Как и куда подать заявление о преступлении. Заявление о преступлении Заявление о преступлении уголовный процесс
Заявление о преступлении - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении - становится поводом для возбуждения уголовного дела только тогда, когда оно содержит информацию, указывающую на деяние, подпадающее под признаки какого-либо преступленияРыжаков А.П. Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Тула. 2009, с. 69..
Если заявитель сообщает о деянии, не имеющем признаков преступления, но он считает его таковым, заявление или письмо, тем не менее, должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела и должно быть проверено. Так, H.H. Ковтун, исследовавший проблемы поводов возбуждения уголовного дела, приводит следующие данные. "При поступлении в следственное подразделение ОВД заявления (сообщения) о преступлении, по которому органом БЭП не проводилась предварительная проверка, 76,5 % следователей направляют его в службу БЭП для проведения проверки, 15,3 % опрошенных проводят проверку самостоятельно, 36,7 % следователей полагают, что по данной категории преступлений всегда необходимо провести проверку в службе БЭП"9 Ковтун H.H. Неотвратимость уголовной ответственности в стадии возбуждения уголовного дела. Н.Новгород. 2007. С. 45.
В специальной литературе высказано мнение, согласно которому, заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела должно содержать указание не только на признаки преступления, но также должно сопровождаться просьбой о привлечении лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности. В противном случае, по мнению В.Н. Григорьева, поводом для возбуждения уголовного дела следует рассматривать источник, предусмотренный п.3.ч.1.ст. 140 УПК РФ. В настоящее время законодатель не указывает на данное обстоятельство как обязательный элемент содержания заявления о преступлении. Поэтому, если в заявлении о преступлении нет просьбы о привлечении лиц к уголовной ответственности, но имеются сведения о признаках преступления, то такое заявление должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела на основании п.1.ч.1. ст. 140 УПК РФ.
По общему правилу, не имеет значения, является ли заявитель о преступлении пострадавшим или случайным очевидцем, частным лицом или должностным. Такое условие законодатель предусматривает только по делам частного и частно-публичного обвинения, где в качестве повода для возбуждения уголовного дела указываются только заявление потерпевшего от преступления или его законного представителя, или представителя (ч. 2 ч. 4 ст. 20 УПК РФ). На основании ст. 141 УПК РФ заявления о преступлении могут быть как устные, так и письменные, полученные как от физических, так и от юридических лиц.
Применительно к письменной форме заявления законодатель обязывает получить подпись лица, от которого оно поступило. Требование закона об обязательности подписи заявителя направлено на повышение ответственности гражданина, сообщающего сведения о преступлении, а в конечном счете - на получение достоверных фактических данных, которые могли бы быть положены в основу решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Обязательность установления личности заявителя о преступлении имеет важное значение для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела.Что касается устной формы заявления о преступлении, то указывается, что оно заносится в протокол. Таким образом, в конечном итоге устное заявление тоже приобретает письменную форму.
Следует обратить внимание на то, что законодатель более внимательно регламентирует содержание и порядок получения устного сообщения о преступления, чем письменного. Так, например, ч. 3 ст. 141 УПК РФ указывает на необходимость отметки в протоколе устного заявления данных о заявителе, о документах удостоверяющих его личность и подпись лица, принявшего устное заявление. Часть 6 этой же нормы предусматривает обязательное предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. В приложении № 2 к УПК РФ предусмотрена форма протокола устного заявления о преступлении, в которой указываются позиции, подлежащие отражению в протоколе устного заявления:
Требования об удостоверении личности заявителя и предупреждении его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос необходимо соблюдать в том числе и потому, что законодатель, устанавливая процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела, обязывает рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении заявителя, если в сообщении о преступлении указывалось конкретное лицо. В этом случае, если письменное сообщение не будет содержать указания на данные заявителя, а также не будет отметки о предупреждении об уголовной ответственности за ложный донос, затруднительно, а порой и невозможно будет выполнить требование законодателя. Если же заявитель не сможет лично явиться для надлежащего оформления сообщения о преступлении, его заявление должно быть оформлено в порядке ст. 143 УПК РФ (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).
Устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено в протокол заявления. Если заявление о преступлении является поводом для возбуждения уголовного дела, то протокол следственного действия - это источник доказательства, полученного в ходе действия по уже возбужденному уголовному делу.
В правоприменительной практике встречаются случаи поступления сообщения о преступлении без подписи или с указанием вымышленной фамилии заявителя, то есть так называемые анонимные сообщения о преступлении. На основании ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, следует признать, что органы, получившие анонимное заявление, проверяют те факты и ту информацию, которая изложена в сообщении.
Законодатель в ст. 142 УПК РФ определяет явку с повинной как заявление о явке с повинной, то есть добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Таким образом, явка с повинной это тоже сообщение о преступлении. Однако, в силу того обстоятельства, что законодатель уделяет данному юридическому акту особое значение, а именно на основании п. "и" ч.1 ст. 61 УК РФ оно является смягчающим вину обстоятельством, либо обстоятельством, освобождающим от ответственности или от наказания (ст. 75 УК РФ), См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. №40 // Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. М. 2000. С.504. необходимо выделять явку с повинной как самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела.
Правовая природа данного повода для возбуждения уголовного дела выражается в том, что им является обстоятельство, предусмотренное законом, которое с необходимостью порождает уголовно-процессуальные отношения. Общая теория права определяет данные обстоятельства как юридические факты. Юридический факт -- это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений).
