История удмуртов. Удмурты
На территории современной Удмуртии человек впервые появился около 10 тыс. лет назад. Климат этих земель в тот период был холодный и сухой, как в современной тундре. Растительность состояла из разнообразных трав и мелколесья. Население занималось собирательством, рыболовством и охотой. Охотились, в том числе, на мамонтов и шерстистых носорогов с помощью каменных орудий. Строили теплые жилища, шили одежду из шкур животных, жили родовыми материнскими коллективами.
С потеплением климата растительный животный мир стал разнообразнее. В лесах появились лоси, дикие коровы, кабаны, косули и другие животные. В это время люди жили племенными поселениями. При охоте стали использовать лук и стрелы. Селились по берегам полноводных рек с богатыми плодородными пойменными почвами. В это время, кроме охоты и собирательства, стали заниматься рыбной ловлей, земледелием, скотоводством. В обиходе использовались глиняная посуда, медные, бронзовые, позднее железные изделия, орудия и украшения. Обменной единицей служили шкурки пушных зверей, ими пользовались при обмене и торговле с другими племенами. В это время научились выпекать хлеб.
С развитием хозяйства и накоплением богатств начинаются междоусобные войны племен. Стали возводиться укрепленные городища. Археологическими памятниками этого периода на территории Удмуртии являются средневековые городища – Иднакар, Дондыкар, Поркар.
К моменту присоединения удмуртских земель к русскому государству арские князья находились на положении вассалов у Казанского хана.
Нашествие татаро-монгол на Русь в 13 веке вынудило русских переселяться в менее заселенную лесную зону. В 15 веке началось объединение русских земель вокруг Москвы. Вместе с Вятской землей к Московскому государству были присоединены земли северных, чуть позднее – земли южных удмуртов.
В 1558 году, после победы в 1552 году нал Казанским ханством, произошло окончательное присоединение удмуртских земель к Русскому государству. Шло переселение крестьян на новые малозаселенные земли. По Каме располагались царские земли, населенные русскими – Сарапульская, Каракулинская, Завьяловская, Воткинская. Эти земли принадлежали царской фамилии. Междуречье Камы и Вятки было малонаселенным, изобиловало рыбой и дичью, местное население доброжелательно относилось к освоению земель русскими. Русское население принесло с собой много новых знаний, коотрыми не обладали удмурты: удмурты переняли у русских более совершенные орудия труда, систему многопольного земледелия, новые сельскохозяйственный культуры, высокопородный скот. Научились браному ткачеству, переняли русскую печь. Русские просветители изучили фонетику удмуртского языка и создали удмуртский алфавит и письменность, которой у удмуртов до этого времени не существовало.
В 18веке в Удмуртии начинается новый этап промышленного освоения, который связан со строительством Ижевского, Воткинского и других железоделательных заводов. Благодаря удобному положению на крупной речной артерии (Каме), близости железных руд Урала, водным и лесным ресурсам Удмуртия стала производить железо, холодное оружие и огнестрельное оружие.
В 1780 году указом Екатерины II Глазову и Сарапулу дается статус уездных городов. В Вятской губернии, в состав которой входила территория современной Удмуртии, появляются Сарапульский и Глазовский уезды.
Для возможностей хозяйственно освоения России требовалось изучение территорий. Русское географическое общество организовывало экспедиции по изучению природных богатств Вятского края.
Учитель Григорий Егорович Верещагин, уроженец Глазовского уезда, бел первым удмуртским ученым, который описал быт и культуру удмуртов. Его работы были отмечены серебряными медалями Русского географического общества. Г. Верещагина называли «удмуртским Ломоносовым». Именно он является, если не автором, то человеком, записавшим и донесшим до нас удивительное по своей поэтичности народное стихотворение
Фильм "История государственности Удмуртии"
В вашем браузере отключен JavaScript
Историческая справка
Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют о заселении территории Удмуртии в зпоху мезолита (8-5 тыс. до н.э.). В последующие археологические эпохи в западном Приуралье происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. В раннем железном веке (VII I-III вв. до н.э.) в Прикамье сложилась ананьинская культурно-историческая общность, принадлежащая предкам пермских народов - удмуртов и коми.
Значительное воздействие на древних удмуртов оказало включение их в Х в. в состав первого государственного образования в Нижнем Прикамье - Волжской Булгарии. С XIII в. южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем - Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром сохранявших самостоятельность северных удмуртов в эпоху средневековья было городище Иднакар.
Первые русские поселения появились на р. Вятке в ХII-ХIII вв. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства. К 1557 г. после взятия Иваном Грозным Казани завершился процесс присоединения удмуртов к Русскому государству.
