Как заполнять предложение уполномоченного по охране труда. Уполномоченный по охране труда на предприятии
Уполномоченный по охране труда является основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в организации. Уполномоченные лица участвуют в трудовом процессе организации и находясь среди работников могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателем нормативных локальных актов по охране труда и контроль за выполнением работниками обязанностей по охране труда.
Задача уполномоченного лица по охране труда – помочь руководителю организации, работнику предотвратить несчастный случай.
Нормативные документы, регулирующие деятельность уполномоченных лиц по охране труда
Деятельность уполномоченных лиц по охране труда регулируется:
- Постановлением Минтруда России «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 04.1994 № 30.
- Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной принадлежности и численности работников.
Для эффективной работы уполномоченных лиц по охране труда на основе действующих нормативно – правовых документов в организации разрабатывается Положение об уполномоченном лице по охране труда организации.
Разделы Положения об уполномоченном лице по охране труда
Положение об уполномоченном лице организации может включать следующие разделы:
- Общие положения.
- Основные задачи уполномоченных.
- Функции уполномоченных.
- Права уполномоченных.
- Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.
Предлагаю вам, коллеги, ниже примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда организации, которое вы можете доработать с учетом деятельности своей организации.
Примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда
Наименование организации
Утверждаю
Руководитель____________Ф.И.О.
«___»___________2016 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченном лице по охране труда
1.Общие положения
1.1.Положение об уполномоченном лице по охране труда (наименование организации) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».
1.2.Положение определяет порядок организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране труда организации. Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации (трудового коллектива) осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников организации.
1.3.Уполномоченное лицо избирается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) открытым голосованием на срок от двух до пяти лет. Уполномоченным не может быть избран работник занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда в организации.
1.4. Избрание уполномоченного по охране труда оформляется протоколом.
1.5.Уполномоченное лицо профсоюзной организации (трудового коллектива) в соответствии со ст. 218 ТК РФ входит в состав комиссии по охране труда организации.
1.6.Уполномоченное лицо организует свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, службой охраны труда, государственными органами надзора за охраной труда.
1.7.В своей деятельности уполномоченное лицо руководствуется Трудовым кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ по охране труда.
1.8.Уполномоченный ежегодно отчитывается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) о своей работе и может быть отозван до истечения срока действия его полномочий по решению собрания, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников по охране труда.
1.9. Количественный состав уполномоченных в организации определяется профсоюзным органом (собранием трудового коллектива) в зависимости от конкретных условий работ и необходимости обеспечения общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.
1.10.Уполномоченный в своей деятельности взаимодействует с техническими и внештатными инспекторами труда профсоюза, органами Федеральной инспекции труда, другими органами надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда.
2.Основные задачи уполномоченных
Основными задачами уполномоченных являются:
2.1.Содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда. 2.2.Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
2.3.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда.
2.4.Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
3.Функции уполномоченных
В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:
3.1.Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда.
3.2.Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда.
3.3.Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
3.4.Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
3.5.Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
3.6.Проводить общественный контроль за:
3.6.1. своевременным сообщением руководителем организации, руководителями и должностными лицами структурных подразделений о происшедших несчастных случаях, фактах выявления профессиональных заболеваний работников;
3.6.2. соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда на рабочих местах;
3.6.3. техническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие требованиям их безопасной эксплуатации, а также наличие и комплектность средств пожаротушения, содержания и состояния путей эвакуации;
3.6.4.системами освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования;
3.6.5. обеспечением работников моющими средствами, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, необходимыми по условиям труда;
3.6.7. организацией и проведением предварительных при поступлении на работу и периодических медицинскими осмотров и соблюдением медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
3.6.8. своевременным и регулярным обновлением информации на стендах и уголках по охране труда.
3.7.По поручению профсоюзного органа (трудового коллектива) участие в расследовании несчастных случаев в организации.
3.8. Участие в проведении специальной оценки условий труда работников.
3.9.Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
3.10. Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в организации по охране труда.
4.Права уполномоченных
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
4.1.Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда.
4.2.Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, результатами расследования несчастных случаев.
4.3.Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
4.4.Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
4.5.Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
4.6. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.7.Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев в организации.
4.8.Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
5.Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.
5.1.Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.
5.2.Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной 40 часовой программе на курсах в учебных центрах, других организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому).
5.3.Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение. (Приложение №1)
5.4.Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и профсоюзного органа (собрания трудового коллектива).
5.5.Уполномоченный по охране труда в соответствии со статьями 25 и 27 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, увольнению по инициативе работодателя (руководителя организации) без предварительного согласия профсоюзной организации.
5.6. За активную и добросовестную работу, способствующую улучшению условий и охраны труда в организации, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уполномоченный материально и морально поощряется в форме доплаты к должностному окладу, предоставления дополнительного отпуска, оплаты путевки на санаторно-курортное лечение и отдых из средств организации или профсоюзного органа.
Приложение № 1
к Положению об уполномоченном лице
по охране труда организации
лицевая сторона
У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е
уполномоченного лица по охране труда
внутренняя сторона, левая часть
(наименование, организации)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
является уполномоченным лицом по охране труда.
Председатель профсоюзной организации
(подпись, Ф.И.О.)
«___»____________ 20__ г.
внутренняя сторона, правая часть
ФОТО ______________
(личная подпись)
Действительно до_________ 20__ года.
Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда в
_________________________________________________________________
(наименование организации, подразделения) и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
2.Размер фотокарточки 3 х 4 см. с уголком для печати.
Как организовать работу уполномоченного по охране труда в организации в
Если информация оказалось полезной, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях. Спасибо!
Профсоюз и охрана труда.
Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда.
Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.
Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных
, учитывающего специфику деятельности организации.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее чем на 2 года.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).
Основные задачи уполномоченных лиц
Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Функции уполномоченных лиц
К функциям уполномоченных относятся:
- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.
Права уполномоченных лиц
Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора
Для повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности и более широкого привлечения общественности к его осуществлению органы государственного надзора организуют работу внештатных инспекторов.
Внештатный инспектор труда действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе труда Федеральной инспекции труда, утв. Приказом Федеральной инспекции труда от 27.06.00 г. № 4.
Внештатный инспектор органов Ростехнадзора действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе органов ГГТН РФ, утв. Приказом ГГТН РФ от 11.04.97 г. № 72.
Внештатным инспектором может быть гражданин РФ не моложе 18 лет. Он утверждается на основании личного заявления, представления профсоюза или другой общественной организации, иных документов, подтверждающих пригодность кандидата к выполнению специфических задач и функций, приказом руководителя надзорного органа.
В организациях образуются посты общественного контроля, в которые входят также внештатные инспекторы труда и внештатные инспекторы Ростехнадзора, закрепляемые за определенными государственными инспекторами. Внештатный инспектор осуществляет свои функции под непосредственным руководством и контролем государственного инспектора, за которым он закреплен.
Вопросы обеспечения охраны труда и соблюдения внутренних нормативов производства требуют контроля не только со стороны администрации предприятия, но и со стороны профессиональных союзов. Данный аспект является важным моментом, поскольку именно его соблюдение становится одной из основ общественного надзора. Поэтому вопрос о назначении такого доверенного лица, его правах и обязанностях необходимо рассмотреть с должным вниманием.
Уполномоченный по охране труда от трудового коллектива
Для начала необходимо разграничить понятия доверенного лица и ответственного. Сотрудник, на котором лежит ответственность, следит за выполнением предписаний и в случае необходимости обеспечивает их. Работник, наделенный полномочиями общественного контроля
, обладает функциями надзора и контроля.
