Форма и структура конституции российской федерации. Структура конституции российской федерации Структура и основные положения конституции рф
НА ЗНАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ»
1. Сколько лет исполняется Конституции Российской Федерации в 2013 году?
2. Как структурирована Конституция Российской Федерации?
3. С каких слов начинается преамбула Конституции Российской Федерации?
4. Какая форма государственного правления действует в Российской Федерации:
5. Равнозначны ли наименования «Россия» и «Российская Федерация»?
6. Кто и что в соответствии со Статьей 2 Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?
7. Кто в Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти?
8. Какие формы высшего выражения власти народа декларированы в Конституции Российской Федерации?
9. Из каких равноправных субъектов состоит Российская Федерация? Каково их количество?
10. Может ли гражданин Российской Федерации быть лишен своего гражданства?
11. Какие обязанности несет Российская Федерация как социальное государство:
12. Какие формы собственности признаются в Российской Федерации:
13. Как разделена государственная власть в Российской Федерации?
14. Какой орган представляет в России законодательную ветвь государственной власти:
15. Входят ли в систему государственной власти Российской Федерации органы местного самоуправления.
16. Создание и деятельность каких общественных объединений запрещены в Российской Федерации:
17. Что значит формулировка «Российская Федерация – светское государство»?
18. Какой закон в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации?
19. С какого момента каждому человеку в Российской Федерации принадлежат основные права и свободы?
20. Какое право является основным личным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации?
21. На основании решения какого органа государственной власти гражданина могут арестовать, заключить под стражу и содержать под стражей?
22. На какой срок лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения?
23. Обязан ли гражданин Российской Федерации указывать свою национальную принадлежность?
24. Забота о детях, их воспитание – это право или обязанность родителей?
25. В каких случаях Конституцией Российской Федерации каждому гарантированно социальное обеспечение?
26. Декларировано ли в Конституции Российской Федерации право на образование?
27. Какое образование обязательно в Российской Федерации?
28. Куда может обратиться лицо, исчерпавшее все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты?
29. С какого момента задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на помощь адвоката (защитника)?
30. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?
31. В какой мере федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?
32. Какие права и свободы, декларированные в Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению?
33. Какие основные обязанности человека и гражданина установлены Конституцией Российской Федерации?
34. С какого возраста гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности?
35. Какие города в составе Российской Федерации являются городами федерального значения:
36. Что включает в себя территория Российской Федерации?
37. Какой язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации?
38. Какие атрибуты Российской Федерации перечислены в статье 70 Конституции Российской Федерации?
39. Какие цвета и в каком порядке расположены на Российском Флаге?
40. С каких слов начинается гимн Российской Федерации?
41. Наименование денежной единицы Российской Федерации
42. Кто в Российской Федерации является главой государства?
43. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?
44. Из каких палат состоит Федеральное собрание – парламент Российской Федерации?
45. Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?
46. Какой орган осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и какова его структура?
47. Через какие виды судопроизводства в Российской Федерации осуществляется судебная власть?
48. Из какого количества судей состоит Конституционный Суд Российской Федерации?
49. Какие вопросы решаются путем местного самоуправления?
50. Кем и как осуществляется местное самоуправление?
51. Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги?
52. Кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации?
53. Дата «рождения» Конституции Российской Федерации
ОТВЕТЫ
1.20 лет
2. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов.
Раздел первый из 8 глав, включающий 137 статей и Раздел второй – заключительные и переходные положения.
3. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
4. Статья 1
1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
5. да
Статья 1
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
6. человек, его права и свободы
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
7. многонациональный народ Российской Федерации
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
8. референдум и свободные выборы
Статья 3
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
9. Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Всего 83, из них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
10. нет не может
Статья 6
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
11. Статья 7
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
12. Статья 8
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
13. Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
14. Федеральное Собрание
15. нет, не входят.
Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
16. Статья 13
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
17. Статья 14.
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
18. Конституция Российской Федерации
Статья 15.
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
19. Статья 17.
1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
20. право на жизнь
Статья 20.
21. только по решению суда
Статья 22.
1. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению…
22. на срок не более 48 часов
Статья 22.
2… До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
23. нет, не обязан
Статья 26.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
24. равное право и обязанность
Статья 38.
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
25. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 39.
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
26. да.
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
27. Статья 43.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
28. Статья 46.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
29. Статья 48.
1. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
30. Статья 49.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
31. Статья 55.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
32. Статья 56
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации:
Статья 20.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 23 (часть 1).
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 24.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 28.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 34 (часть 1).
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 40 (часть 1).
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 46.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51.
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
33. Статья 15.2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Статья 17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 38.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Статья 38.3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Статья 44.3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы. Устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
34. Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет
35. Москва и Санкт-Петербург (из Статьи 65.1.)
36. Статья 67.
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
37. Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
38. Государственные флаг, герб и гимн.
39. Цвета – белый, синий, красный, сверху вниз по порядку, равновеликие горизонтальные полосы.