До середины XVIII в. население Удмуртии занималось преимущественно сельским хозяйством и промыслами. В 1756 г. появился первый завод - Бемыжский медеплавильный, чуть позже железоделательные - Пудемский и Воткинский (1759 г.), Ижевский (1760 г.) и Камбарский (1761 г.). Бурного развития промышленность и культура края достигают во второй половине XIX в. Открываются частные фабрики, мастерские, банки, товарищества, гимназии, училища, театры, библиотеки. Предприятия края выставляли свою продукцию на крупных всероссийских и зарубежных выставках. В 1899 г. через север, а в начале XX столетия через юг Удмуртии прошли железные дороги Пермь-Котлас и Казань-Екатеринбург, сыгравшие значительную роль в экономическом развитии края.
До Октябрьской Революции территория Удмуртии входила в состав Казанской и Вятской губерний.
Благодаря своему выгодному геополитическому положению в XX веке Удмуртия превратилась в крупный центр военно-промышленного комплекса СССР и России. В годы Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано около 40 предприятий.
Национально-государственное устройство и оборонная направленность промышленности региона и сегодня во многом определяют историческое, социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.
Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское).
Территория Удмуртии начала заселяться с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Удмурты - коренная народность на данной территории. Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (8-3вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся финно-пермскую общность. Из внешних контактов для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисл. языковые заимствования.
На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3в. до н.э. - 2в. н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, в бассейне нижнего и среднего течения р.Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (9-15вв.).
Одно из самых ранних упоминаний о южных Удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, 12в.). В русских источниках удмурты, под названием арян, арских людей упоминаются лишь в 14в. "Пермь" некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т.ч. и для предков удмуртов. Самоназвание "удморд" впервые опубликовано Н.П.Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных ощущается тюркское влияние, у северных - русское.
Связи с русскими прослеживаются с 11в. В 13в. вместе с русскими удмурты попали под монголо-татарское иго. До середины 16в. удмурты не представляли единого целого. Северные довольно рано вошли в состав своеобразного политического и экономического образования - Вятской земли, которая постепенно складывалась в процессе освоения края русскими крестьянами-переселенцами. Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом 1489г. после длительной межсдоусобицы вместе со всеми вятчанами вошла в состав Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552г. были присоединены к Русскому государству. Считается, что присоединение удмуртов к России завершилось к 1558г. С учреждением Вятского наместничества (1780г.), а позднее Вятской Губернии (1796г.) удмурты составили большинство нас. четырех ее уездов: Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабушского - и были отнесены в разряд государственных крестьян.
Мало плодородные лесные земли удмуртов нуждались в обязательном удобрении. Экстенсивное земледелие приводило к истощению почвы и частым неурожаям; однако удмуртские земледельцы считались одними из самых искусных в Поволжье. Неотъемлемой частью традиционного удмуртского хозяйства было животноводство. Разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, довольно много было домашней птицы, Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка" местной селекции и романовская овца, дававшая шерсть и овчину летом. Скот содержали без пастухов на вольном выпасе в "поскотинах" - специальных огороженных участках леса. Важное место в хозяйстве крестьянства занимали разнообразные неземледельческие занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, которые, утратив свое главенствующее значение, еще долго служили важным подспорьем. Промышляли белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей, охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой, устраивали облавы. Обилие рыбы в реках стимулировало занятие население рыбной ловлей. Промышляли ценную рыбу: стерлядь, судака, хариуса. Для удмуртов были характерны в основном лесные промыслы: рубка леса и заготовка древесины. В Удмуртии с 18в. сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы).
В качестве самостоятельной территории Удмуртия существует с 1920г., когда декретом, подписанным В.И.Лениным и М.И.Калининым была создана Вотская (Удмуртская) автономная область в составе РСФСР. О статусе области, о принципах ее взаимоотношений с центральными органами власти в декрете ничего не говорилось. Руководители области вскоре осознали свое бесправное положение и жесткий диктат Центр. Уже в 1924г. Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов, которые местное руководство знало лучше, чем работники ведомств в Москве. Однако Москва долго не обращала внимания на многократные ходатайства руководителей удмуртской автономии, и лишь в 1934г. постановлением ВЦИК область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но ожидаемого расширения прав не произошло: основные вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, как и прежде, решались в Центре. В 1990г. была образована Удмуртская республика в составе Российской Федерации. вом.