Для того, чтобы в полной мере рассмотреть деятельность доверенных, необходимо обратиться к Постановлению Минтруда РФ под номером 30
. Положения данного документа указывают, что такой институт создается именно для соблюдения законных прав и интересов сотрудников. О возможности организации такой выборной должности со стороны профсоюзов говорит и .
Как проводятся выборы уполномоченных доверенных лиц по охране труда
Поскольку доверенное лицо является выборной должностью, возникает вопрос, кем избираются уполномоченные по охране труда профкома. Постановление Минтруда указывает, что выборы организуются профсоюзом или иным представительным органом работников. В том случае, если таких учреждений несколько, каждое из них может предлагать свои кандидатуры.
Выборы уполномоченных по охране труда профессиональных союзов рекомендуется проводить на срок не менее двух лет. При этом не рекомендуется выдвигать на данный пост тех сотрудников, которые отвечают также и за исполнение предписаний. В случае необходимости доверенный может быть отозван с должности решением собрания.
Осуществляются выборы на общем собрании сотрудников. Поскольку доверенные лица могут выдвигаться как по структурному подразделению, так и по предприятию в целом, голосование должно осуществляться соответственно.
Протокол выборов уполномоченных лиц
является обязательным атрибутом и включает в себя следующую информацию:
- количество участвующих сотрудников;
- полные имена председателя собрания и секретаря;
- указание повестки собрания;
- фиксирование количества голосов.
Количество таких выборных лиц не ограничивается законодательством, однако должно быть регламентировано внутренними нормативными актами.
Кто возглавляет деятельность уполномоченных по охране труда
Деятельность доверенных лиц регламентируется соответствующим положением, разработанным на предприятии. Оно отражает общие правовые нормы и рекомендации, адаптируя их к специфике предприятия.
Уполномоченные по охране труда несут ответственность перед профсоюзом и руководителем структурного подразделения или компании в целом — в зависимости от избрания. Администрация при этом должна организовать обучение выборного лица и все требуемые условия для ведения должностных обязанностей. Отчитывается такой сотрудник перед избравшим его собранием.
Приказ о назначении уполномоченного по охране труда
Приказ о назначении является отправным документом, с которого доверенное лицо начинает свою деятельность. Документ издается руководителем сразу после избрания. В нем должен быть указан номер протокола, а также указание на вступление в должность.
Приказ составляется по той же форме, что и аналогичные акты на предприятии. Указанный сотрудник должен быть ознакомлен с документом под роспись.
План работы уполномоченного
План работы уполномоченного по охране труда является основным нормативом, регулирующим его деятельность. В данный документ включается перечень мероприятий, которые рассчитаны на решение следующих задач:
- содействие организации таких условий трудовой деятельности, которые будут отвечать нормам охраны труда, предписанным законодательством и внутренними нормативами;
- осуществление функций общественного контроля над исполнением указанных норм;
- представительство интересов сотрудников в муниципальных или иных общественных учреждениях;
- предоставление консультаций и иной информации работникам в вопросах защиты их интересов в безопасной и комфортной работе.
Как и общий план мероприятий , данный документ для доверенного лица разрабатывается на календарный год и указывает основные меры, которые должны быть им предприняты.
Отчет о проделанной работе уполномоченного
В зависимости от установленной подотчетности, уполномоченный по охране труда выдает работодателю или профсоюзу документ с информацией по своей деятельности. Такой акт составляется в произвольной форме, однако должен содержать в себе полную информацию по осуществленным действиям.
Образец отчета о проделанной работе может быть разработан и включен в нормативную базу предприятия. Составляется он в конце календарного года по результатам выполнения предписанного плана.
Права уполномоченного по охране труда
Постановление Минтруда указывает на следующие права доверенных лиц:
- осуществление функций контроля в соответствующем подразделении организации;
- проверка выполнения тех мероприятий, которые предусмотрены в организации;
- участие в комиссиях, осуществляющих проверку помещений и оборудования на возможность эксплуатации;
- своевременное получение информации о произошедших несчастных случаях;
- возможность требовать от руководителя и ответственных лиц исполнения предписаний и обеспечения безопасных условий для работы;
- выдача руководителю представлений об устраненных нарушениях;
- обращение за привлечением к ответственности лиц, виновных в правонарушениях.
Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право также участвовать в разрешении трудовых споров. Предписывается при этом, что предмет конфронтации должен касаться именно вопросов охраны труда.
Обязанности уполномоченного по охране труда на предприятии
Обязанности уполномоченного по охране труда отражают его основные функции:
- осуществление контроля над соблюдением обязанностей работодателя и работников в вопросах безопасности рабочего процесса;
- участие в работе комиссий, которые осуществляют проверяющие и контролирующие функции;
- разработка мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение несчастных случаев;
- участие в организации первой помощи пострадавшим, а также в расследовании причин несчастных случаев и установлении виновных;
- предоставление информации работникам по состоянию условий трудовой деятельности, предпринятым шагам, устраненным нарушениям.
Данный перечень не является обязательным и носит рекомендательный характер. То есть, определенные функции руководитель может не включать в общий перечень.
Уполномоченный по охране труда в школе
Уполномоченный по охране труда в школе осуществляет аналогичную с другими предприятиями деятельность. Составление плана и отчета при этом должно отражаться в принятом положении , которое касается деятельности данного должностного лица. Поскольку выбранный на данную должность являются частью представительного комитета, отчитывается он также перед ним и собранием, на котором был избран.
Данный сотрудник после избрания должен пройти аттестацию на соответствие должности и ознакомиться со всеми инструкциями, действующими по школе или иному образовательному учреждению. Только после этого он может приступить к своим обязанностям по осуществлению контроля за их исполнением.
Уполномоченный на предприятии от трудового коллектива
Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.
Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:
- Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
- Уполномоченные лица по охране труда.
Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:
- осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
- расследовать несчастные случаи;
- проводить экспертизу условий работы;
- требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
- принимать участие в разборе трудовых споров;
- участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.
Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.
Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).
Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.
Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.
Помимо перечисленных документов правовой основой работы уполномоченного являются внутренние документы организации, коллективные договоры и приложения к ним.
Случаи, когда уполномоченный выдает работодателю представление, образец представления
Согласно абз. 13 ст. 370 ТК РФ, уполномоченный по охране труда имеет право вносить представления, которые обязательны к рассмотрению администрацией организации. Поводом к подаче таких представление может быть любой случай нарушения норм охраны труда, например:
- неправильное использование средств защиты работниками;
- необоснованный отказ в выдаче молока или иного специального питания;
- несоблюдение процедуры обучения, инструктажа или допуска к выполнению профессиональных обязанностей и т. д.
Каждое представление оформляется на бланке унифицированной формы согласно приложению № 1 к указанному постановлению Минтруда РФ.
Важно отметить, что нормативными документами (ТК РФ, постановлением Минтруда РФ № 30) не определен точный срок устранения нарушений. В то же время установление срока для устранения нарушений не является и правом уполномоченного. Таким образом, в случае неустранения нарушений в разумный (достаточный) срок уполномоченные лица по охране труда вправе обращаться, согласно п. 2.3 постановления Минтруда РФ № 30, в интересах работников в трудовую инспекцию, суд или иные органы власти.
Грамотно оформленное представление выглядит следующим образом:
Представление
Не знаете свои права?
Институт уполномоченных по охране труда был образован для создания общественного надзора за реализацией легальных прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда у конкретного работодателя.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Надо отграничивать людей, которые занимают данную должность от ответственных за охрану труда. Это не одно и то же.
Так, ответственного назначает работодатель, а уполномоченного – выбирают на собрании трудящихся. Кроме того, они реализуют разные задачи.
Ответственный за охрану труда должен заниматься обеспечением внедрения предписаний законодателя на предприятии, а уполномоченный – осуществляет контроль за данными действиями, с точки зрения их соответствия нормам права.
