Как правильно устроить иконостас дома и какие иконы выбрать для него. Домашние иконостасы своими руками: фото
Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.
Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.
У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.
Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.
Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.
Как расположить иконы в доме
Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.
Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что Господа желательно центральное место).
Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.
Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.
Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.
Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?
Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.
Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?
Как сделать иконостас своими руками?
Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.
Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.
Итак, Вам понадобится:
1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.
Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.
1. Рассказ об иконостасе
Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.
Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?
Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.
Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.
Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.
Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.
После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.
1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.
2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.
3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.
4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.
5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.
6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.
7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.
Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.
Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.
Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.
Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.
ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.
Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.
Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.
В Православном храме иконостасом называется алтарная перегородка, стенка, с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Иконостас указывает место молитвы и отделяет его от Святая Святых, пространства, где происходит священнодействие. В древности алтарная перегородка называлась темплоном и была не такой высокой, как сейчас. Позже появился обычай помещать на нее иконы, вначале в один, а затем в несколько рядов. На Руси получили распространение четырёх- и пятиярусные иконостасы, украшенные большими иконами и глухие каменные алтарные преграды с фресковой росписью.
Под домашним иконостасом подразумевается особое пространство внутри дома, где расположены иконы, свечи и лампада. Домашний иконостас определяет место для молитвенного предстояния. В прошлом, на Руси, это место называли — красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Домострой учил: «В дому своем всякому христианину … святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… ». Принято было украшать иконостас живыми цветами, веточками вербы.
На Руси существовал обычай обрамлять большие, наиболее чтимые иконы, полотенцем. Происхождение его следующее. Согласно Священному Преданию, царь Авгарь, страдая от проказы, приказал своему слуге написать портрет Христа, слава о Котором в то время достигла Едессы. Слуга не смог выполнить приказ, тогда Христос умылся и отер лицо полотенцем, на котором запечатлелся Его Нерукотворный Образ. Царь выздоровел, а полотенце (убрус) затем много веков сохранялось христианами, как величайшая святыня прижизненного изображения Спасителя. В честь перенесения Нерукотворного Образа в Константинополь, христиане празднуют особый праздник, в народе именуемый «полотняным спасом». Освященные в этот праздник полотенца символизируют древний убрус и используются для украшения святых образов домашнего иконостаса.
Где в доме следует разместить иконостас? Любой Православный храм расположен так, что его алтарная часть всегда ориентирована на восток. Соответственно и иконостас в храме расположен на востоке. Для христианина эта часть света имеет особое значение. Согласно Священному Писанию, на востоке Господь посадил потерянный человеком рай «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (). Молясь в храме повернувшись к востоку, мы поворачиваемся лицом к раю.
Иконы в доме тоже желательно располагать на востоке, но в большинстве случаев выполнение такого предписания невозможно. В некоторых квартирах восточный угол попросту отсутствует, на месте, где требуется повесить иконы расположен дверной проем или окно. Но дом, это не храм Божий, призванный быть исключительно местом для молитвы и совершения Таинств. Дом является прежде всего семейным очагом, в котором возможна и необходима молитва келейная, правила которой не так строги. Поэтому домашний иконостас не обязательно оборудовать строго в восточной части своего жилища, можно выделить для него и другое место.
При выборе места для иконостаса важно соблюдать следующие правила:
* Рядом с иконами не должны находиться теле, аудио и бытовая техника.
* Недопустимо размещать иконы рядом с предметами декора, картинами, панно, плакатами с изображением кумиров и пр.
* Нельзя ставить иконы на полку с книгами, содержание которых не соответствует Православному вероучению.
* Домашний иконостас необходимо расположить в недоступном для животных месте.
* Перед иконостасом должно быть достаточно свободного места для молящихся членов семьи.
Многих интересует вопрос – возможно ли размещение икон в спальне, рядом с супружеским ложем? Церковь благословляет супружеский союз и не считает интимные отношения мужа и жены греховными. Поэтому, нет ничего предосудительного в расположении икон в спальне. Однако следует помнить, что благословление относится лишь к законным брачным отношениям, а не к блудному сожительству или незарегистрированному «гражданскому браку».
