Как изменился миграционный учет иностранных граждан. Постановка на миграционный учет: правила
Иностранные граждане приезжают на территорию РФ достаточно часто. Кто-то посещает друзей/родственников, а некоторые лица остаются работать в России. В каждой ситуации требуется прохождение регистрационной процедуры. Как она осуществляется, и есть ли конкретные нормы законодательства на этот счет?
Нормативно-правовая регламентация
Миграционные законы не являются статичными. Они на регулярной основе подвергаются изменениям. Связано это со следующими событиями:
- суд принял Постановление №22-П от 19 июля 2017 года;
- законодатель создал курс на изменение в большую сторону количества норм, связанных с ответственностью за несоблюдение миграционных норм;
- в качестве регламента, ужесточающего ответственность за нарушение миграционного законодательства, выступает ФЗ №366, с помощью которого в ФЗ №109 от 18.07.2006 были внесены определенные поправки;
- появилась законодательная норма ФЗ №420 от 12.11.2018, в рамках которой в ст. 322.3 УК РФ произошло внесение изменений и поправок.
В настоящее время правительственная сторона занята разработкой еще нескольких соответствующих нормативов, касающихся прописки иностранцев на территории России.
Цели миграционного учета иностранцев в РФ
Постановка на МУ иностранцев в РФ является процедурой обязательной . Она осуществляется абсолютно в отношении всех прибывших в страну лиц, вне зависимости от необходимости изготовления визы и цели визита. Получается, что каждый человек с иностранной пропиской, въехавший в страну, обязательно должен заняться постановкой на МУ, обратившись в ГУВМ МВД/ФМС. Это позволит ему находиться на территории РФ на легальном основании.
Цель постановки на такой контроль заключается в уведомлении вышестоящих инстанций о том факте, что иностранец прибыл на территорию страны. В 2018 году в рамках этого вопроса появился новый закон – ФЗ №163 от 27.06.2018 С его помощью обеспечивается уточнение данного понятия, создается описание объектов, выступающих в качестве мест регистрации иностранцев. За счет использования учетных мероприятий российский правительственный аппарат обретает право на решение следующих задач :
- контроль потоков иностранных граждан, въезжающих в страну и выезжающих из нее;
- легализация проживания лиц иностранной прописки на территории страны;
- поддержание благополучия России;
- соблюдение принципа национальности;
- обеспечение равноправия между всеми представителями населения.
Процедура МУ является важной и необходимой. Закон признает ее обязательной.
Пошаговая инструкция регистрации по месту пребывания и жительства
Как и любой иной серьезный процесс, организация регистрации иностранцев по месту жительства подразумевает соблюдение алгоритма действий :
- Обращение в Федеральную миграционную службу. Целесообразнее всего делать это в личном порядке. Допустим также визит в специализированный центр, работающий на коммерческой основе. Клиент получит обширный перечень услуг на высоком уровне.
- Подача заявительной бумаги на регистрацию. Делается это по адресу органа миграционной политики по месту пребывания жилья. Провести такую работу нужно в течение недели с момента получения вида на жительство или разрешения на временное нахождение на территории РФ.
- Сбор документационного пакета. Классический набор содержит в себе паспорт, бумаги, полученные по месту основной работы, разрешение на временное проживание (РВП), ВНЖ, документация на право пользования жилым имуществом.
- Ожидание процесса постановки на учет. Он отнимает определенное время, в зависимости от индивидуальной ситуации. После этого регистрационная процедура может считаться успешно пройденной.
Что указать в заявлении
Заявительный документ представлен типовым форматом . В нем требуется указание достоверных сведений, включающих следующие пункты:
- персональные сведения о заявляющей стороне;
- материалы из удостоверения личности;
- миграционная документация;
- данные о продолжительности проживания в стране;
- адрес, по которому произойдет будущая регистрация;
- документы, подтверждающие собственность.
После этого в соответствующей бумаге происходит проставление отметки. В ее рамках фиксируются сведения о месте жительства иностранного гражданина в учетной системе.
Порядок продления, перерегистрации и сроки
Нередко обстоятельства требуют задержаться в стране на более длительное время. Связано это может быть с затяжной командировкой, необходимостью продолжения рабочей деятельности на территории России, болезнью родственников, ухудшением собственного состояния здоровья. В этом случае осуществляется продление регистрации. Однако его осуществление допустимо лишь в той ситуации, если срок легального нахождения в стране допускает такие изменения.
