажите, что больше всего вас удивило?
— Как по- другому можно назвать этот город? (столица, главный город страны, сердце Родины)
— Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине) (слайд 17)
Определение пятой составляющей схемы
— Мы не раз говорили, что наша Родина- это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей — сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.
Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называет « гражданское поведение».
Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям.
— Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?
Тренинг.
— Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.
У соседей случился пожар…
Срочно потребовалось сдать кровь больному…
Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..
— Что мы добавим в нашу схему? (Слайд 18 — переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему — гражданское поведение).
Определение шестой составляющей схемы
— Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России (слайд 19)
— Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.
— Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)
Итог занятия.
Удалось ли нам ответить на вопрос, который стоял в начале нашего классного часа: «Что значит быть гражданином России»?
— Каким должен быть настоящий гражданин?
— Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё? (Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.)
— Можете ли вы себя называть гражданином России? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?
— Кто был активным на занятии? Оцените свою работу.
Мария Тумашева
Цель : уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить
Детям понятие «гражданство » , воспитывать гражданско -патриотические чувства. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет;
Активизировать словарь : гражданин России , свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын своего Отечества.
Материалы и оборудование : Символика России : флаг РФ, герб, аудиозапись гимна
оссии, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, магнитофон
Предварительная работа : Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.
Домашнее задание : рассмотреть свои свидетельства, паспорта родителей.
Ребята, в какой стране мы живем (в России) . Посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и
лаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. Мы – россияне, граждане своей страны . Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России , пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина . Вы граждане России с момента рождения. Это значит , что вы находитесь под защитой нашего государства.
Назовите отличительные символы нашего государства (флаг, герб, гимн) . Вспомните, что означают цвета российского флага (ответы детей)
Дети читают стихи В. Степанова :
Флаг России.
«Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет».
Герб России.
«У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный».
Назовите город – столицу нашей Родины (ответ)
«Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которая любит тебя».
Ребята, как называется главная песня страны (гимн)
Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Давайте прослушаем главную песню Родины стоя (дети встают и слушают гимн)
Великий русский поэт – Н. Некрасов – спрашивал : «Что такое гражданин ?» - и сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» . Как вы понимаете выражение : «Быть достойным сыном Отечества?» (свободные ответы)
У Константина Ушинского есть чудесное произведение, которое называется «Наше Отечество» , послушайте :
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Скажите, кто такой Ю. А. Гагарин? Можем ли мы его назвать достойным сыном нашего Отечества? Почему (ответы детей)
Можно ли назвать гражданином ленивого человека , не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком человеке (ответы детей)
Посмотрите на этот портрет – это всем известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про него говорят : «Это солнце русской поэзии» .Какие сказки Пушкина вы знаете(«Сказки о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)
-«Давайте знакомую книгу откроем
И снова пройдем от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, опять подружиться»(просмотр иллюстраций, чтение отрывков из произведений) .
Назовите качества характера человека, которые необходимы достойному
ражданину (смелый, честный, мужественный, справедливый, порядочный, доброжелательный)
У поэта Степанова есть стихотворение, с которым нас познакомит Наташа М., пожалуйста,:
Российская семья.
«Живут в России разные народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна».
Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали, т. е. записали вас, дав
мя и свою фамилию в специальном учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан . С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны , граждане России . Вспомните, что записано у вас в свидетельстве(1-2 свидетельства)
Этот документ отличает вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России . Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. (показ паспорта)
Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав (Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и защитить их)
Каждый россиянин – гражданин своей страны , он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства.
А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для России (ответы)
Правильно, надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.
Беседа с учащимися
Тема : Что значит быть гражданином?
Возрастная группа : 12-13 лет
Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;
формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;
развитие сотрудничества, при работе в группах;
выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;
воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;
создание мотивации на свое культурное совершенствование;
расширение кругозора учащихся.
Тип урока : урок-беседа
Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка
Ход беседы :
Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)
Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.
Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.
Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.
Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?
(учащиеся высказываются)
Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3.Права должны соблюдать только взрослые?
4.Права - это сама жизнь
5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.
Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Знакомство с:
Государственные символы РФ.
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет?
Назовите день флага РФ.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.
Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.
Что же такое закон?
Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.
За все поступки нужно нести ответственность.
Итог урока
На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.
Население - это неотъемлемый атрибут любой страны. Без этого любое государство не имеет никакого веса на международной арене и лишено юридического статуса. Каждый человек в государстве - это не просто отдельная личность, но и гражданин своей страны. Часто люди не знают, что значит быть гражданином и каким образом это относится к населению определенной страны.
Историческая справка
В начале 19-го столетия в царской России не было понятия гражданства. Эквивалентом являлось подданство. По закону подданные делились на несколько разрядов:
- природные;
- инородцы;
- финляндские жители.
С принадлежностью к определенной группе закон связывает значительные различия в обязанностях и правах.
Помимо этого, природных подданных законодательство разделяло на людей неподатного и податного положения. Люди неподатного положения могли обладать свободой передвижения и имели бессрочные паспорта. Люди податного положения в таких правах ограничивались.
Понятие о гражданстве полностью поменялось после революции 1917 году. В Декрете от 11 ноября этого года провозглашалось, что все находящиеся до этого в стране сословия уничтожаются, и провозглашается единое для населения страны наименование - гражданин РФ.
Первая Конституция РФ утвердила постановление о получении и изменении прав гражданства РФ и о возможностях иностранных лиц в России.
Конституция от 1977 года более масштабно урегулировала правоотношения, связанные с гражданством в Советском Союзе. Немаловажный принцип гражданства получило конституционное выражение: граждане Советского Союза за границей могут пользоваться защитой своего правительства.
Конституция 1993 года в определенных пунктах утвердила положения, которые относились к гражданству, а точнее: единое гражданство РФ, возможность выезда из страны, предоставление убежища, возможность получения двойного гражданства, права для иностранцев и людей без гражданства.
Правовой статус гражданина
Вначале большинство ученых выдвигали гипотезу о том, что любое государство является отдельным этническим обществом. Но что в этом случае собой представляют такие огромные многонациональные гиганты, как Россия или Америка?
Теория этничности абсолютно неверна для определения принадлежности людей к конкретному государству. С развитием права и демократии в обществе создалось понятие, характеризующее людей как часть конкретной страны. Поэтому нужно четко знать определение термина «гражданство» в правовой системе и внутренней идеологии каждой отдельной личности.
Большинство людей не имеют понятия, каким должен быть гражданин и почему важно им себя считать. Конституционное право четко определяет, кого называют гражданином страны. Это человек, который наделен гражданством, при этом гражданство - это нерушимая и стойкая связь , которая основана на правовых отношениях, характеризующихся наличием взаимной ответственности и обязательных прав для населения.
Таким образом, гражданством называется правовой режим, когда человек является гражданином конкретного государства. В конституции это положение отмечено в качестве института, которое закреплено в основном уставе.
Еще недавно в определенных монархических странах гражданство являлось формой подданства. Эта правовая система объяснялась связью конкретной личности с особой монарха, а не с местом проживания. Такой правовой режим отличается углубленным антидемократическим значением, поскольку гражданин должен отвечать перед особой, а не перед политической и социальной структурой государства.
Сегодня в большинстве стран подданство заменили термином «гражданство», поскольку оно считается более практичным и продуманным институтом.
Способы получения гражданства
Люди обязаны иметь с государством правовые отношения, позволяющие понять, что значит сегодня быть гражданином. Однако правовое законодательство гражданства не появляется просто так. Есть конкретные методы его приобретения, а точнее:
- Филиация. Это вариант получения факта гражданина с момента рождения. Существует несколько видов филиации: по наследству, праву земельной территории и крови.
- Второй вариант используется в случаях, когда человек является гражданином иной страны, но при этом хочет получить еще одно гражданство. Эта разновидность получения называется натурализация. Отличают два вида натурализации: дарование и регистрация.
- Также в международной правовой системе отмечено еще два способа получения: оптация (выбор гражданства во время пересечения границы страны) и трансферт (территория одной страны начинает контролироваться другим государством).