40. «Россия - священная наша держава,
Россия – любимая наша страна Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!...»
41. рубль
Статья 75.
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
42. Статья 80.
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
43. Статья 87.
1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
44. Статья 95.
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
45. Статья 95.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
46. Статья 110.
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
47. Статья 118.
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
48. Статья 125.
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
49. Статья 130.
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
50. Статья 130.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
51. да, могут.
Статья 132.
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
52. Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
Заключительные и переходные положения, п.1, абзац второй. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Различные нормы и положения основного закона страны группируются в разделы и главы по принципу однородности. Система и порядок их расположения представляет собой структуру Конституции Российской Федерации .
Принцип однородности означает единство сферы общественных отношений, которую регулируют те или иные нормы.
Последовательность расположения разделов и глав в тексте определяется степенью их значимости. Не случайно основной закон России открывает глава «Основы конституционного строя » , ведь приведенные в ней положения первичны по отношению к другим правовым нормам, действующим в нашей стране.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения» , он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.
Наибольшее значение для жителей страны и защиты их законных интересов имеет первый раздел Конституции РФ, в который входят следующие главы:
- Основы конституционного строя;
- Права и свободы человека и гражданина;
- Федеративное устройство;
- Президент Российской Федерации;
- Федеральное Собрание;
- Правительство Российской Федерации;
- Судебная власть;
- Местное самоуправление;
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Структура действующей Конституции РФ предопределена ее многоцелевым и многофункциональным характером. В ее преамбуле содержатся декларативные цели и задачи нашей страны :
- соблюдение прав и свобод человека;
- утверждение гражданского мира и согласия;
- сохранение государственного единства;
- незыблемость демократических основ государства;
- обеспечение благополучия и процветания России.
Эти задачи должны являться ориентиром для органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, различных учреждений и общественных объединений. Данные положения определяют общие обязательства государства перед гражданами, применяются Конституционным судом при разрешении различных противоречий, в том числе касающихся и принципов федерального устройства России, разграничения полномочий между центральной властью и регионами.
Рисунок 1.
Концептуальные идеи в структуре Конституции РФ
В структуре Конституции РФ отражены концептуальные идеи и принципы, на которых она построена. Первая глава этого важнейшего документа называется «Основы конституционного строя», в ней утверждается демократический характер нашей страны.
Тот факт, что вторая глава Конституции РФ посвящена правам человека, показывает особое значение, которое придается в основном законе реализации и защите гражданских свобод. Это доказательство самоценности личности, а также свидетельство того, что конституционно-правовой статус человека не зависит от его отношения к государству.
Переход на парламентскую систему управления, определение статуса Президента России как главы государства, четкое следование принципу разделения властей – все это нашло свое отражение в структуре Конституции РФ. Имеющиеся главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, органах судебной власти располагаются в строгой последовательности, тем самым определяя степень значимости данных государственных институтов в системе гражданского общества .
В Конституции России закреплены основы федеративного устройства страны, определен статус субъектов РФ. В данном документе отражены основные принципы разграничения полномочий между органами центральной власти и административными структурами республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения. Положения Федеративного договора непосредственно установлены в тексте Конституции РФ.
Замечание 1
Действующая Конституция РФ не содержит главы о государственном плане социально-экономического развития России, что знаменует переход к рыночным отношениям, произошедший в конце 80-х годов ХХ века.
Второй раздел Конституции РФ носит организационно-правовой характер. Это нередкое явление в структурах основных законов многих стран.
Исторический аспект рассмотрения структуры Конституции РФ
Замечание 2
На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.
На структуре Конституции РФ сказался уровень формирования социально-правовых отношений в стране, а также степень развития юридической науки. Действующий основной закон нашего государства является более четким, компактным и последовательным с точки зрения расположения и последовательности глав, чем предыдущая Конституция РСФСР, принятая в 1978 году.
Статус союзной республики в составе СССР во многом определил структуру и содержание прежнего основного закона страны. Его положения практически полностью воспроизводили Конституцию СССР. Этот документ отличался юридическим несовершенством. Нормы и положения группировались в нем без должной логической связи и строгой систематизации.
Во время разработки проекта Конституции РФ 1993 года планировалось начать ее с утверждения прав и свобод человека и гражданина, тем более что в некоторых демократических странах именно аналогичные разделы открывают тексты основных законов. Подобный вариант предложили и некоторые российские ученые-юристы.
Однако разработчики Конституции РФ в итоге решили, что начинать текст основного закона страны с утверждения гражданских свобод было бы нелогичным, так как сначала необходимо определить конституционный строй и общие принципы организации общества, которые и являются главной опорой и условием соблюдения и защиты прав человека. Неотчуждаемые и естественные гражданские свободы, которыми могут воспользоваться все россияне, установлены уже во второй главе действующей Конституции РФ, что подтверждает признание человека и его интересов высшей ценностью нашего государства.
