Что такое причащение в церкви? Что это за обряд? Причастие – это благодатное приобщение души к вечной жизни.
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.
Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.
Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).
Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.
Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.
- Тема нашей передачи "Святое Причащение".
Скажите, пожалуйста, чем является по своей сути Причастие?
Можно говорить о Причастии как процессе и как Таинстве, которое носит название Таинства Евхаристии. Само Причащение - литургический и богословский процесс, за которым верующие люди причащаются Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Наша тема посвящена именно этому Таинству и тому, как оно применимо к жизненному опыту и ситуации в Церкви, когда к нему прибегают люди, страдающие болезнями, немощами. Наша сегодняшняя тема предполагает разговор именно в таком контексте.
- Как следует причащаться больным людям: чаще или, наоборот, реже?
- "Чаще" или "реже" - это понятия условные и, с точки зрения богословия, в корне неверные. Мы являемся православными христианами, а значит, имеем в нашем жизненном и церковном опыте определенные правила и нормы, которые прописаны Правилами святых апостолов, Правилами Соборов, святоотеческими рекомендациями. Причем, святые отцы должны иметь определенный статус церковных учителей. Святых много, но одних мы слушаем, используем их богословское мнение, к другими прислушиваемся, читаем их частное богословское мнение, которое не является обязательным к исполнению для всей церковной полноты.
Такие святые, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - это учителя Церкви, мнение которых очень важно и необходимо для всей полноты Церкви. Их правила и постановления побуждают всех православных христиан: и клириков, и мирян к их исполнению.
Вопрос "чаще" или "реже" причащаться неправилен, потому что мы должны знать, как нам советуют это делать церковные правила, которые передают нам святые отцы.
Святитель Василий Великий свидетельствует о том, в какие дни Евхаристия совершалась в Кесарии Каппадокийской: "Мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, то есть в воскресение, в среду, пятницу и субботу, а также и другие дни, когда бывает память какого-либо святого. Таким образом, в IV веке Литургия в Каппадокии совершалась как минимум четыре раза в неделю.
Во II веке Игнатий Богоносец говорит: "Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога". Собираться для Евхаристии - значит, причащаться, так как во времена Игнатия Богоносца причащались все православные христиане, находившиеся на богослужении. Литургия переводится как "общественное богослужение". Все христиане приходили, пели гимны, вместе молились, вместе отвечали на возгласы священника, просят и благодарят Господа, и, в конце концов, причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
В IV веке Кирилл Иерусалимский, мнение которого для всей полноты Православия очень весомо, увещевал свою паству: "От Причастия сами себя не отлучайте".
Мы должны прибегать к опыту и других отцов. Например, преподобный Нил в IV веке говорит: "Воздерживайся от всего тленного, и каждый день причащайся Божественной вечери, то есть принимай Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим".
Конечно, речь не идет о ежедневном причащении, но мы должны выбирать важное для нашей души. Каждый православный христианин может причащаться каждое воскресение. За неделю подготовиться: помолиться, вспомнить свои грехи, очиститься от них в Таинстве исповеди. Священник выслушает, примет пастырское решение и благословит, чтобы человек подошел к Чаше и приобщился. Конечно, есть такие грехи, которые не могут сочетаться с приобщением Тела и Крови, на таких людей накладывается епитимья, то есть определенное молитвенное правило. Это не отлучение, но своего рода "таблетка" для кающегося грешника, чтобы он осознал свой грех, подумал над ним, совершил определенный молитвенный подвиг, что, в конце концов, привело бы его к осознанию греха. За это время он бы преобразился и достойно подошел к Святым Таинствам.
- Не может ли частое причащение вызвать такой эффект, как "привыкание к святыне"?
Наши люди часто любят оправдывать свое невежество и неуважение к Святым Таинствам. Если святые отцы, которые имеют мистический опыт тайнозрения, который они достигли святым жизненным поведением и непрестанной молитвой, рекомендуют: воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся Тайной Вечери, ибо таким образом Тело Христово бывает наше, то думаю, здесь нет и намека на то, чтобы нам, православным христианам, внушить, что это якобы охладит наше рвение или умалит достоинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
В IV веке также сложилось представление, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался Кирилл Иерусалимский, святой отец с большим богословским авторитетом и общецерковное признание во всей полноте Православной Церкви, который говорил: из-за скверных грехов не лишайте себя сих священных и духовных Таин.
Человек, который не хочет работать над собой, живет эмоциями, различными движениями души и тела, и которому Святое Причастие будет мешать вести греховный образ жизни, то для него слова о недостоинстве - хорошая отговорка. Абсурд, когда человек не хочет работать над собой и считает Святое Таинство "таблеткой". Оно действительно является духовной таблеткой от греха, но не является таблеткой физической. Когда человек приобщается Тела и Крови, здесь начинает "работать" Святой Дух. Когда мы принимаем таблетку, то со временем дозу надо повышать, но, тем не менее, мы не перестаем их принимать.