При необходимости происходит также предварительное продление данного временного периода. Иными словами, от иностранца требуется продление визы и получение РВП или ВНЖ. При таком раскладе прописка будет продлена без особых проблем и трудностей. Документация при этом должна находиться в полном порядке и соответствии с законом. Для успешного прохождения процедуры обращаться следует в ФМС.
Повышение срока пребывания на территории страны допустимо в рамках ФЗ №115. В соответствии с данной нормой имеет место быть три причинных фактора продления прописки :
- присутствие официального разрешения на осуществление рабочей деятельности;
- наличие медицинской справки, подтверждающей тот факт, что иностранец не имеет возможности отбытия с территории РФ в связи с состоянием здоровья;
- документация, выступающая в качестве доказательства поступления иностранного лица в российский вуз, колледж (предъявляется студенческий билет в обязательном порядке).
Если иностранец находится на территории страны в течение 3 месяцев и более, этот шаг воспринимается как нарушение норм законодательства и чреват несением ответственности. Происходит депортация с последующим запретом на въезд в страну на протяжении 5 лет.
Способы регистрации
На территории страны для иностранцев предусмотрено несколько вариантов прописки . Первый вариант – временная регистрация, подтверждающая место базового пребывания , выступает в качестве необходимой меры при превышении срока пребывания на территории РФ в одну неделю. В качестве подходящего места жительства выступает:
- собственный дом (квартира);
- арендованный дом (квартира);
- иное жилое помещение (дом отдыха, пансионат, санаторий, гостиница, турбаза).
Второй способ – прописка на постоянной основе . Она предполагает прохождение регистрационной процедуры в рамках места фактического проживания. Затрагивает этот аспект граждан, выступающих в качестве собственников жилого имущества. Например, тех лиц, которые купили квартиру или частный дом на территории страны.
Объект, который был приобретен, должен в обязательном порядке пройти регистрацию в качестве места жительства, т. е. прописка в нем является обязательной. Регистрация – бессрочная, т. е. иностранный гражданин таким образом приобретает постоянное место проживания.
Стоит отметить, что легальная прописка не выступает в качестве основания для увеличения времени пребывания на российской территории в целом. К примеру, если иностранец прибыл на территорию страны в рамках визового режима, действующего в течение определенного временного интервала, он вправе остаться в стране на время действия документа.
Если регистрационная процедура подразумевает оформление вида на жительство , иностранец получает право пребывать на территории российского государства в течение неограниченного количества времени. Однако требуется прохождение регистрационной процедуры по месту жительства.
В остальном нормы, законы и правила являются едиными для россиян и других граждан. Оформление процедуры постоянной регистрации допустимо после недельного времени пребывания. Временная прописка обеспечивается спустя 3 месяца с момент въезда. Для постоянного нахождения подойдет жилая недвижимость, пребывающая в собственности, или арендное помещение. Для временной прописки действуют иные правила. Она целесообразна в случае отпуска или при переезде в другой регион.
В юридической практике имеет место понятие «фиктивной регистрации» . Речь ведется о случае, в котором проживание по факту не подразумевается. Такое явление выступает в качестве нарушения законодательства. При несоблюдении действующих норм есть кара в виде уголовной ответственности. Самые распространенные виды наказаний следующие :
- штрафные санкции (как правило, размерные показатели составляют от 100 000 до 500 000 руб.);
- отправка на работы принудительного характера;
- арест;
- заключение в тюрьму;
- запрет на занятие определенных должностей.
Во избежание проблем с законом и депортации стоит позаботиться о прохождении регистрационной процедуры заблаговременно.
Принимающая сторона для регистрации и ее обязанности
Если иностранец имеет договоренность с принимающей стороной, личная явка в ГУВМ не является обязательным шагом. Все процедуры может пройти собственник жилья. Все, что требуется от приезжего — предъявление удостоверения личности и миграционной карты. Российский закон устанавливает критерии, которым должна строго отвечать принимающая сторона. Это могут быть следующие лица и инстанции :
- Граждане Российской Федерации, располагающие жилой площадью на российской территории.
- Юридические лица либо филиалы организаций, в которых проживают приезжие или занимаются осуществлением какой-либо деятельности.