Отдельно следует обратить внимание на запрет женщинам в период месячных прикасаться к святыням. Женщина в эти дни, согласно церковным правилам, считается нечистой, она может осквернить святыню дотрагиваясь до нее. Такое отношение к женским кровотечениям было известно еще в Ветхом Завете, а затем подтверждено отцами Церкви. Правило Дионисия Александрийского гласит: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ». Женщинам стоит быть внимательными и стараться без крайней необходимости не прикасаться к святым образам в месячные.
Нужно помнить — иконостас, это место благоговейное, наполняют его святыни, для нас, грешников представляющие собой окно в мир иной, горний. Относиться к святыням надо по-особому, с благоговением. Перед ними нельзя курить, пить спиртные напитки, ругаться, кричать и использовать матерные слова.
Важным моментом составления домашнего иконостаса является выбор самих икон. Нет разницы между иконой писаной мастером иконописцем и репродукцией, напечатанной в типографии. Иногда бывает лучше поместить дома репродукцию, чем плохого качества или неканоничное писаное изображение святого. И уж совсем неприемлемо заменять иконы картинами. Ведь чем отличается икона от картины? Автор иконы, это вся Церковь, она творение соборное, самовыражение в иконописи отсутствует. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. Картина, напротив, выражает творческую фантазию художника, она создана для созерцания и является средством общения с художником, с его внутренним миром.
Иконы каких святых должны составлять домашний иконостас? Согласно Православной традиции в иконостасе в первую очередь должны присутствовать образы Спасителя и Пресвятой Девы Марии. Икону Иисуса Христа следует размещать справа, Богородицы слева от предстоящего перед ней. На Руси, особо почитавшей св. Николая Чудотворца, было принято иметь дома образ и этого святого. В домашний иконостас можно включить образы св. Георгия Победоносца, св. Пантелеймона Целителя, св. Апостолов Евангелистов, св. Иоанна Крестителя, св. Архангелов, иконы местночтимых святых и святых земли Русской, а также иконы праздников и иконы святых имена которых носят члены семьи. При размещении образов необходимо учитывать иерархический строй. Нельзя допускать, чтобы икона местночтимого святого располагалась на иконостасе над иконой Спасителя или Богородицы.
В домашний иконостас можно включить образы особо почитаемых семейных святых. Главное – не нужно превращать уголок с иконами в музейный стенд, содержащий в себе десятки привезенных из разных мест образов. В большинстве случаев перед такими иконами не молятся, они просто висят в доме, как напоминание о путешествиях по святым местам. Такое отношение к образам неприемлемо, следует помнить, икона — средство для общения с Богом и со святыми, посредник между нашим миром и миром грядущим, пока недоступным для нас. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. В догмате об иконопочитании сказано: «Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почтительное поклонение ».
В догмате об иконопочитании отражено учение Церкви об отношении к святыням, «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней ». Важно помнить, мы поклоняемся не иконе, как материи, а Христу, Богоматери и святым, на ней изображенным. Не сама икона является нашей защитницей и спасительницей в минуты скорбей, а Христос, лик Которого смотрит на нас. Поэтому нельзя использовать икону как талисман и надеяться, что самое ее наличие в доме поможет обрести благополучие и исцелит от болезней. Икона не защищает, защищает только Бог.
В Православной традиции принято зажигать перед иконами лампады (специальные сосуды с маслом) и свечи. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями …». Лампада, зажженная перед иконами, является символом непрестанной молитвы христианина к Богу. Свеча – малая жертва человека Спасителю. Лампада и свеча – символы нашего духовного союза с Богом, зажигая их, мы выражаем наше благоволение и любовь к Создателю.
В домашнем иконостасе, лампаду можно как поставить на полку, напротив иконы, так и подвесить к потолку или киоту иконы. Свечи ставятся в специальный подсвечник, в достаточном удалении от иконы, так как свеча может расплавиться, наклониться и поджечь образ. При выборе лампады необходимо помнить, что сосуды из красного стекла принято зажигать в праздники, а зеленые или синие в будние и постные дни. Масло для лампады используется вазелиновое или с примесью оливкового, но, обязательно, самого лучшего качества, ибо еще в Ветхом Завете Господь сказал Моисею: «прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник (…) на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ().
Дом, в котором горит свеча или лампада наполняется Божественной благодатью. Маслом от лампады с древних времен было принято крестообразно помазывать болящих, дабы те, с помощью Божией, поскорее поправились. Поэтому и отношение к святыням должно быть благоговейное. Старец св. Паисий Святогорец рассказывал: «Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину. Как-то я был в одном доме и увидел, как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» — спрашиваю я ее. «В канализацию», — отвечает она. «Понятно, — говорю, — ты что же это, то берешь из лампады маслице и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а то все масло из стаканчика льешь в канализацию? Какое же ты этому находишь оправдание? И как придет на твой дом благословение Божие?».
В заключении хочется сказать о самом главном. Домашний иконостас — место молитвенного предстояния человека перед Богом. Правильное его оформление и благоговейное отношение к святыням необходимы. Но без чистой, смиренной молитвы, иконостас превращается в элемент домашнего декора. Молитва есть живой опыт общения с Господом, обращение человека к Богу. «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения » св. Иоанн Кронштадтский. Молитва нужна не Богу, она необходима для спасения нам самим.
«Да испрáвится моли́тва моя́ я́ко кади́ло предъ тобóю: воздѣя́нiе рукý моéю, жéртва вечéрняя. Положи́, Гóсподи, хранéнiе устóмъ мои́мъ и двéрь ограждéнiя о устнáхъ мои́хъ. Не уклони́ сéрдце моé въ словесá лукáвствiя, непщевáти вины́ о грѣсѣ́хъ съ человѣ́ки дѣ́лающими беззакóнiе: и не сочтýся со избрáнными и́хъ » ().
Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь. Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми, но при этом надо помнить, что молимся мыБогу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно. Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.
Где должны быть иконы? Как их расположить?
Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света. Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами. Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).
В наше времястроители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательнак установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.
Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:
1) постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;
2) в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;
3) икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;
4) местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;
5) если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;
6) слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;
7) над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;
8) над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;
9) у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);
10) их русских святых очень частов семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;
11) более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;
12) желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;
13) для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;
14) иконостас надо увенчать крестом;
15) на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;
16) в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;
17) иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;
18) если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.
Помните, что:
1) иконаИоанна Сочавского Чудотворцадля молитвы об оказаниипомощи в торговле и бизнесе);
2) икона Иоанна Воина убережетот воровства;
3) икона "Неопалимая Купина"сохранит от пожара;
4) икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;
5) икона Киприана и Иустинии - от зависти и действий конкурентов.
Чем можно украсить иконостас дома?
Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами и т.д.
Следуя православным традициям славян, многие украшают свое жилое пространство иконами. Это отражает стремление верующих проявить уважение к церкви и стать ближе к религии. Издавна иконы в доме располагались на иконостасе, который именуют божницей или красным углом. Сейчас иконы подвешиваются непосредственно на стену или устанавливаются на полку, играющую роль иконостаса. Желание обустроить священное место по особенному приводит к решению сделать полку для икон самостоятельно.
Варианты конструкций
Православные каноны предполагают размещение икон на восточной стене. Как вариант, место иконостаса обустраивается в углу, направленном на восток. В зависимости от выбранного участка полка бывает прямой или угловой. Небольшие размеры угловой полки требуют обустройства многоярусной конструкции. Полка может оборудоваться задней стенкой. Зачастую она оформляется резьбой с изображением птиц, растительности или очертаниями святых апостолов. Традиции православия не предусматривают размещение рядом с церковной атрибутикой предметов, не имеющих отношения к религии. Определившись с формой полки, переходят к подготовке материала и инструментов.
Материалы и комплектующие
Традиционно полки для икон изготавливаются из древесных материалов, это могут быть натуральные породы дерева или производные (ДСП, МДФ, ЛДФ). Заранее позаботившись о наличии всех материалов, комплектующих и инструментов, вы избежите незапланированных простоев. Отталкиваясь от выбранной конструкции полки для икон, под рукой должны быть:
- Доска любой породы толщиной 1,5-3,0 см.