Варианты отказа
В определенных ситуациях гражданство может быть прекращено. Законодательством стран во всем мире выделены такие возможности для этой процедуры:
Значение в институте права
С развитием мировой демократии главное место стал занимать институт правового гражданства. Это указывает на то, что роль свобод и прав населения значительно увеличилась, а изменения начали приводить к тому, что простой человек может влиять на политическую и социальную жизнь с помощью избирательного права.
Необходимо понимать, что значит быть гражданином своей страны. Это обозначает иметь некоторые права и свободу. Говоря иначе, это конкретная модель правовых отношений населения и государства. В любом государстве такая модель отличается, потому граждане разных стран имеют совершенно различные обязанности и права.
Нормативное законодательство
Есть некоторые нормативные документы национального и международного содержания, которые полностью контролируют институт гражданства в РФ, а также описывают правовые отношения и характеристику того, что значит быть гражданином России. Поэтому необходимо ознакомиться с основными:
- Конвенция по защите прав.
- Декларация прав человека.
- Конвенция о гражданстве.
- Закон о правах граждан.
- Гражданский кодекс.
- Закон «О гражданстве РФ».
- Конституция.
В правовых актах находится только правовое описание определения «гражданин». Определение имеет абсолютно другой смысл, который дает возможность понять, что обозначает быть на самом деле гражданином.
Психологический фактор
В обычной жизни люди абсолютно не думают о том, что обозначает быть действительно настоящим гражданином. Необходимо все время помнить не только про родственные связи с конкретными людьми, но и о связи со страной.
Много столетий большинство философов описывали определение «гражданин» с точки зрения психологии. Это принятие факта и понимание принадлежности к социальному обществу, которое формируется у людей, живущих в конкретном государстве.
Идентификация людей как ячейки чего-то общего - вот что обозначает быть гражданином. В большинстве культур термин «гражданин» значительно разнится, с учетом этнической и территориальной принадлежности, однако в европейских государствах, в том числе и в России, это определение является почти идентичным.
Понятие в России
Во время исторического развития любой страны люди всегда являлись ее частью. Вне социума никто не сможет жить, кроме определенных случаев, к примеру, аскетизм. Еще в Древней Греции самым суровым наказанием являлось изгнание из общества. Это говорит о том, что люди просто не могут находиться без сородичей.
В первую очередь, гражданин - это человек, который наделен патриотическим качеством, полным пониманием нерушимости связи с российским народом. Эти люди ценят и уважают страну, пытаясь оказать какое-то влияние на благосостояние страны с помощью своих действий.
Если речь идет о том, что обозначает являться гражданином Российской Федерации, необходимо в первую очередь напомнить фразу одного человека, не связанного с нашей Родиной, но попавшего в точку знаменитой фразой: «Не надо спрашивать себя о том, что государство для тебя сделало. Ты обязан подумать о том, что ты сможешь сделать для страны». Эту фразу сказал президент Кеннеди, и она полностью описывает смысл того, что обозначает гражданин для страны.
Основные качества гражданина
Сегодня популярным является присуждение званий почетного и достойного гражданина. Однако абсолютно неясно, по каким параметрам люди определяют, что обозначает быть почетным жителем страны.
Достоинства перед страной выражаются, в первую очередь, в терпимости к любым отрицательным переменам - как в социальной сфере, так и в политической. Важное значение имеет чувство любви к стране, так как именно на территории этого государства каждый смог получить свою жизнь, возможность самостоятельного развития, обучения и т. д.
Естественно, не у всех людей развиты любовь к родине, патриотизм и устойчивое терпение, поэтому не все понимают важность того, что обозначает быть гражданином своей страны. На данный момент тенденции значительно поменялись, поэтому человеку необязательно совершать какие-либо героические поступки. Нужно только, чтобы он проявлял хотя бы незначительные попытки влиять на жизнь страны.
Важное значение имеет устойчивая реакция человека на все невзгоды и негативные моменты, которые могут появиться во время развития каждого государства. Человек, который участвует в жизни государства, сможет всегда рассчитывать на помощь своей страны в любых проблемах.