Юридические факты в свою очередь классифицируются по волевому критерию на юридические события и юридические действия.Юридические события -- это обстоятельства, не зависящие от воли людей, например, смерть и рождение человека и т. д.
В отличие от этого юридические действия представляют собой волевое поведение людей, внешнее проявление воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Отличительная черта данного вида юридического факта состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу их волевого характера. Примером юридических действий можно считать заявление гражданина об имевшем месте преступлении; явка в правоохранительные органы с повинной лица, совершившего преступление; письменное сообщение должностного лица о преступлении и т. д.
Чтобы волеизъявление гражданина по поводу совершенного, совершаемого либо готовящегося преступления стало достоянием органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и судьи, лицо должно внешне проявить себя (выразить волю) -- сообщить о преступлении. Воля заявителя должна быть с необходимостью направлена на осведомление о преступлении, однако отношение заявителя к последствиям своих действий не имеет правового значения. В системе классификации юридических фактов-действий эти обстоятельства определяются как юридический поступок.
Среди ученых-процессуалистов есть мнение, согласно которому явка с повинной -- это определенное действие, а не источник фактических данных. Так, например, Р. X. Якупов полагает, что явка с повинной «является поводом-действием», поскольку в ней запечатлен волевой (добровольный) акт заявителя и его непосредственное обращение в орган правопорядка. По мнению других - «явка с повинной» - юридическое действие как вид юридического факта, в то же время в соответствии со ст. 140 УПК РФ - повод для возбуждения уголовного дела, определяемый как источник Уголовный процесс: Учебник для вузов. Под ред. Радченко В.И. М. 2008. С. 2.
Для органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и судьи заявитель, обратившийся в компетентные органы с заявлением о преступлении, -- источник сведений о нем.
При явке с повинной источником сведений о преступлении, по мнению одних ученых, является лицо, добровольно сделавшее заявление о совершенном им преступлении, по мнению других - протокол явки с повинной, составленный в порядке ст. 141 УПК РФ. Представляется, что обе точки зрения обоснованы, поскольку лицо, заявившее о преступлении, является не источником, а скорее носителем той информации, которую законодатель относит к самостоятельному поводу для возбуждения уголовного дела. Полученная информация должна быть обличена в письменную или устную форму (протокол явки с повинной), что и будет являться самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Для аналогии можно привести следующий пример. При допросе свидетеля, он оказывается носителем информации, однако источником доказательства является не сам свидетель, а те показания, то есть устные сведения об известных ему обстоятельствах, о которых он допрашивался и дал показания.
В литературе высказано мнение, согласно которому, факт явки с повинной может иметь место только относительно преступления, которое ранее не было известно правоохранительным органам, или которое известно, но не раскрыто.
Если говорить о явке с повинной как о поводе для возбуждения уголовного дела, то, безусловно, следует признать, что данное действие может иметь место только в случае, когда правоохранительным органам не было известно о совершенном преступлении. Только в этом случае явка с повинной имеет значение повода для возбуждения уголовного дела.
Если же правоохранительным органам было известно о совершенном преступлении, даже при условии, что преступление не раскрыто, то явка с повинной утрачивает значение повода для возбуждения уголовного дела, поскольку уголовное судопроизводство было уже начато на основании другого повода. В этом случае явка с повинной имеет значение факта признания вины. В этой связи заметим, что в юридической литературе высказано мнение, согласно которому явка с повинной кроме значения повода для возбуждения уголовного дела имеет и другие формы или значения. Например, такие как в форме передачи себя в руки правосудию, в форме чистосердечного признания, в форме сопровождающейся с выдачей предметов и документов, либо сопровождающейся способствованием раскрытию преступления, либо заглаживанием вреда, либо примирением с потерпевшим. В любом случае, как повод для возбуждения уголовного дела явка с повинной имеет место только до начала уголовно-процессуальной деятельности.
В случае явки с повинной должно быть со всей полнотой установлено:
- - личность явившегося с повинной;
- - содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления;
- - мотивы, побудившие лицо явиться с повинной.
Необходимо выяснить место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства.
Особое внимание необходимо уделить личности явившегося, выяснению характеризующих его данных (место работы и жительства, прошлые судимости, привлечение к ответственности за административные правонарушения). Установление личности явившегося состоит в ознакомлении с документами, имеющимися при нем. В случае их отсутствия принимаются меры для получения соответствующих данных до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Установление личности заявителя необходимо и по той причине, что на практике встречаются случаи сообщения виновным о менее тяжком преступлении для того, чтобы скрыть более опасное, а также сообщения о преступлении, совершенном другим лицом, с той целью, чтобы самому беспрепятственно скрыться. Однако, при явке с повинной в случае, если после составления протокола выяснится, что по факту преступления уже проводится проверка или предварительное расследование, она (явка) будет иметь значение обстоятельства, смягчающего наказание.
О явке с повинной составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Одновременно выясняются вопросы о том, известно ли органам расследования о преступлении, не скрывается ли явившийся с повинной от следствия и суда, какие мотивы побудили его передать себя в руки правосудия. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, составившим протокол.
Таким образом, для явки с повинной как повода для возбуждения уголовного дела необходимы следующие условия: факт явки самого лица, совершившего преступление, добровольное заявление о совершенном преступлении, неизвестность факта совершения преступления правоохранительными органами до явки с повинной.
Возбуждение уголовного дела -- самостоятельная стадия уголовного процесса, с которой начинается уголовное судопроизводство, поскольку данной стадии присущи все признаки, характеризующие самостоятельность стадии уголовного судопроизводства:
Завершается принятием одного из предусмотренных уголовно- процессуальным законом решений: возбуждением уголовного дела, отказом в возбуждении уголовного дела, передачей сообщения по подследственности или в суд.
Возбуждение уголовного дела - это не одномоментный акт, а деятельность, которая включает в себя, помимо оперативно-розыскных мероприятий, систему процессуальных действий и правоотношений, протекающих в определенных условиях и специфических процессуальных формах. Эта деятельность предшествует предварительному расследованию и не может рассматриваться как один из его этапов, так как стадия расследования начинается только после возбуждения уголовного дела.
Систему поводов характеризуют общие задачи и назначение их в уголовно-процессуальной сфере, единое рассмотрение их в качестве основания для начала уголовно-процессуальной деятельности, регулирование единым законом в рамках отдельного института уголовно- процессуального права, а также придание им свойства необходимого элемента для принятия одного из итоговых процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела.
Устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть обязательное отражено в протоколе устного заявления. Даже когда заявление о преступлении впервые прозвучало в ходе производства какого-либо следственного действия, оно отражается в первую очередь в протоколе данного следственного действия. Факт явки с повинной как повод для возбуждения уголовного дела может иметь место только относительно преступления, которое ранее не было известно правоохранительным органам. Если явка с повинной имеет место по преступлению, о котором известно правоохранительным органам, то данный факт будет иметь иное значение. Если правоохранительным органам было известно о совершенном преступлении, даже при условии, что преступление не раскрыто, то явка с повинной утрачивает значение повода для возбуждения уголовного дела, поскольку уголовное судопроизводство было уже начато на основании другого повода. В этом случае явка с повинной имеет значение факта признания вины. В этой связи заметим, что явка с повинной кроме значения повода для возбуждения уголовного дела имеет и другие формы или значения.
Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона. Уголовное дело может быть возбуждено только относительно преступления. Таковым, на основании уголовного закона может считаться такое деяние, которое обладает признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости. Элементы признаков преступления находятся в тесной связи с признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Вместе с тем, в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем - судебного разбирательства, а не стадии возбуждения уголовного дела.
- Общие положения
- Уголовное судопроизводство (уголовный процесс): понятие, сущность и задачи
- Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
- Назначение уголовного судопроизводства
- Стадии уголовного процесса: понятие и система
- Основные уголовно-процессуальные понятия
- Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство
- Уголовно-процессуальное право: понятие и значение
- Источники уголовно-процессуального права
- Уголовно-процессуальный закон: понятие и значение
- Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды и структура
- Принципы уголовного судопроизводства
- Принципы уголовного судопроизводства: понятие, признаки и система
- Характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства
- Участники уголовного судопроизводства
- Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация
- Суд как участник уголовного судопроизводства
- Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
- Иные участники уголовного судопроизводства
- Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
- Уголовное преследование
- Уголовное преследование: понятие и сущность
- Виды уголовного преследования
- Уголовное преследование по делам публичного обвинения
- Уголовное преследование по делам частного обвинения
- Уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения
- Доказательства и доказывание
- Доказывание в уголовном судопроизводстве: сущность, цель
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)
- Доказательства: признаки, свойства, классификация
- Виды (источники) доказательств
- Процесс доказывания
- Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
- Преюдиция и ее роль в процессе доказывания
- Меры процессуального принуждения
- Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение
- Задержание подозреваемого
- Меры пресечения
- Залог
- Домашний арест (ст. 107 УПК РФ)
- Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ)
- Иные меры процессуального принуждения
- Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ)
- Привод (ст. 113 УПК РФ)
- Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ)
- Наложение ареста на имущество (ст. 115-116 УПК РФ)
- Денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ)
- Ходатайства и жалобы
- Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайства
- Процессуальный порядок заявления и разрешения жалоб
- Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Процессуальные документы
- Процессуальные сроки
- Исчисление процессуальных сроков
- Порядок соблюдения и продления процессуальных сроков
- Восстановление пропущенного процессуального срока
- Процессуальные издержки
- Порядок взыскания процессуальных издержек
- Процессуальные документы
- Классификация процессуальных документов по стадиям и содержанию
- Классификация юридических документов по их юридической природе
- Процессуальные сроки
- Реабилитация в уголовном судопроизводстве
- Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки и значение
- Основания возникновения права на реабилитацию
- Порядок возмещения имущественного вреда
- Порядок возмещения морального вреда
- Порядок восстановления трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного
- ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение уголовного дела
- Стадия возбуждения уголовного дела: понятие и значение
- Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- Заявление о преступлении
- Заявление о явке с повинной
- Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
- Постановление прокурора
- Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
- Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
- Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
- Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд
- Предварительное расследование
- Стадия предварительного расследования: понятие и значение
- Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
- Дознание в сокращенной форме: основания и порядок производства
- Система общих условий предварительного расследования
- Досудебное соглашение о сотрудничестве
- Следственные действия
- Следственные действия: понятие и система
- Общие правила производства следственных действий
- Осмотр как следственное действие
- Освидетельствование
- Следственный эксперимент
- Обыск
- Выемка
- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
- Контроль и запись переговоров
- Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
- Допрос
- Очная ставка
- Предъявление для опознания
- Проверка показаний на месте
- Назначение и производство судебной экспертизы
- Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
- Привлечение в качестве обвиняемого: сущность и значение
- Основания привлечения в качестве обвиняемого
- Порядок привлечения в качестве обвиняемого при производстве предварительного следствия
- Предъявление обвинения
- Допрос обвиняемого
- Особенности привлечения в качестве обвиняемого при производстве дознания
- Приостановление и возобновление предварительного расследования
- Приостановление предварительного расследования: значение и признаки
- Основания и условия приостановления предварительного расследования
- Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования
- Действия после приостановления предварительного расследования. Розыск подозреваемого, обвиняемого
- Возобновление приостановленного предварительного расследования
- Окончание предварительного расследования
- Окончание предварительного расследования: сущность и виды
- Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования
- Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
- Окончание дознания с обвинительным актом
- Окончание дознания в сокращенной форме
- Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением
- СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Производство в суде первой инстанции
- Подготовка к судебному заседанию
- Предварительное слушание
- Судебное разбирательство: понятие и значение. Общие условия судебного разбирательства
- Порядок судебного разбирательства
- Судебное следствие
- Прения сторон
- Последнее слово подсудимого
- Постановление приговора
- Подготовка к судебному заседанию
- Особый порядок судебного разбирательства
- Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
- Особый порядок принятия судебного заседания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве
- Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме
- Особенности производства у мирового судьи
- Правовая основа деятельности и полномочия мирового судьи по уголовным делам
- Особенности производства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения
- Производство по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, подсудным мировому судье
- Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
- Этапы становления и развития в России производства в суде с участием присяжных заседателей
- Предварительное слушание и составление предварительного списка присяжных заседателей. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей
- Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей
- Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Вынесение и провозглашение вердикта
- Обсуждение последствий вердикта и постановление приговора
- Производство в суде второй (апелляционной) инстанции
- Производство в суде апелляционной инстанции: понятие, значение и основные черты
- Порядок принесения апелляционных жалобы, представления
- Назначение и подготовка заседания суда апелляционной инстанции
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции
- Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
- Апелляционные приговор, определение и постановление
- Исполнение приговора
- Стадия исполнения приговора: понятие и значение
- Порядок обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда. Непосредственное исполнение судом приговора
- Вопросы, связанные с исполнением приговора, и порядок их разрешения
- Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
- Пересмотр приговоров и иных решений суда, вступивших в законную силу: понятие, виды и значение
- Производство в суде кассационной инстанции
- Производство в суде надзорной инстанции
- Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
- Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
- Понятие производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
- Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
- Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
- Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера
- Производства о применении принудительных мер медицинского характера: общая характеристика и основания для производства о применении
- Особенности предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
- Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
- Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
- Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
- Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
- Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
- Особенности предварительного расследования в отношении отдельных категорий лиц
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
- Основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
- Правовая основа осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
- Основные формы международного сотрудничества по уголовным делам
- Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (экстрадиция)
- Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
- Уголовный процесс зарубежных государств
- Типы (формы) уголовного процесса зарубежных государств
- Общая характеристика уголовного процесса состязательного типа
- Общая характеристика уголовного процесса смешанного типа
Заявление о преступлении
Это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. После дополнительной проверки в этом случае используется повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, т.е. сообщение о преступлении, полученное из иных источников. Заявление о преступлении может исходить от физического или должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.
Поводом для возбуждения уголовного дела будет заявление, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. При этом следует иметь в виду, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим или его законным представителем, порождает у компетентного органа государства или должностного лица обязанности, связанные с появлением повода для возбуждения уголовного дела, однако в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отсутствие заявления потерпевшего влечет отказ в возбуждении уголовного дела.
Заявление, автор которого не известен (анонимное заявление ) либо подписанное вымышленным именем (псевдонимом), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности 1 Поступившие по почте или информационным системам общего пользования анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, в соответствии с Административным регламентом МВД России регистрируются в общем порядке. .
Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела, прежде всего, в случаях, когда оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо преступления. При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общественно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки. Если заявитель сообщает о каком-либо деянии как о преступном, в действительности не содержащем признаков преступления, то его заявление также должно рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела.
К заявлениям о преступлениях предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение достоверности получаемой информации.
Заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде по усмотрению заявителя.
Если человек обратился с устным заявлением о преступлении, то лицо, принявшее его, обязано составить протокол принятия устного заявления о преступлении. В нем указываются: его название, место, день и год составления, кем составлен документ (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление), статья УПК РФ, в соответствии с которой действует должностное лицо, в каком именно помещении и от кого принято устное заявление (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя), сведения о паспорте или ином документе, предъявленном в удостоверение личности заявителем (кем документ выдан, когда, номер и серия), отметка о предупреждении за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, удостоверенная отдельной подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя. В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично заявителем или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя, содержание замечаний либо указание на их отсутствие. Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим данное заявление.
Устное заявление о преступлении может быть сделано и при производстве какого-либо следственного действия, например допроса, или в ходе судебного разбирательства. В этом случае протокол принятия устного заявления о преступлении не составляется, а заявление заносится в протокол соответствующего следственного действия или протокол судебного заседания 2 Административный регламент МВД России предусматривает, что сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Подобная процедура призвана обеспечивать полноту регистрации и соблюдение сроков разрешения сообщений о преступлениях. .
Если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносят постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения: следователь - руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору.
В каждом случае обращения с устным заявлением о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Заявитель, не достигший 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждается, ему лишь разъясняются в доступной для него форме уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления. Отметку об этом действии также целесообразно сделать в протоколе принятия устного заявления о преступлении, удостоверив ее подписью заявителя.
В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио), его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления и используется в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (ч. 5 ст. 141, ст. 143 УПК РФ).
К форме письменного заявления о преступлении закон требований не предъявляет, за исключением одного - оно в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.
Если заявитель лично подает письменное заявление о преступлении, то лицо, принимающее такое заявление, должно предупредить его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, сделав соответствующую отметку непосредственно на заявлении. Если же заявление поступает по почте или передается нарочным, то отметка не делается, а предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допроса или производства иных процессуальных действий с его участием.
В случаях когда письменное заявление маловразумительно, вследствие чего трудно однозначно оценить содержащиеся в нем сведения, целесообразно обратиться к лицу с рекомендацией оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол о принятии устного заявления о преступлении.
Административный регламент предусматривает возможность подачи интернет-заявления. В этом случае заявитель должен указать необходимые сведения, определенные законодательством Российской Федерации, Административным регламентом МВД России. Поступившее в дежурную часть территориального органа МВД России интернет-заявление распечатывается на бумажном носителе и дальнейшая работа с ним ведется как с заявлением.
Если заявитель лично обращается с устным или письменным заявлением о преступлении, ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении - талон-уведомление, в котором указываются данные о заявителе, лице, принявшем сообщение, дата приема, краткое содержание заявления о преступлении. По таким талонам-уведомлениям осуществляется контроль за полнотой регистрации сообщений о преступлениях. Талон-уведомление состоит из двух частей - талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Талон-уведомление вручается заявителю. Талон-корешок, на котором расписывается заявитель, остается в соответствующем правоохранительном органе.
Заявление в полицию. Сообщения о происшествиях (преступлениях, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также иных обстоятельствах, требующих проверки возможных признаков преступления или административного правонарушения), круглосуточно принимаются и незамедлительно регистрируются в дежурных частях территориальных (линейных) органов внутренних дел или по телефону 102.
Законом предусмотрено, что заявление от гражданина обязаны принять в любом отделении полиции, несмотря на то, где было совершено преступление. Однако немедленное обращение в полицию поможет быстрейшему раскрытию преступления. Как говорит статистика, чем быстрее заявить, тем быстрее раскрываемость. Большинство преступлений раскрывают именно по «горячим следам».
У вас есть право подать заявление, как в устном, так и в письменном виде. Если Вы не хотите писать, то дежурный напишет его с Ваших слов.
При заполнении бланка обращения, Вам, в обязательном порядке, следует указать: фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый или электронный адрес для направления ответа или уведомления, суть обращения.
В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов, а также в ряде иных случаев, предусмотренных Законом, обращение может быть оставлено без ответа. Кроме того, без ответа по существу поставленных вопросов останется письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
Как правильно написать заявление в полицию, подскажет дежурный. В каждом отделе полиции уже есть готовые бланки заявлений. К сожалению не все полицейские рвутся принимать заявления от граждан, если это именно ваш случай и вам отказывают в принятии приводя кучу необоснованных доводов. Вы спокойно поинтересуйтесь об имени и фамилии этого полицейского, а потом заявите ему, что если он не примет как положено у вас заявление, то Вы обратитесь с жалобой к его начальнику или начальнику полиции вашего края. Ссылаясь на то, что этот некомпетентный полицейский отказал вам в законном праве принять заявление в полицию.
При составлении заявления Вы должны чётко формулировать свои мысли. Укажите точную дату, время и место преступления, а так же опишите подробно то, что произошло. Излагать нужно по существу. Эмоции в этот момент лучше оставить дома, у вас еще будет время для этого. В заявлении основывайтесь только на фактах.
Если Вы намерены привлечь к уголовной ответственности конкретного человека, впоследствии которого вина будет доказана, то заявление забрать уже не представляется возможным, так как заявитель несёт ответственность за ложный донос по статье 306 УК РФ. Об этом в протоколе делается пометка, которая подтверждается подписью заявителя. При анонимном заявлении может быть возбуждено уголовное дело.
После подачи заявления Вам выдадут документ, в котором должны быть указаны: дата подачи заявления, номер дежурной части, звание, должность и ФИО того, кто принял заявление, а также время, в течение которого будет принято решение. Эти данные нужно обязательно проверить. По закону ответ должен быть дан в течение 10 дней с момента подачи заявления. После получения документа, Вам нужно расписаться в журнале, где зарегистрировано Ваше заявление.
Образец Заявление в полицию
(если знаете – ФИО)
(ваше ФИО)
____________________________________
Заявление в полицию (образец)
Прошу зарегистрировать мое заявление о преступлении в отношении лиц (укажите ФИО и другие сведения о привлекаемых лицах – если они известны, если же нет так и напишите «неизвестных мне лиц»), которые________________ (опишите события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения, список свидетелей или очевидцев, если таковые известны) ______________________.
Число и подпись
Если заявление составлял дежурный, то Вы пишите с моих слов записано верно и расписываетесь. Заявление в прокуратуру пишется немного по другому.
Заявление в полицию о преступлении
Заявление о преступлении в полицию образец
Начальнику УВД городского округа __________,
___________________________
Грозному Ивану Васильевичу
от Русинова Артема Александровича,
проживающего (адрес места жительства и телефон)
Заявление о возбуждении уголовного дела
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ предупрежден(а).
______________
(подпись)
Описываются обстоятельства совершения преступления с указанием места, времени, способа совершения и лица его совершившего (если оно установлено), а также просьба возбудить по данному факту уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее преступление.
______________
(подпись)
Если по моему заявлению будет возбуждено уголовное дело, прошу сообщить его номер, фамилию и телефон следователя, которому поручат расследование.
В случае отказа прошу направить мне копию соответствующего постановления и предоставить возможность ознакомления с отказным материалом для подготовки мотивировочной жалобы на такое решение.
______________
(подпись).
Заявление в полицию на соседей образец
Начальнику _____________________ ОВД
Района _______города __________
____________________________________
(если знаете – ФИО)
от__________________________________
(ваше ФИО)
проживающего по адресу:_____________
________________________________)
Заявление в полицию на соседей
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ предупрежден(а).
______________
(подпись)
Я, Русинова Елена Леонидовна, являюсь собственником дома № 1, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ленина, дом № 1, квартира № 2. Совместно со мной проживает моя семья: (Ф.И.О. совместно проживающей семьи). Нахожусь в декретном отпуске.
Соседняя квартира № 3 в доме № 1 по ул. Ленина в г. Москва по праву собственности принадлежит Петровой Нине Николаевне. Указанная квартира сдается в аренду (Ф.И.О. арендатора), который проживает в доме со своей семьей. Сын __________________ – _________________ включает громко музыку.
На все мои просьбы не нарушать наш покой, дать возможность нормально отдохнуть, _________________ не реагирует. В дневное время укладывать спать маленького ребенка не возможно из-за громко звучащей музыки, музыка звучит целый день и до поздней ночи.
В связи с тем, что _______________, а также его отец ______________, никак не реагируют на мои законные требования, я вынуждена была замерить уровень звукового давления, который в зависимости от времени суток составил от 55 до 70т дБ.
Согласно таблице 3 Санитарных норм Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 36 допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток (с 7 до 23 часов) 55 дБ, в ночное (с 23 до 7 часов) — 45 дБ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения.
По поводу сложившейся ситуации я обратилась к участковому уполномоченному полиции по Ленинскому району Бездельникову Ивану Ленивцеву, который сославшись на занятость, а также на право _____________ делать на своем участке все, что он посчитает нужным, отказал в проверке.
Инструкцией по организации работы участкового уполномоченного милиции предусмотрено, что участковый уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О полиции», федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный должен защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. Также участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен: осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции (приложение N 2), поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
Как следует из Закона Московской области от 11.01.2008 N 1/2008-ОЗ (ред. от 16.09.2011) «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Московской области» под ночным временем понимается период времени с 22.00 до 6.00 часов в рабочие дни и с 23.00 до 9.00 часов в выходные дни (суббота, воскресенье). К действиям, нарушающим тишину и покой граждан в ночное время на защищаемых объектах в Московской области, относятся использование в ночное время звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления. Соответственно нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Кроме того, _____(Ф.И.О. арендатора)________ зарегистрирован по адресу: (указать адрес регистрации) «_______________», д.__, кв.___, а фактически проживает в г. Москва, ул. Ленина, дом № 1, квартира № 3 без регистрации, а также без договора аренды. Таким образом, ______(Ф.И.О. арендатора)______ нарушает режим регистрации.
В соответствии со ст.19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечет наложение административного штрафа.
При осуществлении своих полномочий участковый уполномоченный вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицией своих полномочий; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения; осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, административное задержание; производить в установленном порядке личный досмотр и досмотр вещей и документов, обнаруженных при задержании.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 вышеуказанного Закона).
На основании изложенного, руководствуясь ст.2 Федерального Закона №59-Ф от 02.05.2006 г. «О порядке обращений граждан Российской Федерации»,
Рассмотреть настоящую жалобу и принять соответствующие меры реагирования.
Провести проверку по изложенным мною доводам, привлечь к ответственности виновных лиц в нарушении моих прав, оказать содействие в восстановлении моих нарушенных прав.
«___» __________________ г.
__________________ /____________/
Заявление в полицию о краже
Заявление в полицию о краже образец
Начальнику _____________________ ОВД
Района _______города __________
____________________________________
(если знаете – ФИО)
от__________________________________
(ваше ФИО)
проживающего по адресу:_____________
____________________________________
Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестного, который 31 декабря 2015 года примерно в 23.00 на улице Ленина в районе дома №1 похитил принадлежащий мне автомобиль марка, модель транспортного средства: ________________________, государственный регистрационный знак: _____________________________, идентификационный номер (VIN): ________________________, год выпуска: ________, двигатель N ______________, шасси (рама) N ______________________, кузов (коляска) N ________________, паспорт транспортного средства: серия ________, N __________, выдано ______________________ свидетельство о регистрации (техпаспорт) транспортного средства: серия _____, выдано _____________________.
На основании п.1 ст. 145 УПК РФ орган дознания, дознаватель или следователь обязан принять одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
На основании п.1 ст. 144 УПК РФ орган дознания, дознаватель или следователь обязан принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления данного сообщения. Прошу проинформировать меня о решении незамедлительно после его принятия. В случае продления данного срока до 10 или 30 суток в порядке, предусмотренном п.3 ст. 144 УПК РФ, прошу проинформировать меня об этом незамедлительно после принятия решения о продлении срока.
Об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос предупрежден.
«___» _______________ 20__г.
_____________________ /________________/
Заявление в полицию об угрозе
Заявление в полицию об угрозе образец
Начальнику _____________________ ОВД
Района _______города __________
____________________________________
(если знаете – ФИО)
от__________________________________
(ваше ФИО)
проживающего по адресу:_____________
____________________________________
Заявление об угрозе жизни
(Заявление об угрозе убийством)
«___» _________________ 20____ мой сосед исходя из личных неприязненных отношений, которые у нас сложились в течение длительного времени из-за неурегулированных земельных отношений угрожал мне убийством при следующих обстоятельствах.
Угроза им была высказана при следующих обстоятельствах: __________________
Угроза была высказана в следующей форме: _____________________
Подтвердить то, что он угрожал мне убийством, могут следующие свидетели:
1. ФИО, адрес, телефон
2. ФИО, адрес, телефон
Его угрозу убийством я воспринимаю как реальную, так как у меня имеются основания опасаться осуществления этой угрозы: ___________________________
В связи с вышеизложенным в целях защиты моих здоровья и жизни и членов моей семьи, а также для предотвращения возможных иных преступлений против меня прошу принять меры по наказанию ___________________________ в уголовном порядке.
За заведомо ложный донос и за дачу ложных показаний по ст.ст. 306, 307 УК РФ предупрежден.
___________/__________
«___» ____________ 20__ г.
Заявление в полицию онлайн
Заявление в полицию можно подать онлайн через:
— портал государственных услуг ();
— сайт министерства внутренних дел ();
Как отправить заявление в полицию через сайт МВД
Обращение в полицию в форме электронного документа будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России от 12 сентября 2013 года №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Ответ на обращение будет направлен в зависимости от указанного Вами адреса: в форме электронного документа, если Вами указан адрес электронной почты, или в письменном виде если Вами указан почтовый адрес.
Если в обращении не содержится информация о результатах рассмотрения обозначенных вопросов соответствующими территориальными органами внутренних дел и разрешение этих вопросов не относится к исключительной компетенции подразделений центрального аппарата министерства, то оно будет направлено для рассмотрения по существу в территориальные органы внутренних дел.
Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Как отправить заявление в полицию онлайн через портал ГОСУСЛУГИ
На открывшейся странице необходимо выбрать категорию «Безопасность и охрана правопорядка».
Далее из списка разделов выбираем «Прием заявлений и сообщений о правонарушениях».
В данном разделе доступна услуга «Прием заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествии».
Выбираем данную услугу, и открывается страница с информацией о данной услуге. На этой странице указаны орган, ответственный за предоставление этой услуги – Министерство внутренних дел РФ, получатели услуги – юридические и физические лица, необходимые для получения данной услуги документы – заявление о происшествии, а также представлен шаблон для составления заявления, указаны стоимость услуги и порядок её оплаты – в данном случае услуга предоставляется бесплатно, срок оказания услуги и её результат.
Воспользуемся шаблоном для подачи заявления. Для этого откроем шаблон заявления прямо с портала gosuslugi.ru и заполним заявление. Затем его необходимо напечатать, подписать и предоставить в дежурную часть органа внутренних дел, где оно в установленном порядке будет зарегистрировано и рассмотрено.
Порталом gosuslugi.ru предоставляется также возможность подать заявление и получить данную услугу в электронном виде, без необходимости лично приходить в орган внутренних дел. Для этого необходимо нажать на зеленую кнопку «Подать заявление».
На открывшейся странице предлагается пройти процедуру авторизации, которая необходима для установления личности гражданина, подавшего заявления. Так как анонимные заявления по законодательству РФ не рассматриваются.
Если вы еще не имеете пароля для доступа к услугам на портале gosuslugi.ru, то Вам необходимо пройти процедуру регистрации. Для этого выберем пункт «пройти процедуру регистрации».
Большинство преступлений раскрывается по "горячим следам". Чем больше времени проходит с момента преступления до подачи заявления в полицию, тем больше шансов у злоумышленника скрыться и сбыть похищенное. Да и память свидетелей не идеальна - большинство из них с трудом припоминает увиденное несколько часов назад. Поэтому обращаться в полицию нужно сразу же после происшествия.
Как и куда лучше подавать заявление о преступлении? Как должны действовать сотрудники полиции в ответ на обращение и что делать, если вам отказывают в приеме заявления?
Большинство сообщений в полицию поступает через службу "02". Почти у каждого сейчас имеется сотовый телефон. Поэтому гражданам нужно знать, что звонок в полицию с него бесплатный, а набирать нужно номер "020" или "02*". Но существуют и другие способы обращений, иногда более правильные. Например, письменное заявление о преступлении, которое подается в дежурную часть Отдела МВД России по району Филевский парк г. Москвы или любого органа внутренних дел. В каждой дежурной части в доступном для посетителей месте расположена информация о порядке приема, регистрации и разрешении заявлений и обращений граждан. Там же указывается информация о должностном лице, который отвечает за соблюдение этого порядка. Дежурная часть любого органа внутренних дел работает круглосуточно.
В чём разница между заявлением и сообщением?
Сообщение может содержать любую информацию. Например, об угрозе безопасности, о несчастном случае, ДТП, о чрезвычайном происшествии, о массовых беспорядках. Как правило, сообщения в полицию поступают по телефону. Заявление, в свою очередь, это уголовно-процессуальный документ, который должен содержать информацию о конкретном преступлении. Так же, как и в любое государственное учреждение, в полицию всегда можно направить письменное обращение по вопросу, относящемуся к её компетенции.
Какой же способ для обращения выбрать?
Если человеку нужна оперативная помощь полиции - то позвонить в службу "02" просто необходимо. Оператор примет сообщение и направит к гражданину патрульный экипаж или участкового уполномоченного полиции. Если же
происшествие произошло давно и не требует срочного реагирования, уместнее обратиться с заявлением в районный отдел внутренних дел.
Какие требования предъявляются к обращениям?
Сообщение можно подать устно, письменно, по почте, телеграфу или факсом. Оно должно быть принято не зависимо от его полноты и формы. Но в нем должны быть указаны обстоятельства события, время, место, его участники и приметы, если не известны данные нарушителей. Главное условие - заявитель обязан сообщить свои данные. Потому что анонимные сообщения и заявления, кроме сообщений о терактах, не регистрируются и не рассматриваются. Но достоверная анонимная информация часто помогает полицейским в их деятельности. Кстати, подать заявление можно не только на русском, но и на любом родном языке.
А какие сообщения принимает полиция?
Это все сообщения об административных правонарушениях и преступлениях, отнесенных к компетенции полиции в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом России. Но если происшествие не относится к компетенции полиции, то его всё равно обязаны принять, зарегистрировать и передать в другой правоохранительный орган.
Иногда граждане жалуются на отказы в приеме заявлений. Существуют ли к тому какие-либо причины?
Подаваемое в дежурную часть заявление должно содержать в себе информацию о конкретном административном правонарушении или преступлении. Если в заявлении эта информация указана, то причин для отказа в его приёме нет, и это должен знать каждый гражданин. А если в обращении гражданина таких обстоятельств не указывается, то его могут принять только в канцелярии.
Сотрудник полиции не может отправить заявителя в другое подразделение или учинить иные препятствия. Но если такой факт выявляется, то должностное лицо несет строгое наказание. Обжаловать отказ в приеме заявления можно в вышестоящий орган внутренних дел или районную прокуратуру в порядке статьи 124 УПК РФ. Принимать сообщения все органы полиции обязаны круглосуточно и не зависимо от их содержания. При этом место совершения правонарушения значения не имеет. Сообщение о правонарушении обязательно передается в любое подразделение МВД России, на территории которого оно совершено.
Что делать человеку, если сотрудник полиции пытается утаить преступление от регистрации?
Во-первых, утаивание преступлений в полиции - это большая редкость и, своего рода, ЧП. С 1997 года действует ряд совместных приказов Генпрокуратуры и МВД России, которыми определен порядок приема и разрешения сообщений граждан. Даже если преступление малозначительно или не имеет перспектив к раскрытию (например, неизвестны данные о преступнике, на месте происшествия не остались его следы), заявление всё равно обязаны принять, зарегистрировать и принять по нему процессуальное решение.
По результатам рассмотрения заявления либо возбуждается уголовное дело, либо выносится постановление об отказе в возбуждении по основаниям, указанным в УПК РФ, либо заявление передается по подведомственности или по территориальности, либо принимается решение в соответствии с КоАП. За нераскрытые дела полицию никто не называет, поэтому скрывать преступления полиции не имеет смысла. Себе дороже может получиться, если выяснится такое должностное преступление. А во-вторых, с любой жалобой всегда можно обратиться к руководству органа внутренних дел или в прокуратуру.
Как гражданину после обращения в полицию проконтролировать движение своего дела?
Каждое сообщение, письменное обращение или заявление регистрируются, ему присваивается номер. При непосредственном обращении в дежурную часть заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. По регистрационному номеру в дежурной части всегда можно узнать о результатах рассмотрения заявления. Но заявителю делать самому это вовсе не обязательно. Ведь в течении 3 суток (в исключительных случаях, когда необходимы дополнительные проверки - в течении 10 и даже 30 суток) по заявлению принимается решение. В соответствии с УПК РФ, об этом решении заявитель уведомляется письменно.
Заявление о преступлении - документ, в котором излагаются события и обстоятельства, оцениваемые заявителем как совершенное или подготавливаемое преступление.
Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Под устными заявлениями понимаются обращения граждан и организаций в правоохранительные органы или к судье без передачи ими в письменной форме информации о совершенном или подготавливаемом преступлении. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, которое подписывается заявителем или лицом, принявшее данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
При приеме устного заявления сотруднику правоохранительных органов необходимо надлежащим образом выяснить личность заявителя по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении преступления.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. В случае, когда заявитель не достиг шестнадцатилетнего возраста, ему в доступной для него форме следует разъяснить те уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления о совершенном преступлении. Такие заявители об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждаются. Однако о разъяснении несовершеннолетнему или малолетнему последствий в связи с подачей им заявления целесообразно в протоколе устного заявления сделать отметку, удостоверяемую его подписью.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. При этом заявитель также должен быть предупрежден об ответственности по статье 306 УК РФ, если он лично прибыл в правоохранительные органы с целью вручить написанное им заявление. Если заявление было получено по почте, то предупреждение об ответственности производится, либо при получении от заявителя объяснений, либо при допросе его в качестве потерпевшего или свидетеля.
В случаях, когда письменное заявление написано невнятно и содержащуюся в нем информацию трудно оценить, целесообразно рекомендовать заявителю оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол устного заявления о совершенном преступлении.
Сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении исходящие от учреждений, организаций и предприятий, а также от должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме и содержать реквизиты официального документа.
В силу прямого указания закона (ч. 7 ст. 141 УПК РФ) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства.
Во-первых, это обусловлено тем, что зачастую подавляющее большинство подобной информации составляют заявления и сообщения о совершении либо подготовке к совершению таких тяжких и особых преступлений, как преступления против жизни, здоровья, террористического характера. Причём лицо, сообщающее о данном преступлении, скрывает свою личность из различных мотивов, но часто это - опасение за себя или за своих близких людей. Конечно, целью данной работы не является разбор данного вида преступлений, но именно их высокая общественная опасность заставляет государственные правоохранительные органы принимать меры по приёму, регистрации, разрешению данных заявлений и сообщений.
Во-вторых, я согласен с мнением ряда авторов о том, что «всякое анонимное заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления. Прежде всего - путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК РФ». Иными словами, речь идёт об обязательности проверки анонимной информации в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, конечной целью которой является подтверждение соответствия её действительности и дальнейшая реализация в плане принятия соответствующего правового решения по результатам проверки материалов, либо опровержение.
Таким образом, заявление о преступлении представляет собой весьма большую по объёму группу из общего числа поводов для возбуждения уголовного дела.