- Административный аппарат заведения при вселении иностранца в гостиницу.
Принимающая сторона обязуется заняться заполнением соответствующего регистрационного бланка и подачей набора документации в службу ГУВМ. Никакой государственной пошлины в данном случае не предусмотрено.
Недействительность регистрации
Законодательство наделяет собственника жилого имущества многочисленными правами. Владелец жилья может прописывать иностранных граждан на временной и постоянной основе. Однако ему нужно помнить на возможность прописки со стороны этих иностранных лиц собственных детей «без разрешения» истинного хозяина. Этот факт может спровоцировать определенные трудности в процессе отчуждения жилья.
Недействительной прописка признается в ряде ситуаций :
- жилое помещение, используемое на праве аренды, выступающее в качестве объекта залогового обеспечения;
- недействительность договора по изменению права собственности на определенную квартиру;
- необходимость освобождения помещения в связи с тем, что соответствующие органы приняли такое решение;
- самовольный захват собственности;
- отсутствие оформленного по закону свидетельства.
Отказ в регистрации
В качестве причинных факторов, способных привести к отказу в регистрационной процедуре, выступают следующие явления и особые обстоятельства :
- присутствие у иностранца тяжелого заболевания;
- ошибочные сведения в процессе оформления договора (отсутствие его регистрации в налоговой службе, важных отметок);
- несогласие владельца квартиры на временную процедуру регистрации иностранца.
Основной выход из сложившейся ситуации заключается в обращении в специализированную компанию, осуществляющую трудоустройство иммигрантов на российской территории. Также можно проконсультироваться в других частных компаниях, оказывающих комплекс юридических услуг под ключ.
О том, как зарегистрироваться мигранту по месту пребывания, можно узнать из данного видео.
Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.
Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris
Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.
Внесенные изменения:
а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;
б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;
в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.
Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.
Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.
Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?
Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.
А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.
Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.
Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?
Что должен сделать иностранец:
- осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
- разместиться в отеле или хостеле;
- находиться на территории РФ без постановки на учет;
- «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.
Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.
Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:
- помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
- заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
- по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
- заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.
От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. ().
Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.
На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:
- вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
- возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
- повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.
Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.
Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп
Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?
Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.
Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.
Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?
Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.
С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.
Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.
Валерия Сергиенко, юрист в Acsour
Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.
В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.
С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.
Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?
Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.
Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?
Вариант А:
Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.
Вариант Б:
Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.
Вариант В:
Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.
Вариант Г:
Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.
Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.
Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:
1. Подготовить документы для миграционного учета:
Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное ). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.
2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:
2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:
- доверенность должна быть нотариально заверена;
- доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.
2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.
3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:
Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:
- дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
- обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
- обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
- в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.
Постановка на миграционный учет - представляет собой уведомление о прибытии иностранного гражданина к принимающей стороне, путем передачи необходимых сведений в местное отделение ГУВМ МВД РФ.
В соответствии с законодательством РФ принимающей стороне следует сообщить о прибытии иностранного гражданина не позднее 7 рабочих дней с момента въезда иностранца на территорию РФ.
В роли принимающей стороны, могут выступать:
- Учреждения социального обслуживания (гостиница, пансионат, отель, санаторий и т.д.);
- Физические лица (собственник квартиры, жилого дома, ответственный квартиросъемщик);
- Юридические лица (приглашающая организация, компания-работодатель, компания-организатор мероприятия на которое направляется иностранный гражданин и т.д.).
Если иностранный гражданин будет проживать в гостинице, пансионате, отеле и другом учреждении социального обслуживания, то всю процедуру постановки на миграционный учет выполняет администрация данного учреждения.
В остальных случаях, принимающей стороне необходимо передать в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ:
- Копию паспорта иностранного гражданина;
- Копию миграционной карты (выдается при въезде в РФ);
- Копию визы (в случае если иностранный гражданин из страны с визовым режимом);
- Заполненное уведомление о постановки на миграционный учет
.
Уведомление о постановки на миграционный учет заполняется отдельно на каждого подлежащего постановки на миграционный учет иностранного гражданина.
Принимающая сторона может заполнить уведомление от руки или с помощью компьютера, на русском языке, без сокращений и аббревиатур.