Нормативная база
Правовой статус доверенных по охране труда определяется данными нормативными актами:
- Трудовой кодекс РФ (ст. 370);
- Закон №10 от 12.01.1996 (ст. 19);
- Постановление Исполкома ФНПР от 2006г. № 4-3;
- Рекомендации уполномоченному профкома по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.04.1994г. № 30.
Ознакомиться с документами можно здесь:
Зачем нужны?
Итак, кто такой уполномоченный по охране труда? Это сотрудник, чья ключевая задача – надзор за отсутствием нарушений прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия трудовой деятельности.
Представительный орган обладает и другими способами для достижения поставленной цели, но этот является наиболее эффективным.
Уполномоченный проводит регулярный контроль за положением в области условий труда, выполнением определённых норм, правил и инструкций. Он может своевременно реагировать на обнаруженные нарушения и предпринимать действия для их ликвидации, а также применять санкции к виновным лицам.
Основные задачи и функции
Функции и задачи доверенных по охране труда определены в постановлении Министерства труда №30 от 1994г. (пункт 2 и 3).
Начнем с ключевых задач, стоящих перед этим работником:
- участие в образовании у работодателя безопасных условий труда, которые бы соответствовали установленным нормам и правилам;
- контроль за сложившейся ситуации в сфере охраны труда у конкретного работодателя;
- представление интересов сотрудников в надзорных учреждениях при рассмотрении соответствующей категории споров;
- консультирование трудящихся относительно их правомочий на охрану труда.
Полный перечень функций уполномоченных по охране труда представлен в п.3 рассматриваемого постановления:
- контроль за выполнением норм и принципов, утвержденных в сфере охраны труда;
- участие в деятельности комиссии при организации проверки сооружений, техники и машин на соответствие их нормативным требованиям;
- участие в формировании мероприятий по недопущению несчастных случаев на производстве;
- контроль за выполнением норм о режиме труда и отдыха, компенсации сотрудникам, занятым на тяжёлых и опасных работах;
- участие в анализе несчастных случаев (по поручению профсоюза);
- донесение до сотрудников информации о том несоблюдении правил и норм по охране труда, которое было выявлено у работодателя.
Права и обязанности
Для реализации тех функций и задач, которые мы рассмотрели ранее уполномоченных по охране труда наделяют следующими правами:
- контролировать реализацию законодательных актов в области охраны труда у работодателя;
- проверять реализацию мероприятий в соответствующей отрасли, которые были утверждены в коллективном договоре, соглашении или приняты по результатам анализа несчастного случая;
- запрашивать сведения о положении в области охраны труда у руководителей и должностных лиц предприятия;
- выдвигать требования о приостановке трудовых операций, если под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
- делать представления о необходимости ликвидации нарушений;
- обращаться в надзорные инстанции с предложением о наложении санкций на должностное лицо, которое нарушает нормативные требования по охране труда.
Как назначается уполномоченный по охране труда?
Уполномоченных избирают на общем собрании трудящихся.
Инициирует его проведение профсоюз (иной представительный орган) или трудовой коллектив. Уполномоченный по охране труда избирается на срок не менее 2 лет.
В качестве кандидатуры на данную должность рассматриваются и специалисты, которые не работают на этом предприятии.
Кем назначается?
В отличие от должности ответственного за охрану труда, который назначается руководителем предприятия, уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Для этого организуется общее собрание. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.
Выборы
Доверенных по охране труда избирают на общем собрании трудящихся.
Если у работодателя функционирует несколько профсоюзов, то каждый из них может представить собственного кандидата. Общее собрание трудящихся для проведения выборов созывает либо представительный орган трудящихся, либо инициатива исходит от трудового коллектива. В ходе реализации данного мероприятия ведется протокол.
На некоторых предприятиях могут работать несколько уполномоченных. Конкретное их количество, а также процедура избрания и период деятельности утверждается в коллективном соглашении или ином договоре, который заключен между работодателем и представительным органом трудящихся.
Протокол избрания
В ходе общего собрания трудящихся обязательно ведется протокол.
В нем указывается:
- количество участников;
- ФИО председателя и секретаря;
- повестка;
- распределение голосов (за, против, воздержался).
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.
Протокол избрания уполномоченного по ОТПриказ о назначении
После того как на собрании был избран уполномоченный по охране труда, руководитель предприятия издает приказ о назначении. В нем делается ссылка на номер протокола общего собрания коллектива.
С данным документом уполномоченный по охране труда обязан быть ознакомлен под роспись.
Образец приказа о назначении уполномоченного по ОТНа какой срок избирается?
Конкретный период утверждается или иным соглашением, которое заключили работодатель и представительный орган трудящихся.
После истечения данного срока уполномоченный может быть переизбран, если иное не установлено в локальных документах предприятия.
Также они могут быть отозваны с должности до окончания данного периода, если такое решение примет общее собрание трудящихся. Досрочное снятие может быть связано с невыполнением функций или отсутствием необходимой требовательности уполномоченного по охране труда.
Особенности и организация работы
Уполномоченные по охране труда должны быть членами состава комитета по охране труда. Причем в соответствии с рекомендациями Министерства труда такое положение касается всех лиц, которые занимают данную должность, без исключения.
В ходе своей деятельности уполномоченные лица сотрудничают и взаимодействуют с руководителями подразделений, представительным органом трудящихся, службой охраны труда, надзорными инстанциями. При выполнении возложенных на них функций они должны соблюдать законодательство РФ, в том числе Трудовой кодекс. Также на них распространяются положения коллективного договора, техническая документация предприятия и т.д.
Уполномоченный отчитывается на общем собрании трудящихся, избравших его, о своей деятельности.
Документы
Уполномоченный в ходе реализации своей деятельности соблюдает нормативы охраны труда, Положение об уполномоченном по охране труда, постановления профсоюзного органа трудящихся, коллективное соглашение, внутренние акты организации по обеспечению надлежащих условий труда.
Типовое положение
Типовое положение об уполномоченном было принято ФНПР.
Данный документ создан в силу предписания ст. 370 Трудового кодекса РФ. Его ключевая роль — формирование основных направлений работы, полномочий и функций по охране труда, осуществлению контроля за реализацией норм и правил охраны труда у работодателя и в организации, в которой трудятся члены профсоюза.
На предприятии может быть разработано собственное положение, которое касается деятельности данного лица.
Инструкции
В своей работе уполномоченный руководствуется инструкциями по охране труда. Он же изучает их выполнение на конкретном предприятии.
При выявлении нарушений доверенные лица по охране труда вправе использоваться следующие возможности:
- выдвинуть требования о приостановке трудовых операций, если в ходе их исполнения под угрозой находится жизнь или здоровье сотрудника;
- оформить предписание о необходимости ликвидации нарушений;
- обратиться в надзорные службы с предложением о привлечении руководителя предприятия к ответственности за несоблюдение требований в области охраны труда.
Как проходит переаттестация?
Относительно порядка аттестации и переаттестации данного лица законодатель не делает каких-либо оговорок. Следовательно, она проводится в общем порядке.
Нюансы увольнения
В соответствии с ТК РФ утвержден особый порядок данных работников – только с разрешения профсоюзного органа, членами которого они выступают.
Данная процедура выглядит следующим образом:
- работодатель направляет в адрес профсоюзного органа документы, которые являются причиной для расторжения трудовых отношений;
- в течение 7 дней профсоюзный орган представляет свой ответ в письменном виде о согласии или несогласии с таким увольнением. Если ответ не представлен в данный срок, то работодатель может расторгнуть договор без учета мнения представительного органа трудящихся.