Русская Цивилизация
Раздел III
Дореволюционная история Удмуртии
(XVI – начало XX века)
Тема 1
Присоединение Удмуртии к Русскому централизованному государству
2. Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству
3. Южные удмурты в составе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства: своеобразие феодальных отношений
4. Присоединение южных удмуртов к Русскому государству
1. Северные удмурты в составе Вятской земли: своеобразие социально-экономической и политической жизни
Территория Вятско-Камского междуречья со второй половины XII – начала XIII в. становится зоной активного освоения славяно-русским и ославяненным волжско-финским населением. В политическом отношении это был стратегически важный плацдарм в борьбе Руси с Волжской Булгарией, затем – Золотой Ордой и Казанским ханством. Процесс заселения имел несколько своеобразных этапов. Первый этап носил во многом стихийный характер: непривилегированные массы населения Древней Руси (в основном выходцы Новгородской республики и ростовцы) шли вследствие различных причин: от христианизации, от княжеских усобиц, социальной и экономической зависимости, малоземелья, в поисках охотничьих и промысловых угодий, а также торговых путей. На втором этапе (XIII – середина XVI вв.) русское население Волго-Окского региона (Ростово-Суздальское княжество) и южнорусских земель бежало в основном от монголо-татарского нашествия и кровавых событий «казанской войны». В этот период активно проявились устремления господствующего слоя к захвату новых земель с проживающим на нем населением (первичная феодализация), что и привело к формированию Вятской земли. Третий этап (XVI – XVII вв.) носил целенаправленный характер административного оформления новых земель в составе централизованного Русского государства и сопровождался посылкой отрядов чиновников, вслед за которыми устремилась новая волна крестьянства и охотников-промысловиков. А первыми здесь появились в 1181 г новгородские ушкуйники, которые по словам летописи: «разсмотряюще земли и ко вселению удобные места избирающе». В бассейне среднего течения р. Вятки возникли русские селища и городища, объединившиеся в Никулицынскую и Котельническую волости. Взаимоотношения этнически разнородного населения были далеки от идеальных. Поселившись на Вятке, новгородцы Хлынов «град устроиша», чтобы «замок крепки во утверждение имети от нашествия супостат – чуди, отяков, черемисы и иных народов», то есть того населения, которое сами ушкуйники регулярно «грабиша и изведоша» во время походов, и которое активно сопротивлялось захвату родных мест чужими людьми.
Можно выделить несколько типов этнических взаимоотношений, складывавшихся у пришельцев с местным населением: а) единовременные грабительские походы; б) процесс постепенного «выдавливания» местного населения из селений; в) изолированное сосуществование в разных поселениях в условиях невысокой плотности. Красноречивый пример грабительских походов приводится в «Повести о стране Вятской». В ней сообщается о том, что отряд новгородцев-ушкуйников «пленил» городища, стоявшие на берегу Чепцы, в ее устье с боем взял Чудь-Болвановский (удмуртский? коми? – Л.В.) городок, на его месте основал город Никулицын. Другая часть отряда захватила марийский городок Кокшаров. М.В. Гришкина пишет, что военные походы ушкуйников – типичное явление эпохи феодальной раздробленности XVI в. Захват чужих земель, выход на новые торговые пути, борьба против булгар и татар, стоявших на пути расширявшейся новгородской, а затем собственно вятской, колонизации совершались людьми жестокими и беспощадными, со свойственным эпохе менталитетом. Не случайно русский митрополит писал о них как людях без совести и жалости, которые людей «много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев, на кол сажая, умертвляли». Под давлением пришлых местные жители-удмурты уходили в глубинные восточные районы Вятки и ее притоков: Чепцы, Кильмези, а также в леса Нижней Вятки и приказанские районы – места с малой плотностью заселения. На протяжении жизни одного-двух поколений они вынуждены были несколько раз менять место жительства. Бросая все нажитое, оставляя пашни, покосы, жилые постройки, они тратили гигантские усилия на освоение новых пространств. В результате удмуртское общество на долгие времена застыло на одной ступени, производя лишь необходимое для выживания количество продукта и транслируя для сохранения народа минимум этнической культуры. Этот процесс сыграл резко отрицательную роль в социально-экономическом развитии и внутренней консолидации этноса.
В бассейне среднего и верхнего течения Вятки и Чепцы в результате объединения Никулицынской и Котельнической волостей в середине XIII в. была сформирована Вятская земля с центром в г. Хлынове (Вятка) как вечевая феодальная республика. По сравнению с классическими народоправствами – Новгородом и Псковом – Вятская республика имела ряд особенностей. Здесь отсутствовала княжеская власть; исполнительная власть имела военизированный характер; автономно существовала церковная организация; вечевая система была более архаичной. Во главе выборного управления стояли земские воеводы, ватаманы, ведавшие военными и гражданскими делами, и подвойские, выполнявшие судебно-полицейские функции. Сельское местное самоуправление осуществлялось при помощи избранных сотских и старост. Господствующее положение занимали феодалы – немногочисленные бояре, которые формировались на основе волостной русской старшины, немногочисленной племенной верхушки вятских удмуртов и чуди (коми?), а также арских (татарских) князей (происхождение последних крайне сложно, генетически они восходят, очевидно, к южным удмуртам, булгарам, бесермянам, чувашам Волжско-Камской Булгарии). Волости управлялись земскими воеводами, один из которых на время становился старшим. Воеводы, избиравшиеся из числа местных бояр, имели всю полноту исполнительной власти. Боярство владело немалыми земельными угодьями, однако крупное землевладение здесь не могло сложиться по причине сохранения общинного мировоззрения как в среде вятчан, так и среди аборигенного населения. Следующее сословие – средние и мелкие землевладельцы: житьи люди, купцы. Они, возможно, владели городскими усадьбами и какими-то землями в округе. Особую категорию составляли лица духовного звания, представлявшие церковную и монастырскую братию. Они постепенно сосредоточили в своих руках значительные площади земель. Основная же часть населения – свободные крестьяне-общинники и посадское население: ремесленники, торговцы. По мнению Л.Д. Макарова, среди городских жителей Вятской земли числилось и местное население. Во всяком случае, г
Грамота 1522 г. отмечает в г. Слободском, например, совместное многоэтничное проживание («буде у каринских князей и у чувашен (бесермян – Л.В.) и у вотяков дворы в городе есть, и в осаде с ними живут»). Однако это было скорее исключением, чем правилом. Поскольку совершались частые грабительские походы и войны на соседние земли и пленение их жителей, можно предположить, что в крае проживало и несвободное население - холопы из военнопленных.
2. Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству
Находясь близко от устья р. Камы – района крупнейших исторических событий того времени, Вятская земля часто становилась ареной военных действий. Так, в 1374 г. она была опустошена новгородскими ушкуйниками. А в 1379 г. отряд ушкуйников во главе с Рязаном вятчане разгромили на территории Арской земли (с которой, возможно, имели союзнические отношения). В 1391 г. «царь Тохтамыш послал царевича своего, именем Бектута, на Вятку ратью. Он же шел, Вятку взял, а люди посече, а иных в полон поведе, мужи и жены и дети». В защиту от военной опасности собиралось ополчение (рать) из всех мужчин, способных носить оружие, и наносило ответный удар. Так, в 1392 г. вятская рать совершила поход на подвластную Золотой Орде Волжскую Булгарию и ограбила города Жукотин и Кошан на Каме. Местное население также нередко вовлекалось в политическую борьбу против великих московских князей, камско-волжских булгар, монголо-татарских или казанских ханов. Вятская земля находилась в вассально-сюзеренных отношениях с нижегородско-суздальскими князьями. С присоединением московским князем Василием I к своим владениям территории Нижегородско-Суздальского княжества в 1393 г. Вятская земля также попала в орбиту влияния Москвы. Князья отдавали ее в удел своим потомкам и родственникам, управляли ею через бояр, которые время от времени наведывались на Вятку. В 1468 и 1478 гг. после походов хана Ибрагима, Вятская земля была данницей Казанского ханства. Тем не менее, вятчане политически маневрировали, пытаясь сохранить автономию. Признавая «верховный сюзеренитет» Москвы, на деле преследовали интересы своей республики. Так, в 1468 г. промосковски ориентированная группировка вятского боярства участвовала в московском походе на Казань и потерпела большие бедствия. В 1469 г. вятчане отказались участвовать в очередном походе на Казанское ханство. Очевидно, были связаны обязательствами с казанским ханом Ибрагимом, который собрал войско против Ивана III «со всею землей своею: с Камскою, и с Сыплинскою, и с Костячскою, и з Белаволжьскою, и – Втятскою, и з Башкирскою».
В 1480-е гг. Вятский край представлял собой населенную и экономически развитую область. Город Хлынов стал крупным торговым и ремесленным центром. В 1489 г. московский князь Иван III решил покончить с самостоятельностью края. Снарядил военный поход на Вятку. Были мобилизованы огромные силы в 64 (а по другим источникам – 72) тысячи конных воинов, а также судовая рать. Москвичи, владимирцы, тверичи отправились на конях, а двиняне, устюжане, белозерцы, вологжане, важане, вымичи, сысоличи (то есть жители Поморья – Л.В.) – на судах. Казанский хан Мухамед Эмин предоставил москвичам 700 конных татар. Походом руководили опытные полководцы князь Д.В. Щеня, боярин Г.В. Морозов. Кама с юга была заблокирована судовой ратью князя Б.И. Горбатого. Войска в июле овладели Котельничем и Орловом, в августе подошли к Хлынову. Сидевшие в осаде просили «не воевать» Вятской земли, И. Галазатова вятские «болшие люди» послали откупиться дарами, обещая признать власть великого князя., но безуспешно. Москва требовала от вятчан целовать крест «от мала до велика» и выдать «головами» руководителей сепаратистской политики – Палку Багадайщикова, Ивана Аникиева, Пахомия Лазарева, а в случае отказа угрожали поджечь деревянные стены Хлынова. Увидев безуспешность сопротивления, вятчане выдали своих предводителей, которых немедленно увезли в Москву, били кнутами и повесили. Вот как описывает летописец «Истории земли Вятской» эти кровавые события: «шедше городы их поимаша, а самих вятчан (русских – Л.В.) к целованью приведоша (присяга на верность – Л.В.), а арян (удмуртов – Л.В.) к роте приведоша (присяга на подданство – Л.В.), вятчан болших людей и с женами и с детьми частью изведоша, а частью разведоша» по различным местам Московского княжества: в Боровске, Кременце, Алексине – засечной черте для защиты Москвы от набегов татар. Торговых людей посадили в г. Дмитрове, на водном пути, соединяющем Москву с Волгой.
Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское).
Территория Удмуртии начала заселяться с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Удмурты - коренная народность на данной территории. Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (8-3вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся финно-пермскую общность. Из внешних контактов для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисл. языковые заимствования.
На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3в. до н.э. - 2в. н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, в бассейне нижнего и среднего течения р.Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (9-15вв.).
Одно из самых ранних упоминаний о южных Удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, 12в.). В русских источниках удмурты, под названием арян, арских людей упоминаются лишь в 14в. "Пермь" некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т.ч. и для предков удмуртов. Самоназвание "удморд" впервые опубликовано Н.П.Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных ощущается тюркское влияние, у северных - русское.
Связи с русскими прослеживаются с 11в. В 13в. вместе с русскими удмурты попали под монголо-татарское иго. До середины 16в. удмурты не представляли единого целого. Северные довольно рано вошли в состав своеобразного политического и экономического образования - Вятской земли, которая постепенно складывалась в процессе освоения края русскими крестьянами-переселенцами. Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом 1489г. после длительной межсдоусобицы вместе со всеми вятчанами вошла в состав Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552г. были присоединены к Русскому государству. Считается, что присоединение удмуртов к России завершилось к 1558г. С учреждением Вятского наместничества (1780г.), а позднее Вятской Губернии (1796г.) удмурты составили большинство нас. четырех ее уездов: Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабушского - и были отнесены в разряд государственных крестьян.
Мало плодородные лесные земли удмуртов нуждались в обязательном удобрении. Экстенсивное земледелие приводило к истощению почвы и частым неурожаям; однако удмуртские земледельцы считались одними из самых искусных в Поволжье. Неотъемлемой частью традиционного удмуртского хозяйства было животноводство. Разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, довольно много было домашней птицы, Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка" местной селекции и романовская овца, дававшая шерсть и овчину летом. Скот содержали без пастухов на вольном выпасе в "поскотинах" - специальных огороженных участках леса. Важное место в хозяйстве крестьянства занимали разнообразные неземледельческие занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, которые, утратив свое главенствующее значение, еще долго служили важным подспорьем. Промышляли белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей, охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой, устраивали облавы. Обилие рыбы в реках стимулировало занятие население рыбной ловлей. Промышляли ценную рыбу: стерлядь, судака, хариуса. Для удмуртов были характерны в основном лесные промыслы: рубка леса и заготовка древесины. В Удмуртии с 18в. сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы).
В качестве самостоятельной территории Удмуртия существует с 1920г., когда декретом, подписанным В.И.Лениным и М.И.Калининым была создана Вотская (Удмуртская) автономная область в составе РСФСР. О статусе области, о принципах ее взаимоотношений с центральными органами власти в декрете ничего не говорилось. Руководители области вскоре осознали свое бесправное положение и жесткий диктат Центр. Уже в 1924г. Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов, которые местное руководство знало лучше, чем работники ведомств в Москве. Однако Москва долго не обращала внимания на многократные ходатайства руководителей удмуртской автономии, и лишь в 1934г. постановлением ВЦИК область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но ожидаемого расширения прав не произошло: основные вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, как и прежде, решались в Центре. В 1990г. была образована Удмуртская республика в составе Российской Федерации. вом.
Русская Цивилизация