При заполнении уведомления, принимающая сторона должна указать:
- Сведения о лице подлежащем постановке на миграционный учет
- Фамилию Имя Отчество;
- Гражданство (подданство);
- Дату и место рождения;
- Информацию о документе удостоверяющим личность (вид, серия и номер, а также дату выдачи и срок действия);
- Сведения о документе разрешающего пребывание в России (вид, серия и номер);
- Серию и номер миграционной карты;
- Дату въезда в РФ и срок пребывания на ее территории.
- Сведения о месте пребывания - полный адрес и номер телефона;
2. Сведения о принимающей стороне:
Если принимающая сторона физическое лицо:
- Фамилию Имя Отчество;
- Паспортные данные (серия и номер, когда и каким органом выдан, дату рождения);
- Адрес места проживания;
- Подпись принимающей стороны.
Если принимающей стороной выступает организация:
- Наименование организации, ИНН, и ее фактический адрес;
- Сведения о руководителе организации: ФИО, дата рождения, серия и номер документа удостоверяющего личность, дату выдачи и срок его действия, адрес места жительства;
- Печать организации и подпись руководителя.
Передать вышеперечисленный комплект документов в отделение ГУВМ МВД РФ, можно обратившись непосредственно в местный отдел ГУВМ МВД РФ, или отправив эти документы через почтовое отделение.
Постановка на миграционный учет через отделение Главного Управления по Вопросам Миграции МВД РФ.
В данном случае постановка на миграционный учет производится в районном отделении ГУВМ МВД РФ по месту нахождения жилого помещения, в котором будет проживать иностранный гражданин, если принимающая сторона физическое лицо, или по месту нахождения юридического лица в случае постановки на миграционный учет организацией. |
Постановка на миграционный учет через почтовое отделение.
Принимающая сторона также может отправить в ГУВМ МВД РФ необходимые документы для постановки на миграционный учет, обратившись в почтовое отделение. |
Принимающей стороне нет необходимости снимать с миграционного учета иностранного гражданина, т.к. снятие с миграционного учета происходит без участия принимающей стороны при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а также при смене места пребывания и постановки на миграционный учет по новому адресу.
В первом случае государственные органы пограничного контроля уведомляют ГУВМ МВД РФ о пересечении границы иностранным гражданином, а в случае смены адреса постановки на миграционный учет, отделение ГУВМ МВД РФ сама вносит изменения при уведомлении принимающей стороной.
Иностранцы, которые любят путешествовать, или вынуждены ездить за границу по деловым вопросам, часто сталкиваются вопросом правильной регистрации своего присутствия на территории Российской Федерации. Трудовые мигранты из стран ближайшего зарубежья, например, граждане Казахстана или Украины, приезжая в Москву или Санкт-Петербург, делают ошибки в процессе постановки на учет или сроках своего пребывания в стране, что приводит к штрафам и депортациям.
Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.
Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит .
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).
Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.
Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан
- Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
- Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
- Планирование демографического развития страны.
- Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
- Защита конституции и интересов граждан РФ.
В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:
- После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
- Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов
- В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
- Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при и Молдовы.
- Исключения делаются для (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят , . Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.
Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:
- Не имеет места жительства.
- Работает вахтовым методом.
- Проходит лечение.
- Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
- Пребывает в местах заключения.
Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.
Приоритетные категории населения
- Специалисты высокой квалификации и их семьи.
- Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
- Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
- Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
- Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
- Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.
Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.
По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить и
Миграционный учет граждан Беларуси
Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.
На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.
В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.
- При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает .
- После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
- После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.
Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:
- Оригинал и ксерокопия паспорта.
- Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
- Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).
Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:
Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:
- В территориальный отдел ФМС.
- В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
- В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
- В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
- За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.
Обязанности принимающей стороны
Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:
- Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
- Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.
Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:
- Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
- Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
- Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
- Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
- Работодатель или другое юридическое лицо.
- Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
- Представители государственной власти РФ.
Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:
- Этот бланк отправляется в территориальное отделение Министерства внутренних дел.
- Если принимающая сторона не может самостоятельно поставить иностранца на учет по уважительным причинам, то он сам может поставить ФМС в известность о своем прибытии в страну. Но также вновь прибывший может сделать это лично, если он официально зарегистрирован как житель страны.
На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:
- Удостоверение личности.
- Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.
Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.
Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания
Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:
- Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
- Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
- Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
- Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
- Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
- Ксерокопии паспорта руководящего лица.
- Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
- Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
- Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
- Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
- Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.
Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно . Также смотрите видео на эту тему.