По мнению большинства ученых-юристов, структура принятого в 1993 году основного закона страны является логически выверенной, четкой и последовательной.
Это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.
Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.
В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.
Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 15) этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.
Закрепление в Конституции (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.
Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.
Действующая Конституция РФ по своей структуре приближен к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенных в первом разделе и состоящих из 9 глав, а также « Заключительных и переходных положений», является вторым разделом.
В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.
Первая глава «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.
Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.
Глава 1 «Основы конституционного строя» – отражение качественного изменения характеристики строя.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.
Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.
Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.
Конституция РФ содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику Российского общества.
Закрепляя важные общественные отношения и основополагающие устои общества, конституция служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.
При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Стабильность и долговечность конституции как Основного закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:
1. В силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям.
2. Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности.
Конституция 1993 года представляет собой нормативно- правовой акт, закрепляющий и определяющий основные права и свободы человека и гражданина. Основы общественного и конституционного строя РФ, национально- государственное устройство и административно- территориальное деление страны, систему государственной власти и местное самоуправление.
Важнейшие принципы Конституции РФ:
Демократизм, суверенитет, федерализм, гуманизм, принципы разделения властей и другие принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.
Конституция – особый нормативно-правовой акт, существенно отличающийся по своей природе, сущности, юридическим свойствами.
Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта – народа соответствующего государства. В частности, в Конституции Российской Федерации провозглашено: « Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенной общей судьбой на своей земле, утверждаю права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся исторически государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправие и самоопределение народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешнем и будущим поколения, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Аналогичные положения есть и в конституциях других государств. Так, в Конституции США говорится: « Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более Совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и принимаем Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Германии говорится: «Сознавая свою ответственность перед богом и людьми, воодушевленный желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон». Еще лаконичнее Конституция Испании: «Я, Дон Хуан Карлос I,Король Испании, объявляю всем, кто увидит и поймет настоящий документ, знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил настоящую Конституцию».
Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным характером. Исключительно Конституция учреждает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами в государстве принимается текущее законодательство и осуществляется правовое регулирование.
Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:
· закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;
· определяет принципы организации государственной власти, т.е. систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;
· устанавливает территориальное устройство государства;
· регулирует экономическую и социальную деятельность государства.
Конституция – не только нормативно-правовой, и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Конституция имеет особые юридические свойства:
· верховенство основного закона (ч.2 ст.4).Обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные конституции;
· высшая юридическая сила (ст.15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, полежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию;
· прямое действие (ст.15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свободы, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должно соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.
· Ядро правовой системы, база для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие конституционных положений. В частности, ч.2 ст.5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство;
· стабильность: предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл.9).
· особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции – одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ – особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции нормативных актов; конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст.125).
Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение Конституции, но и то, что государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.
Конституционный строй не сводится к факту существования Конституции, а становится реальным, если основой закон, т.е. Конституция, соблюдается, а сама конституция – демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй – это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одну из целей – создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений. Такое общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека.
Как отрасль национальной правовой системы конституционное право представлено совокупностью правовых норм, которые определяют (регулируют):
а) основы конституционного строя;
б) правовое положение человека и гражданина;
в) государственное устройство (территориальную организацию государства);
г) систему, порядок формирования, принцип организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения. Как часть правовой системы конституционное право закрепляет (учреждает) систему конституционных ценностей и обеспечивает их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основным являются.
Ключевые слова: система, структура, Конституции, России, РФ
Выделяютдва вида системы (структуры) Конституции :внешняя ивнутренняя.
Внутренняя система – это совокупность норм и институтов, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой единством логического изложения нормативного материала. Нормы Конституции складываются в институты. Выделяют следующиевиды институтов:
1. Основы конституционного строя (Гл.1)
2. Основы правового статуса человека и гражданина (Гл.2)
3. Фед. устройство (Гл.3)
4. Система Высших органов гос. власти (Гл.4-7)
5. Основы местного самоуправления (Гл.8)
6. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (Гл.9)
7. Заключительные и переходные положения (Раздел 2).
Внешняя и внутренняя структура Конституции соотносятся какформа и содержание.
Подструктурой конституции (внешней) понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежитсходство предмета регулирования , т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов:учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.
Структура конституции в России на разных этапах ее развитияне была постоянной . В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказалфакт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.
Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).
Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.
При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.
Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже вст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит изпреамбулы и двух разделов .Раздел первый содержит собственно Конституцию и включаетдевять глав . Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".
Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.
В структуре действующей Конституции России отражаются теконцептуальные идеи , на которых она основана:
1)первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);
2) зафиксированпереход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);
3) перечень глав об органах государственной властиоткрывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;
4) последовательно и четко проведенпринцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган государственной власти);
5) закрепленыновые начала федеративного устройства , определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);
6)отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);
7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показываетсамоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность").
Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.
Раздел второй Конституции"Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появилсявпервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.
В разделе втором Конституции РФ закрепляютсяположения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.
Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет.