Дайте определение экологии как науки. Экология — это наука
Сообщество растений и животных, взаимодействуя с тем местом, в котором существует, то есть с образует экосистему. Эти взаимоотношения биолог Э.Геккель из Германии еще в 1866 году назвал экологией. Слово имеет греческое происхождение и переводится как «убежище, дом».
Однако экология как наука наиболее активно начала развиваться только в первой половине 20 века. Изучает она условия, в которых существуют живые организмы, а также взаимосвязь последних со средой обитания. Также она исследует популяции растений и животных и биоценозы - животно-растительные сообщества.
Экология как наука занимается накоплением фактов, их изучением, анализом и объяснением закономерностей и связей, которые существуют в природе. Данные знания незаменимы для понимания тех изменений, которые происходят вокруг в результате деятельности человека. Также они помогают решать вопросы сохранения природы. Выяснилось, что незнание определенных закономерностей и законов может привести к нарушению экологической цепи и другим необратимым процессам на планете.
Каждый вид и условия, в которых он обитает (пища, место размножения, ареал проживания и др.), имеют ряд общих характеристик и составляют экологическую нишу. Даже мельчайший живой организм занимает свое место в биосфере планеты. Замечено, что даже два близких вида, проживающих вместе, со временем приобретут такие приспособления, которые разведут их в разные места обитания. Таким образом, абиотические и биотические ресурсы экосистемы используются наиболее полно.
Есть мнение, что всегда присутствует в природе в виде пустого пространства, которое в любой момент можно занять или оставить. На самом деле она появляется и исчезает одновременно с приобретением каким-то видом новых адаптаций. Это значит, что она не существует вне вида. Как нет в природе абсолютно одинаковых видов, так и нет одинаковых экологических ниш. Все они отличаются друг от друга каким-то приспособлением.
Изучение взаимоотношений между средой жизнедеятельности и живыми организмами невозможно без привлечения методов физики, геологии, химии, экономики, географии. Таким образом проявляется взаимосвязь экологии с другими науками.
Интерес к проблемам загрязнения водоемов, воздуха и уничтожения растений и животных возрос, когда выяснилось, что человеческая деятельность распространилась на процессы в природе в масштабах всей Земле. Значительно расширились исследования в этой области. Экология как наука поставила перед собой задачу создания таких способов эксплуатации которые были бы наиболее рациональными и щадящими. Также она стала заниматься прогнозированием изменений природы под влиянием деятельности человека и разработкой методов регулирования процессами, происходящими в биосфере.
Современная экология как наука неразрывно связана с медициной. На это повлияли все ускоряющиеся темпы изменения окружающей среды, которые привели и продолжают приводить к возникновению различных заболеваний.
Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.
С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – .
Глобальные экологические проблемы
Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.
На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:
- — изменение климата;
- — истощение запасов пресной воды;
- — сокращение популяций и исчезновение видов и ;
- — истощение полезных ископаемых;
Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.
Предмет изучения экологии
На данный момент существует несколько разделов экологии:
- — общая экология;
- — биоэкология;
У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир.
Значение экологии для каждого человека
Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.
Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.
Экология:Происхождение,определение,объекты,предметы,цел и задачи
Происхождение:
Определение: Экология - это наука изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой
Объекты: экосисистема
Предметы: предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой
Цель: изучение законов функционирования экологических систем всех уровней и биосфер в целом
Задачи:
1. исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенными воздействиями,влияния на природную среду и биосферу
2. создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов
3. управление процессами протекающими в среде
4. сохранение сферы обитания человека
5. регулирование численности популяций
6. восстановление нарушенных природных систем
7. сохранение заповедных участков биосферы
8. создание устойчивого развития общества
История развития экологии как науки
Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos - дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos - слово, учение) в отношении научного знания.
Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «...познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны существования живых организмов: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, о домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты...»
К концу XIX в. термином «экология» начали пользоваться многие биологи, причем не только в Германии, но и в других странах. В 1868 г. в России под редакцией И.И. Мечникова вышел в конспективном изложении труд Э. Геккеля «Общая морфология», где впервые было упомянуто слово «экология» на русском языке.
Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) - основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Если Геккеля можно считать праотцом новой науки, интуитивно предвосхитившим всю значимость и глобальность экологии, то Дарвин заложил ее биологический фундамент - основание, на котором строилось экологическое знание. Вначале оно имело практической целью регулирование численности экономически важных видов животных и изменение естественных сообществ (биоценозов) в выгодном для человека направлении.
В 1859 г. Дарвин публикует книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», которая совершила подлинный переворот в биологии.
Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом (1825-1908) понятия о биоценозе. Он сформулировал его в книге «Устрицы и устричное хозяйство», где описал комплексы донных животных, образующих гак называемые устричные банки. Такие комплексы Мёбиус назвал биоценозами, имея в виду объединения живых организмов, которые соответствуют по составу, числу видов и особей средним условиям среды и в которых организмы связаны взаимной зависимостью и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах.
Заслуга Мёбиуса в том, что он сумел раскрыть многие закономерности формирования и развития естественных природных сообществ (биоценозов). Тем самым были заложены основы важного направления в экологии - биоценологии.
Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в наши дни получил название системного подхода. Этот подход ориентирует исследователя на раскрытие целостных свойств объектов и механизмов, их обеспечивающих, на выявление многообразных связей в биологической системе и разработку эффективной стратегии ее изучения. В современной науке системная парадигма (господствующая теоретическая концепция, система взглядов) доминирует, а в экологии системный подход к рассмотрению объектов живой природы является основным.
Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г.
В процессе детального исследования окружающей среды возник особый раздел экологии - аутоэкология (от греч. autos - сам) - экология отдельных видов, организмов, изучающая их взаимоотношения с окружающей средой. Аутоэкология имеет большое прикладное значение, особенно в области биологических методов борьбы с вредителями растений, исследований переносчиков болезней и их профилактики.
Однако каждый отдельный вид даже при его изучении во взаимосвязи с другими видами, оказывающими на него непосредственное влияние, является всего-навсего мельчайшей частичкой среди тысяч таких же видов растений, животных и микроорганизмов, которые обитают в той же зоне. Осознание этого факта привело к появлению в середине 20-х гг. XX в. синэкологии (от греч. sin - вместе), или биоценологии, исследующей взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой. На III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 г. синэкология официально оформилась в качестве составной части экологии.
Постепенно ученые-экологи перешли от стадии описательной к стадии осмысления собранных фактов. Интенсивное развитие получила экспериментальная и теоретическая экология. Именно на 20-40-е гг. XX в. приходится расцвет теоретической экологии. Были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ, предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий, проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей. Установлены математические законы, описывающие динамику популяций взаимодействующих групп особей.
В тот же период появились первые основополагающие экологические концепции, такие как «пирамида чисел», в соответствии с которой численность особей снижается от растений (в основе пирамиды) до травоядных животных и хищников (на ее вершине); «цепь питания»; «пирамида биомасс».
С самого начала экологи пытались осознать предмет своей деятельности как целостную дисциплину, призванную свести множество разнообразных фактов в стройную систему, вскрыть достаточно общие закономерности, а главное - объяснить и по возможности составить прогноз тех или иных природных явлений. На данном этапе развития экологии остро ощущалась нехватка базовой единицы изучения.
Такой единицей стала экологическая система, или экосистема. Термин «экосистема» был предложен английским экологом А. Тенсли в 1935 г. Ее можно определить как ограниченное во времени и пространстве единство, природный комплекс, образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосферой, либо биокосной - почвой, водоемом и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии. Экосистема - одно из основных понятий экологии, применимое к объектам разной сложности и размеров.
Примером экосистемы может служит пруд с обитающими в нем растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, донными отложениями, с характерными для него изменениями температуры, количества растворенного в воде кислорода, состава воды и т.п. Экосистемой является лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его птицами, травоядными и хищными млекопитающими, с характерным для него распределением температуры и влажности воздуха, света, почвенных вод и других факторов среды, с присущим ему обменом веществ и энергии. Гниющий пень с живущими на нем и в нем организмами и условиями обитания тоже можно рассматривать как экосистему.
Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863-1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере. Биосфера - это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему.
Появление и развитие учения о биосфере стало новой вехой в естествознании, изучении взаимодействия и взаимоотношений между косной и живой природой, между человеком и окружающей средой.
В 1926 г. В.И. Вернадский опубликовал труд «Биосфера», который ознаменовал рождение новой науки о природе и связи с ней человека. В этой книге биосфера впервые показана как единая динамическая система, населенная и управляемая жизнью, живым веществом планеты. В работах но биосфере ученый утверждал, что живое вещество во взаимодействии с косным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биологических циклах.
В.И. Вернадский установил, что химическое состояние наружной коры нашей планеты всецело находится под влиянием жизни и определяется живыми организмами, с деятельностью которых связан планетарный процесс - миграция химических элементов в биосфере.
В дальнейшем ученый приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека, от которой зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие - ноосфера, т.е. «мыслящая оболочка», сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, ставится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
Взаимосвязи в живой природе, с которыми приходится сталкиваться ученым, чрезвычайно широки и многообразны. Поэтому в идеале эколог должен обладать поистине энциклопедическими знаниями, сконцентрированными во многих научных и общественных дисциплинах. Для успешного решения реальных экологических задач необходима совместная междисциплинарная работа исследовательских групп, каждая из которых представляет различные отрасли науки. Именно поэтому во второй половине XX в. в экологии сложились экологические школы ботаников, зоологов, геоботаников, гидробиологов, почвоведов и др.
Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos - наука. В буквальном смысле экология - это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считает, что экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.
В трудах ученых античного мира - Гераклита (530-470 гг. до н. э.), Гиппократа (460-370 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др. - были сделаны дальнейшие обобщения экологических фактов.
Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития науки - накопление фактического материала и первый опыт его систематизации. Теофраст Эрезийский (372-287 гг. до н. э.) описал влияние почвы и климата на структуру растений, наблюдаемое им на огромных пространствах Древнего Средиземноморья. В работах философа впервые было предложено разделить покрытосеменные растения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. К этому периоду относится знаменитая «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.).
В Средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли Бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения. Большинство же сведений имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав (Разес, 850- 923 гг.; Авиценна, 980-1037 гг.), культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далеких стран (Марко Поло, XIII в., Афанасий Никитин, XV в.).
Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, 1193-1280 гг.). В своих книгах о растениях он придает большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет «солнечному теплу», рассматривая причины «зимнего сна» у растений, размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.
Крупными сводами средневековых знаний о живой природе являлись многотомное «Зеркало природы» Венсенаде Бове (XIII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), ходившие в списках на Руси, «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна Сиенского (начало XIV в.).
Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики - А. Цезальпин (1519-1603), Д. Рей (1623-1705), Ж. Турнефор (1656- 1708) и др. утверждали о зависимости растений от условий произрастания или возделывания, от мест их обитания и т. д. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных. Известный английский химик Р. Бойль (1627- 1691) первым осуществил экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
В XVII в. Ф. Реди экспериментально доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных.
В XVII-XVIII вв. в работах, посвященных отдельным группам живых организмов, экологические сведения зачастую составляли значительную часть, например в трудах А. Реомюра о жизни насекомых (1734), Л. Трамбле о гидрах и мшанках (1744), а также в описаниях натуралистами путешествий. Антон ван Левенгук, более известный как один из первых микроскопистов, был пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов. По сочинениям английского ученого Р. Брэдли видно, что он имел четкое представление о биологической продуктивности. На основании путешествий по неизведанным краям
России в XVIII в. С. П. Крашенинниковым, И. И. Лепехиным, П. С. Палласом и другими русскими географами и натуралистами указывалось на взаимосвязанные изменения климата, животного и растительного мира в различных частях обширной страны. В своем капитальном труде «Зоография» П. С. Паллас описал образ жизни 151 вида млекопитающих и 425 видов птиц, биологические явления: миграцию, спячку, взаимоотношения родственных видов и т. д. П. С. Палласа, по определению Б. Е. Райкова (1947), можно считать «одним из основателей экологии животных». О влиянии среды на организм высказывался М. В. Ломоносов. В трактате «О слоях земных» (1763) он писал: «...напрасно многие думают, что все, как мы видим, сначала создано творцом...» Изменения в неживой природе Ломоносов рассматривал как непосредственную причину изменений растительного и животного мира. По останкам вымерших форм (моллюски и насекомые) он судил об условиях их существования в прошлом.
Влиянию среды на организм много внимания уделял ученый-агроном А. Г. Болотов (1738-1833). На основании наблюдений он разрабатывает приемы воздействия на молодые растения яблони, определяет роль минеральных солей в жизни растений, создает одну из первых классификаций местообитаний, затрагивает вопросы взаимоотношений между организмами.
Во второй половине XVIII в. проблема внешних условий нашла отражение в работах французского естествоиспытателя Ж.-Л.Л.Бюффона(1707-1788). Он считал возможным «перерождение» видов и полагал основными причинами превращения одного вида в другой влияние таких внешних факторов, как «температура, климат, качество пищи и гнет одомашнивания».
В его титаническом труде «Естественная история» четко просматривается материалистический взгляд на неразрывность материи и движения. «Материя без движения никогда не существовала, - пишет он, - движение, следовательно, столь же старо, как и материя». Бюффон отрицает божественное происхождение Земли. Из «Естественной истории» взошли ростки эволюционизма Ж.-Б. Ламарка, выросло эволюционное учение Ч. Дарвина. Создание эволюционной концепции развития природы - главное теоретическое достижение Ж.-Б. Ламарка (1744-1829). В «Философии зоологии» (1809) он дает эволюционное обоснование «лестницы существ». Ж.-Б. Ламарк считал влияние «внешних обстоятельств» одной из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.
По мере развития зоологии и ботаники происходило накопление фактов экологического содержания, свидетельствующих, что к концу XVIII в. у естествоиспытателей начали складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению явлений природы, а также об изменениях организмов в зависимости от окружающих условий и о многообразии форм. Вместе с тем как таковых экологических идей еще нет, начала лишь складываться экологическая точка зрения на изучаемые явления природы.
Второй этап развития науки связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе. Появление в начале XIX в. биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769- 1859), опубликовавшего в 1807 г. работу «Идеи о географии растений», где на основе своих многолетних наблюдений в Центральной и Южной Америке он показал значение климатических условий, особенно температурного фактора, для распределения растений. В сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, т. е. одинаковый внешний облик. По распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, и среди них - книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера(1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных.
В 1832 г. О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «эпиррелогия», изучающей влияние на растения внешних условий и воздействие растений на окружающую среду или, говоря современным языком экологии, среду, где существуют растения, которую стали понимать как совокупность действующих на них условий (экологических факторов). Число таких факторов по мере расширения и углубления исследований по экологии растений возрастало, а оценка значимости отдельных факторов изменялась. О. Декандоль писал: «Растения не выбирают условия среды, они их выдерживают или умирают. Каждый вид, живущий в определенной местности, при известных условиях представляет как бы физиологический опыт, демонстрирующий нам способ воздействия теплоты, света, влажности и столь разнообразных модификаций этих факторов».
Русский ученый Э. А. Эверсман рассматривал организмы в тесном единстве с окружающей средой. В работе «Естественная история Оренбургского края» (1840) он четко делит факторы среды на абиотические и биотические, приводит примеры борьбы и конкуренции между организмами, между особями одного и разных видов.
Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано другим русским ученым К. Ф. Рулье (1814-1858). Он считал необходимостью развитие особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. Рулье подчеркивал, что в зоологии наряду с классификацией отдельных органов нужно производить «разбор явлений образа жизни». Здесь следует различать явления жизни особи, т. е. выбор и запасание пищи, выбор и постройка жилища и т. д., а также «явления жизни общей»: взаимоотношения родителей и потомства, законы количественного размножения животных, отношения животных к растениям, почве, к физиологическим условиям среды. Вместе с этим следует изучать периодические явления в жизни животных - линьку, спячку, сезонные перемещения и др. Следовательно, Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных - «зообиологии», оставил ряд трудов типичного экологического содержания, таких, как типизация общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных. Научные работы Рулье оказали значительное влияние на направление и характер исследований его учеников, последователей - Н. А. Северцова (1827-1885), А. Н. Бекетова (1825- 1902). Так, Н. А. Северцов в книге «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона. Таким образом, ученые начала XIX в. анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Однако разрешение этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе эволюционного учения Ч. Дарвина(1809-1882). Он по праву является одним из пионеров экологии. В книге «Происхождение видов» (1859) им показано, что «борьба за существование» в природе приводит к естественному отбору, т. е. является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») - большая самостоятельная область исследований.
Победа эволюционного учения в биологии открыла, таким образом, третий этап в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. В этот период завершилось отделение экологии от других наук. Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX в. благодаря учению Ч. Дарвина превратилась в науку об адаптациях организмов.
Однако сам термин «экология» для новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 г. Он дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения растений и животных, контактирующих друг с другом». Э. Геккель (1834-1910) относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, интересующимся всеми сторонами жизни биологических организмов. Термин «экология» в дальнейшем получил всеобщее признание. Во второй половине XIX в. содержанием экологии являлось главным образом изучение образа жизни животных и растений, их адаптивности к климатическим условиям: температуре, световому режиму, влажности и т. д. В этой области был сделан ряд важных обобщений, исследований. Датский ботаник Е. Варминг в книге «Ойкологическая география растений» (1895) излагает основы экологии растений, четко формулирует ее задачи. Изложив основные положения экологии отдельных растений и растительных сообществ, он создал стройную систему фитоэкологических взглядов и с полным основанием может быть назван отцом экологии.
А. Н. Бекетов в научной работе «География растений» (1896) впервые сформулировал понятие биологического комплекса как суммы внешних условий, установил связь особенностей анатомического и морфологического строения растений с их географическим распространением, указал на значение физиологических исследований в экологии. Им же были детально разработаны вопросы межвидового и внутривидового взаимоотношений организмов. Д. Аллен (1877) нашел ряд общих закономерностей в изменении пропорций тела и его выступающих частей, в окраске североамериканских млекопитающих и птиц в связи с географическими изменениями климата.
В конце 70-х гг. XIX в. параллельно с данными исследованиями возникло новое направление. Немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г. на основе изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Биоценозы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что всякое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего. Его труд «Устрицы и устричное хозяйство» положил начало биоценологическим исследованиям в природе.
Изучение сообществ в дальнейшем обогатилось методами учета количественных соотношений организмов. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную область ботанической экологии. Значительная роль здесь принадлежит русским ученым С. И. Коржинскому и И. К. Пачоскому, назвавших новую науку «фито-социологией», переименованную позднее в «фитоценологию», а затем в геоботанику. К этому же периоду относится деятельность знаменитого русского ученого В. В. Докучаева (1846-1903). Докучаев в своем труде «Учение о зонах природы» писал, что ранее изучались отдельные тела, явления и стихии - вода, земля, но не их соотношения, не та генетическая вековечная и всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром. Учение Докучаева о природных зонах имело исключительное значение для развития экологии. В целом его работы легли в основу геоботанических исследований, положили начало учению о ландшафтах, дали толчок широким исследованиям взаимоотношений растительности и почвы. Идея Докучаева о необходимости изучения закономерностей жизни природных комплексов получила дальнейшее развитие в книге видного лесовода Г. Ф. Морозова «Учение о лесе», в учении В. Н. Сукачева о биогеоценозах.
В начале XX в. оформились экологические школы гидробиологов, фитоценологов, ботаников и зоологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки.
В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей и экологию сообществ. По предложению швейцарского ботаника К. Шретера экология особей была названа аутэкологией (от греч. autos - сам и «экология»), а экология сообществ - синэкологией (от греческой приставки syn-, обозначающей «вместе»). Такое деление вскоре было принято и в зоо-экологии. Появились первые экологические сводки: руководство к изучению экологии животных Ч. Адамса (1913), книга В. Шелфорда о сообществах наземных животных (1913), С. А. Зернова по гидробиологии (1913) и др.
В 1913-1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы. Экологию начали преподавать в ряде университетов. В экологии получило развитие количественное рассмотрение изучаемых явлений и процессов, связанных с именами А. Лотки (1925), В. Вольтерры (1926).
Авторитетнейший ученый России начала XX в., ботаник И. П. Бородин, выступая в 1910 г. на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей с докладом «Об охране участков растительности, интересных с ботанико-географической точки зрения», страстно призывал своих коллег охранять природу и выполнять тем самым «наш нравственный долг», сравнивая это дело с охраной исторических памятников. Бородин особенно интересовался уникальными природными объектами. Любой памятник природы, неважно - большой или маленький, представляет собой, по его мнению, национальное сокровище. «Это такие же уники, как картины, например, Рафаэля - уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности». Г. А. Кожевников (1917) утверждал, что к числу факторов, усугубляющих разрушительные последствия войны и революции, относятся вопиющая отсталость, бескультурье, отсутствие развитой технологии и какого-либо гражданского долга. Кожевников сформулировал три этапа становления отношения человека к природе. Россия, по его мнению, находится на стадии, переходной от первого - первобытного, хищнического - этапа ко второму, ориентированному на рост и развитие. При отсутствии даже войны и социальных потрясений мощные структурные факторы должны были бы препятствовать быстрому переходу к третьему этапу, ориентированному на охрану природы. Кожевников, основываясь на данном утверждении, выступал за рационализацию и модернизацию экономики и ее социальной структуры.
На четвертом этапе развития истории экологии после разносторонних исследований к 30-м гг. XX в. определились основные теоретические представления в области биоценологии: о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности саморегуляции этих систем. Углублялись исследования типов взаимосвязей организмов, лежащих в основе существования биоценозов. Проблему взаимодействия живых организмов с неживой природой подробно разработал В. И. Вернадский в 1926г., подготовив условия для понятия единого целого биологических организмов с физической средой их обитания.
Большой вклад в фитоценологические исследования внесли в России В. Н. Сукачев, Б. Н. Келлер, В. В. Алехин, А. Г. Раменский, А. П. Шенников, за рубежом - Ф. Клементс в США, К. Раункиер в Дании, Г. Дю Рие в Швеции, И. Браун-Бланк в Швейцарии. Были созданы разнообразные системы классификации растительности на основе морфологических (физиологических), эколого-морфологических, динамических и других особенностей сообществ, разработаны представления об экологических индикаторах, изучены структура, продуктивность, динамические связи фитоценозов.
Продолжая традиции К. А. Тимирязева, в разработку физиологических основ экологии растений много ценного внес Н. А. Максимов.
В 30-40-х гг. XX в. появились новые сводки по экологии животных, где излагались теоретические проблемы общей экологии: К. Фридерикса(1930), Ф. Боденгеймера (1935) и др.
В развитие общей экологии значительный вклад внес Д. Н. Кашкаров (1878-1941). Ему принадлежат такие книги, как «Среда и общество», «Жизнь пустыни». Он является автором первого учебника в нашей стране по основам экологии животных (1938). По инициативе Кашкарова регулярно издавался сборник «Вопросы экологии и биоценологии». В этот период оформилась новая область экологической науки - популяционная экология. Английский ученый Ч. Элтон в книге «Экология животных» (1927) переключает внимание с отдельного организма на популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно. На этом уровне выявляются свои особенности экологических адаптации и регуляций. На развитие популяционной экологии в нашей стране оказали влияние С. А. Северцов, Е. Н. Синская, И. Г. Серебряков, М. С. Гиляров, Н. П. Наумов, Г. А. Викторова, Т. А. Работнова, А. А. Уранова, С. С. Шварц и др. Е. Н. Синская (1948) провела исследования по выяснению экологического и географического полиморфизма видов растений. И. Г. Серебряковым была создана новая, более глубокая классификация жизненных форм. М. С. Гиляров (1949) выдвинул предположение, что почва послужила переходной средой в завоевании членистоногими суши. Исследования С. С. Шварца эволюционной экологии позвоночных животных привели к возникновению палеоэкологии, задачей которой является восстановление картины образа жизни вымерших форм.
В начале 40-х гг. XX в. в экологии возникает новый подход к исследованиям природных экосистем. Г. Гаузе (1934) провозгласил свой знаменитый принцип конкурентного исключения, указав на важность трофических связей как основного пути для потоков энергии через природные сообщества, что явилось весомым вкладом в появление концепции экосистемы. Английский ученый А. Тенсли в 1935 г. в работе «Правильное и неправильное использование концепций и терминов в экологии растений» ввел в экологию термин «экологическая система». Основное достижение А. Тенсли заключается в успешной попытке интегрировать биоценоз с биотопом на уровне новой функциональной единицы - экосистемы. В 1942 г. В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал представление о биогеоценозе. Здесь нашла отражение идея единства совокупности организмов с абиотическим окружением, закономерностях, лежащих в основе всего сообщества и окружающей неорганической среды - круговороте вещества и превращениях энергии. Начались работы по точному определению продуктивности водных сообществ (Г. Г. Винберг, 1936). В 1942 г. американский ученый Р. Линдеман изложил основные методы расчета энергетического баланса экологических систем. С этого периода стали принципиально возможными расчеты и прогнозирование предельной продуктивности популяции и биоценозов в конкретных условиях среды. Развитие экосистемного анализа привело к возрождению на новой экологической основе учения о биосфере, принадлежащего крупнейшему ученому В. И. Вернадскому, который в своих идеях намного опередил современную ему науку. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса вещества и энергии.
В 50-90 гг. XX в. вопросам экологии посвящены работы видных отечественных и зарубежных исследователей: Р. Дажо (Основы экологии, 1975), Р. Риклефс (Основы общей экологии, 1979), Ю. Одум (Основы экологии, 1975; Экология, 1986), М. И. Будыко (Глобальная экология, 1977), Г. А. Новиков (Основы общей экологии и охраны природы, 1979), Ф. Рамад (Основы прикладной экологии, 1981), В. Тишлер (Сельскохозяйственная экология, 1971), С. Г. Спурр, Б. В. Барнес (Лесная экология, 1984), В. А. Радкевич (Экология, 1983,1997), Ю. А. Израэль (Экология и контроль природной среды, 1984), В. А. Ковда (Биогеохимия почвенного покрова, 1985), Дж. М. Андерсон (Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек, 1985), Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов (Экология, 1988,1996), Н. Ф. Реймерс (Природопользование, 1990; Экология, 1994), Г. Л. Тышкевич (Экология и агрономия, 1991), Н. М. Чернова, А. М. Былова (Экология, 1988), Т. А. Акимова, В. В. Хаскин (Основы экоразвития, 1994; Экология, 1998), В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов (Экология, здоровье и природопользование в России, 1995), Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина (Экология, 1996), К. М. Петров (Общая экология, 1996), А. С. Степаневских (Общая экология, 1996,2000; Экология, 1997; Охрана окружающей среды, 1998,2000) и др.
Н. Ф. Реймерс (1931-1993), доктор биологических наук, видный российский ученый, внес значительный вклад в изучение взаимоотношений человека и природы, социально-экономических аспектов экологии и природы. Автор книг: Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы (М.: Знание, 1980); Природопользование: Словарь-справочник (М.: Мысль, 1990); Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы (М.: Россия молодая, 1994) и др.
Н. Н. Моисеев (1917-2000), доктор физико-математических наук, академик, известней как ученый с мировым именем. Основные направления его научной деятельности в области экологии и природопользования: методы оптимизации природопользования; математические модели динамики биосферы; методологические вопросы взаимоотношения биосферы и общества; модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий.
Анализируя историю экологии как науки, нельзя не заметить, что развитие экологии задержалось минимум на пять-десять лет по сравнению с такими дисциплинами, как эмбриология и генетика. Перечислим некоторые причины отставания экологии.
Недооценка потребности открыть законы, применяемые ко всему живому, т.е. экология находится здесь во многих случаях на аналитической стадии. Изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой не может идти без учета огромного разнообразия животного и растительного мира, и если общие законы существуют, то в ряде случаев их еще предстоит открыть.
Степень развития научных знаний, которая вынуждала ученых к изучению изолированных естественных явлений, как если бы они были независимы и не связаны друг с другом. Французский ученый О. Конт в своих трудах проводил мысль о жестких барьерах между науками. Для некоторых ученых такой подход стал привычным. Он вынуждал их рассматривать предметы и явления вне существующих между ними взаимосвязей, тогда как взаимодействие - первая особенность при рассмотрении научных фактов в совокупности. Эти искусственные барьеры рушатся в XX в. с появлением новых отраслей знания, сформировавшихся на основе слияния отдельных наук - физики и химии, химии и биологии.
Рождение и развитие экологии - науки, обязанной своим появлением на свет разнообразным дисциплинам и имеющей свои собственные методы, - относится к этому же периоду. В настоящее время в экологии просматривается все большая тенденция к превращению ее в науку, в которой для охвата всех сторон изучаемого предмета работа ведется группами ученых.
Отсутствие реальных перспектив ее развития вплоть до 30-х гг. XX в. Казалось, что эта наука в отличие, например, от медицины, успеху которой способствовали лабораторные исследования, ограничивалась теоретическими изысканиями. В XIX - начале XX в., а иногда и сейчас, непосредственное перенесение на природу методов, выработанных в лабораторных условиях, часто приводило к непредвиденным, катастрофическим последствиям. Эта ошибочная практика постепенно заставила обратить внимание на экологию, привела к учету человеком в своей деятельности экологических законов.
В конце XX в. происходит «экологизация» науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и воздействует на нее отрицательно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
Предыдущая |
Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии
(Печатается с сокращениями)
Часть 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Введение. Экология как наука
1. Экология – это:
а) наука
о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой;
в) природа;
г) охрана и рациональное природопользование.
(Ответ: б. )
а) Ч.Дарвин;
б) А.Тенсли;
в) Э.Геккель;
г) К.Линней.
(Ответ: в. )
3. Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными:
а) «В нашем районе плохая экология»;
б) «Экология в наших местах испорчена»;
в) «Экологию необходимо охранять»;
г) «Экология – основа природопользования»;
д) «Экология – здоровье людей»;
е) «Экология у нас стала хуже»;
ж) «Экология – это наука».
(Ответ: г и ж. )
Глава 1. Организм и среда.
Потенциальные возможности размножения
организмов
1.
Расположите названные виды
деревьев в порядке возрастания числа семян,
производимых ими за год: дуб черешчатый, береза
повислая, кокосовая пальма. Как изменяется в
выстроенном вами ряду деревьев размер семян
(плодов)?
(Ответ:
кокосовая пальма --> дуб черешчатый
--> береза повислая. Чем крупнее семена, тем
меньше их производит дерево за единицу времени.)
2.
Расположите названные виды
животных в порядке увеличения их плодовитости:
шимпанзе, свинья, обыкновенная щука, озерная
лягушка. Объясните, почему самки одних видов
приносят за один раз 1–2 детеныша, а других –
несколько сотен тысяч.
(Ответ
: шимпанзе --> свинья --> озерная
лягушка --> обыкновенная щука. У видов, самки
которых приносят относительно меньше потомков
за один раз, наблюдается более выраженная забота
о потомстве и меньшая смертность потомства.)
4*. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?
а) одни сутки;
б) двое суток;
в) один час;
г) полчаса.
(Ответ: г. )
5*.
Постройте график роста
численности домовых мышей в течение 8 месяцев в
одном амбаре. Исходная численность составляла
две особи (самец и самка). Известно, что в
благоприятных условиях пара мышей приносит 6
мышат каждые 2 месяца. Через два месяца после
рождения мышата становятся половозрелыми и сами
приступают к размножению. Отношение самцов и
самок в потомстве 1:1.
(Ответ:
если по оси X отложить время в месяцах,
а по оси Y – число особей, то координаты {x, y} и т.д.
последовательно расположенных точек на графике
будут: {0, 2}, {1, 8}, {2, 14}, {3, 38}, {4, 80}.)
6*. Прочитайте приведенные ниже описания особенностей размножения некоторых видов рыб примерно одинакового размера. На основе этих данных сделайте заключение о плодовитости каждого вида и сопоставьте названия видов с числом откладываемых рыбами икринок: 10 000 000, 500 000, 3 000, 300, 20, 10. Почему в выстроенном вами ряду видов рыб наблюдается падение плодовитости?
Дальневосточный лосось кета
откладывает относительно крупную икру в
специально вырытую ямку на дне реки и засыпает ее
галькой. Оплодотворение у этих рыб наружное.
Треска
откладывает мелкую, плавающую в
толще воды, икру. Такая икра называется
пелагической. Оплодотворение у трески наружное.
Африканские тиляпии
(из окунеобразных)
собирают отложенную и оплодотворенную икру в
ротовую полость, в которой вынашивают ее до
вылупления молоди. Рыбы в это время не питаются.
Оплодотворение у тиляпий наружное.
У мелких кошачьих акул
оплодотворение
внутреннее, они откладывают крупные яйца,
покрытые роговой капсулой и богатые желтком.
Акулы маскируют их в укромных местах и некоторое
время охраняют.
У катранов
, или колючих акул
, живущих
в Черном море, также внутреннее оплодотворение,
но их зародыши развиваются не в воде, а в половых
путях самок. Развитие происходит за счет
питательных запасов яйца. У катранов рождаются
зрелые, способные к самостоятельной жизни
детеныши.
Обыкновенная щука
откладывает мелкую
икру на водные растения. Оплодотворение у щук
наружное.
(Ответ: 10 000 000 – треска, 500 000 – обыкновенная щука, 3 000 – кета, 300 – тиляпия, 20 – кошачья акула, 10 – катран. Плодовитость вида зависит от показателя смертности особей, составляющих этот вид. Чем смертность выше, тем, как правило, выше и плодовитость. У тех видов, которые мало заботятся о выживаемости своих потомков, смертность довольно большая. И в качестве ее компенсации увеличивается плодовитость. Повышение степени заботы о потомстве приводит к относительному снижению плодовитости вида.)
7*. Почему человек из птиц
преимущественно разводит лишь представителей
отряда курообразных и гусеобразных? Известно,
что по качеству мяса, скорости роста, размерам,
степени привыкания к человеку им не уступают ни
дрофы, ни стрепеты, ни кулики, ни голуби.
(Ответ:
у представителей курообразных и в
меньшей степени гусеобразных очень высокая
плодовитость. В среднем в кладке представителей
куриных птиц 10–12, а у некоторых видов (перепела)
– и до 20 яиц. В кладке разных видов гусеобразных в
среднем 6–8 яиц. В то же время у голубей и дроф в
кладке не более 2, а у куликов – не более 4 яиц.)
8*. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?
(Ответ: в этом «повинны» факторы-ограничители. Их действие перекрывает способности вида восстанавливать и увеличивать свою численность. Человек своей деятельностью благоприятствует усилению разнообразных факторов–ограничителей, которые снижают численность вида.)
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
а) оптимальное значение фактора
наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм,
наиболее важен тот, значение которого больше
всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм,
наиболее важен тот, значение которого меньше
всего отклоняется от оптимального.
(Ответ: б. )
3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.
1. Для растений в океане на глубине 6000 м:
вода, температура, углекислый газ, соленость
воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет,
вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу:
температура, пища, кислород, влажность воздуха,
свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура,
свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура;
свет; кислород; влажность воздуха; высота
снежного покрова.
(Ответ: 1 – свет; 2 – вода; 3 – пища; 4 – соленость воды; 5 – высота снежного покрова.)
4. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле:
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) гелий;
г) ионы калия;
д) газообразный азот.
(Ответ: г. )
5*. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора?
(Ответ: полностью никогда, частично может.)
Основные пути приспособления организмов к среде
1. Три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:
а) осенние перелеты птиц с северных
мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку бурых медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при
температуре минус 40 оС;
г) переход бактерий в состояние спор при
понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и
остывание его к утру до 35 оС;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100
оС, при этом его внутренняя температура остается
прежней – 36,6 оС;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще
снега?
(Ответ: избегание – а, з; подчинение– б, г, д; сопротивление – в, е, ж.)
2.
Чем отличаются теплокровные
(гомойотермные) организмы от холоднокровных
(пойкилотермных)?
(Ответ:
теплокровные организмы отличаются от
холодно–кровных тем, что имеют высокую (как
правило, выше 34 оС) и постоянную (колеблющуюся
обычно в пределах одного-двух градусов)
температуру тела.)
3. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:
а) окунь
речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.
(Ответ: в, е. )
4.
В чем преимущество гомойотермии
над пойкилотермией?
(Ответ:
постоянная внутренняя температура
тела позволяет животным не зависеть от
температуры окружающей среды; создает условия
для протекания всех биохимических реакций в
клетках; позволяет осуществлять биохимические
реакции с высокой скоростью, что повышает
активность организмов.)
5.
В чем недостатки гомойотермии по
сравнению с пойкилотермией?
(Ответ:
гомойотермные животные в сравнении с
пойкилотермными имеют большие потребности в
пище и воде.)
6.
Температура тела песца остается
постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры
окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С.
Перечислите приспособления, которые помогают
песцу удерживать постоянную температуру тела.
(Ответ:
шерстный покров, подкожный жир,
испарение воды с поверхности языка (для
охлаждении организма), расширение и сужение
просветов кожных сосудов – физическая
терморегуляция. Поведение, которое помогает
менять температурные условия окружающей среды,
– поведенческая терморегуляция. Развитая
регуляция клеточных химических реакций,
вырабатывающих тепло, которая происходит по
команде из специального теплового центра в
промежуточном мозге, – химическая
терморегуляция.)
7.
Можно ли бактерий, постоянно
обитающих в горячих источниках гейзеров при
температуре 70 оС и не способных выжить, если
температура их клеток изменится всего на
несколько градусов, назвать теплокровными
организмами?
(Ответ:
нельзя, так как теплокровные животные
поддерживают постоянно высокую внутреннюю
температуру благодаря внутреннему теплу,
вырабатываемому самим организмом. Обитающие в
горячих источниках бактерии используют внешнее
тепло, но так как их температура всегда высокая и
постоянная, их называют ложногомойотермными.)
8. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:
а) у клестов есть особые
приспособления, помогающие переносить низкие
температуры;
б) в это время много корма, которым питаются
взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до
прилета основных конкурентов – птиц из южных
районов.
(Ответ:
б. Основной корм клестов – семена
хвойных пород. Они созревают в конце зимы –
начале весны.)
9*.
Какие птицы несколько
десятилетий тому назад из средних и северных
широт улетали осенью на юг, а сейчас живут
круглый год в крупных городах. Объясните, с чем
это связано.
(Ответ:
грачи, утки-кряквы. Это связано с тем,
что возросло количество доступной пищи зимой:
увеличилось число помоек и свалок, появились
незамерзающие водоемы.)
10*.
Почему в холодных частях ареала
можно встретить темноокрашенных рептилий чаще,
чем в теплых? Например, обитающие за полярным
кругом гадюки преимущественно меланисты
(черные), а на юге – светлоокрашенные.
(Ответ:
черный цвет в большей степени, чем
какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные
рептилии быстрее нагреваются.)
11.
При летнем похолодании стрижи
бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда
на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение
и способны в таком состоянии, без пищи,
находиться несколько дней. При потеплении
родители возвращаются. Объясните, чем вызваны
откочевки.
(Ответ:
при похолодании численность летающих
насекомых, которыми питаются стрижи, резко
уменьшается. Оцепенение птенцов стрижей – это
приспособление к жизни в северных странах, где
летнее похолодание наблюдается достаточно
часто.)
12*.
Почему птицы и млекопитающие
легче переносят низкую внешнюю температуру, чем
высокую?
(Ответ:
снизить потери тепла можно многими
способами, увеличить же теплоотдачу гораздо
труднее. Основной путь для этого – испарение
воды из организма. Однако в местах, где часто
наблюдается высокая (более 35 оС) температура
воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.)
13*.
Объясните, почему у поверхности
водоемов живут растения преимущественно зеленой
окраски, а на больших морских глубинах – красной.
(Ответ:
на глубину в несколько десятков и
сотен метров проникают только коротковолновые
лучи: синие и фиолетовые. Для их поглощения (с
последующей передачей энергии молекулам
хлорофилла) у водорослей имеется значительное
количество красных и желтых пигментов. Они
маскируют зеленый цвет хлорофилла, и растения
выглядят красными.)
Основные среды жизни
1. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:
а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.
2.
Назовите самое крупное животное,
которое когда-либо существовало (и существует
ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в
других средах обитания возникнуть и
существовать такие крупные животные не могут?
(Ответ:
синий кит. В водной среде
выталкивающая (архимедова) сила позволяет
значительно компенсировать силу тяготения.)
3.
Объясните, почему в давние
времена воины определяли приближение вражеской
конницы, приложив ухо к земле.
(Ответ:
проводимость звука в плотной среде
(почва, земля) выше, чем в воздушной.)
4.
Ученые-ихтиологи сталкиваются с
серьезными проблемами при сохранении
глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу
корабля, они в буквальном смысле слова
взрываются. Объясните, почему это происходит.
(Ответ:
на больших океанских глубинах
создается колоссальное давление. Чтобы не быть
раздавленными, организмы, живущие в этих
условиях, должны иметь такое же давление внутри
своего организма. При быстром поднятии на
поверхность океана они оказываются
«раздавленными изнутри».
)
5.
Объясните, почему глубоководные
рыбы имеют либо редуцированные, либо
гипертрофированные (увеличенные) глаза.
(Ответ:
на большие глубины проникает очень
мало света. В этих условиях зрительный
анализатор должен быть либо очень
чувствительным, либо он становится ненужным –
тогда зрение компенсируется за счет других
органов чувств: обоняния, осязания и др.)
6.
Если смешать воду, песок,
неорганические и органические удобрения, будет
ли эта смесь почвой?
(Ответ:
нет, т.к. почва должна иметь
определенную структуру и в ее состав должны
входить живые существа.)
7. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.
(Ответ: не грозит, слабые, агрессивна, имеют, не имеют, не имеют, не имеют, большое.)
8*.
В каких средах обитания животные
имеют наиболее простое строение органа слуха
(сравнивать необходимо близкородственные группы
животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих
средах животные плохо слышат?
(Ответ:
в почве и воде. Это связано с тем, что
проводимость звука в этих плотных средах
наилучшая. Факт простой организации органов
слуха этих животных не доказывает того, что они
плохо слышат. Лучшее распространение звуковой
волны в плотной среде способно компенсировать
низкую организацию органов слуха.)
9.
Объясните, почему
постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины)
имеют гораздо более мощные теплоизоляционные
покровы (подкожный жир), чем наземные звери,
обитающие в суровых и холодных условиях. Для
сравнения: температура соленой воды не
опускается ниже –1,3 °С, а на поверхности суши она
может падать до –70 °С.)
(Ответ:
вода обладает значительно более
высокой теплопроводностью и теплоемкостью, чем
воздух. Теплый предмет в воде будет намного
быстрее остывать (отдавать тепло), чем на
воздухе.)
10*.
Весной многие люди жгут
пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это
тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи,
напротив, утверждают, что это делать нельзя.
Почему?
(Ответ:
мнение о том, что после пала новая
трава растет лучше, вызвано тем, что молодые
проростки кажутся более дружными и зелеными на
черном фоне пепелища, чем среди пожухлой травы.
Однако это не более чем иллюзия. На самом деле во
время пала многие побеги молодых растений
обугливаются и их рост замедляется. В огне гибнут
миллионы насекомых и других беспозвоночных,
обитающих в подстилке и травянистом ярусе,
уничтожаются кладки птиц, гнездящихся на земле. В
норме органические вещества, составляющие
пожухлую траву, разлагаются и постепенно
переходят в почву. Во время пожара они сгорают и
превращаются в газы, поступающие в атмосферу. Все
это нарушает круговорот элементов в данной
экосистеме, ее естественный баланс. Кроме того,
сжигание прошлогодней травы регулярно приводит
к пожарам: горят леса, деревянные постройки,
столбы линий энергоснабжения и связи.)
Продолжение следует
*Задания повышенной сложности, имеющие познавательный и проблемный характер.