- Небольшие части ДСП, МДФ или ЛДФ.
- Клей, подходящий для соединения древесины.
- Наждачная бумага.
- Лак и различные краски (серебряная, золотая и черная)
- Фреза и лобзик.
- Дрель и токарный станок.
- Ножовка по дереву.
- Карандаш и линейка.
- Петли, дюбели, кронштейны.
Способы декорирования
В зависимости от сложности элементов декорирования полки под иконы, их можно сделать своими руками или приобрести в готовом варианте. Наличие опыта обработки дерева позволяет изготовить подсвечники, балясины и резные рейки самостоятельно. Венчающую полку для икон желательно оформить резьбой, распятием или изображением церковных куполов. Спасти положение при отсутствии необходимых навыков помогут народные умельцы или компании, занимающиеся деревообработкой, которые предлагают свою продукцию в широком ассортименте. Найти недостающие детали к полке под иконы можно и в церковной лавке.
Резьба по дереву
При желании, сложные узоры и барельефы можно вырезать своими руками. Оформлению распятия предшествует выбор подходящего образа.
Совет ! Для резьбы подбирается древесина мягких пород: береза, ель, сосна, осина или можжевельник. Толщина доски составляет 15 мм.
Из инструментов для работы по изготовлению полки для икон потребуется набор резцов. Процесс резьбы состоит из следующих этапов:
- Воспользовавшись бумажным эскизом и переводной бумагой, очертания и контуры выпуклых элементов переводятся на цельную доску.
- Распятие, предназначенное для полки с иконами, вырезается с применением электролобзика.
- Вогнутые элементы оформляются резцами. Резьбу осуществляют слоями, тщательно обрабатывая внутренние углы с помощью тонкого резца.
- Когда распятие для полки под иконы готово, изделие шкурят с помощью мелкой абразивной сетки.
При выполнении для полки барельефов сегментами их соединение друг с другом осуществляется на задней стороне с помощью листа МДФ. Процедура включает следующие шаги:
- Отдельные элементы прикладываются к панели, и обводятся общие очертания.
- Полученный контур вырезается по краю с запасом 5 мм.
- Сегменты барельефа для полки с иконами приклеиваются к листу МДФ.
- Остатки панели аккуратно обрезаются лобзиком или фрезой.
- Торцы декоративного элемента шлифуются наждачной бумагой.
Изготовление балясин для полки с иконами предусматривает работу на токарном станке. Готовые детали также подвергаются шлифованию.
Процесс имитации
Если самостоятельно украсить полку под иконы резьбой по дереву не представляется возможным, а готовые детали не получается найти, можно прибегнуть к имитации резных элементов. Достичь эффекта позволяет процедура выжигания орнамента с последующим вскрытием эмалью отдельных фрагментов изображения на полке для икон. Для этого потребуется:
- Контур рисунка скопировать на поверхность верхней части полки для икон.
- Очертания изображения обводятся выжигательным прибором.
Внимание ! Орнамент на полке для икон должен обладать идентичным оттенком на всех обработанных участках.
- После нанесения контура, выделенные участки покрываются эмалью с помощью художественной кисти, диаметр которой составляет 1 мм. Важно не закрашивать контуры изображения краской.
- Подготовленный декоративный элемент покрывается лаком.
Изготовление деталей
В основном подставка для икон включает следующие детали:
- боковые панели;
- полки;
- стойки;
- бортики.
Их размеры зависят от выбранной формы и места расположения.
Одноярусный прямой стеллаж
После тщательной проработки чертежа переходят непосредственно к изготовлению полки под иконы.
Совет ! Расстояние между полками определяется исходя из размера икон, имеющихся в доме, и может быть немного больше.
Для деревянной конструкции необходимо:
- Размеры эскиза перенести на ДСП или МДФ, после чего вырезать шаблоны. Применять для шаблонов фанеру не рекомендуется ввиду потребности дальнейшей обработки после распиливания.
- Заготовки прикладываются к доске, предпочтительней выбрать материал толщиной 15 мм, каждая деталь для полки формируется электролобзиком.
- Края выпиленных элементов обрабатываются фрезой и шлифуются абразивной бумагой.
- К сборке полочки под иконы приступают после выпиливания и шлифовки всех частей.
- В заключение изделие покрывается лаком.
Угловые полки
Изготовление угловой полки под иконы рассмотрим на примере применения в качестве основного материала ДВП. Итак:
- На лист ДВП с помощью карандаша и линейки переносятся размеры прямоугольного треугольника. Они могут быть произвольные, мы рекомендуем остановиться на варианте 280/280/380.
- Нарисованную фигуру вырезают электролобзиком.
- Кромки полки нуждаются в обязательной обработке наждачной бумагой, особенно тщательно отшлифуйте торец широкой стороны.
- Для дальнейшей отделки будущей полки под иконы потребуется лист шпона. Лучше приобрести изделие, обработанное клеем и покрытое пленкой. Отсутствие рекомендуемой защиты потребует дополнительной закупки термоклея.
- На лист шпона наносится треугольник аналогичных размеров (280/280/380). Вырезается фигура острым ножом.
- Удалив со шпонового треугольника защитную пленку, приклейте его на деталь из ДСП с помощью горячего утюга.
- Аналогичным образом обработайте торец широкой стороны полки под иконы шпоновой термолентой. Виртуозное владение электролобзиком позволяет оформить кромку полки не стандартной термолентой, а украсить узорчатой оборкой из шпона.
- На боковые стороны треугольной полки под иконы с помощью саморезов фиксируются по две петли.
- В завершение изделие крепится в угловую часть комнаты.
Нюансы крепления
Крепление полки под иконы осуществляется с помощью дюбелей. Первоначально петли устанавливаются на изделие, затем вся конструкция прикладывается к стене и отмечаются места отверстий. После чего дрелью подготавливаются углубления и вкручиваются дюбели. Затем навешиваются кронштейны или скобы. Избежать излишнего загрязнения при просверливании отверстий для полки под иконы можно двумя способами. При наличии помощников достаточно воспользоваться пылесосом, подставив трубу к месту работы дрелью, и весь мусор исчезнет в недрах пылесоса. Работа с полкой под иконы в одиночестве вынуждает воспользоваться другой хитростью. Из четырех альбомных листов (по количеству подготавливаемых отверстий) скручиваются конусообразные фигуры (попросту кулечки). Затем с помощью скотча они прикрепляются под точками, намеченными для сверления. Такое нехитрое приспособление предотвратит излишнее засорение пола во время крепления полочки под иконы.
Важно ! Полка фиксируется достаточно высоко, примерно на расстоянии 50-80 см от потолка, так как по православным канонам иконы должны находиться на уровне или выше глаз человека и возвышаться над остальными предметами декора.
Что еще следует учесть при установке полки под иконы:
- отсутствие в непосредственной близи картин или других декоративных элементов;
- применение подсвечников обязывает позаботиться о мерах пожарной безопасности: рядом не должны находиться горючие и легковоспламеняющиеся материалы (шторы, бумага и др.).
Расположение икон
Придерживаясь традиций православной церкви, конструкцию под образы желательно оборудовать тремя полками. В таком изделии выделяют главный ряд, именуемый Деисис. Соблюдение канонов предусматривает расположение святых ликов на полке в определенной последовательности:
- На верхнем ряду (Деисис) в центре располагают икону Иисуса, слева находится изображение Пресвятой Богородицы, а справа - Иоанна Крестителя. При наличии свободного места дополнительно слева на полку ставят образ Архангела Михаила, а справа Гавриила.
- Праздничные иконы расставляют на среднюю полку. Это образы наиболее значимых праздников христиан, в идеале их должно быть 12.
- Нижняя полка иконостаса заполняется любимыми святыми ликами жильцов дома, ее принято называть местной.
Угловая конструкция полки предпочтительней прямой, так как соответствует традициям православия располагать образы в «красном углу».