Люди любострастные, живущие восхищениями, подготавливающие себя в течение какого-то длительного времени, часто имеют фарисейское установление. Он вычитал монашеское правило, тщательно оберегает себя от всех и вся, считая себя готовым, то есть достойным. Но такой человек как раз и недостоин Святых Таин, потому что их преподает нам Господь. Мы, священники, поставлены смотреть, может ли человек подойти к Тайнам. Например, мусульманин или баптист не может подойти к нашему православному Причастию, такой человек должен вступить в ряды православных христиан.
Также мы должны окормлять нашу духовную паству. Паства бывает разная, некоторые люди в течение года ходят по разным храмам города, причащаясь в них по храмовым праздникам. Плохо ли это? Нет, если он адекватен, подготовлен, то пусть делает так.
- Как правильно подготовиться к Причастию, чтобы оно не было в осуждение?
Прежде всего, правильная подготовка - это подготовка внутренняя. Необходимо само желание и необходимо понимание. Каждый православный христианин должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна, в VI главе, 53-58 стихах сказано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".
На Тайной Вечере Христос показал образ этого Таинства, как Первосвященник и Великий Архиерей Сам совершил Евхаристию: преломил хлеб, раздал вино, и нам заповедал делать так же, как Он.
В Евангелии от Иоанна, в III главе, 36-м стихе написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Евангелие от Матфея, XXVI глава, 26-28 стихи "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эти стихи в точности повторяются священником во время Литургии Верных.
В Послании апостола Иоанна, V главе, 12-ом стихе сказано: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни". Каждый православный человек должен знать посыл Господа нашего Иисуса Христа, который никто не отменял, и который невозможно отменить никаким постановлением.
Как каждый человек твердо знает, что для тела ему необходимо есть и пить, также он должен знать, что для своей души он нуждается в этом истинном питии и истинном ястии, как об этом говорит нам Сам Господь. Каждый человек должен знать и свои права, и свои обязанности.
- Что главное в подготовке к Причастию?
Главное - это знание этих слов Господа. Внутреннее освобождение от своих грехов, то есть их осмысливание, внутренний разбор: что я сделал, зачем, как я хочу измениться, буду ли это делать. Если я понимаю, что это плохо, и даю Богу слово, что больше не буду так делать и изменюсь. Я должен себя "переформатировать" в определенных понятиях. Рассказать обо всем этом священнику и получить от него пастырское наставление. Таким образом, человек является тем, кто может приобщиться.
Существует определенное молитвенное правило: это утренние, вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению. Если человек не может осилить это за один-два дня, можно разбить его на неделю. Сейчас пост, и мы живем в строгости, прежде всего, в гастрономическом плане поста, то человек может готовиться и причащаться в любой день. Если человек хочет причаститься в воскресение, и дни непостные, то человек должен знать, что он должен каждый день молиться, читать правило.
Если человек не знает церковнославянский язык, то может молиться на том языке, который понимает. Существуют и дореволюционные, и современные переводы. Но лучше всего, чтобы люди знали и постепенно привыкали к высоте церковнославянского языка. Можно смотреть и переводы непонятных мест. Главное, чтобы человек открыл свое сердце Богу.
Тем людям, которых я знаю, я всегда рекомендую читать утренние и вечерние молитвы, вычитывать правило, каноны: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, затем канон ко Причащению Святых Христовых Таин. Люди, которые любят помолиться особо, читают Акафист ко Причащению Святых Христовых Таин. Непосредственно в день причастия после утреннего правила они вычитывают молитвы ко Святому Причащению и идут в храм одухотворенные.
Для чего существует такое большое количество молитв? Во-первых, для того чтобы человек начал "форматировать" свое сознание. В них говорится одно и то же, но с разных позиций, с разных углов зрения, чтобы "переформатировать" с образа грешного человека на образ праведности. Человек живет в формате грешного мира и бытия, существует в определенных социальных группах, которые часто нецерковные, нерелигиозные и даже языческие, безбожные. Человек живет категориями этих групп.
Православные люди, прежде всего, должны отличаться от мира. Правда, их часто считают за дурачков, но мы никогда не будем ходить в клубы, говорить на темы, которые нарушают нашу нравственную, духовную позицию. Мы против этого, поскольку у нас иной формат мышления, восприятия информации: мы смотрим на мирские вещи под определенным углом зрения.
Для того чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, мы должны настроить свой формат мышления, восприятия, дать возможность Духу Святому поработать над нами, чтобы мы настроились на "одну волну" с Богом. Конечно, это выражение образное. Человек должен перенастроиться, отвлечься от своих материальных проблем или даже духовных, если он ходит к экстрасенсам, гадалкам. Человек должен отойти от всего этого, то есть изменить формат мышления. Это происходит, когда человек занимается богомыслием, молитвенным правилом, это определенный духовный труд, в результате которого происходит метанойя - перерождение.
Человек начинает жить духовными категориями, осознавать, что нуждается в Господе нашем Иисусе Христе. Он начинает находить в себе процесс, который говорит: я должен причаститься, чтобы Господь вошел в меня посредством Святых Таин, опалил терния моих прегрешений, сделал таким человеком, который мог бы воскреснуть в последний день. Возникает потребность в том, чтобы Господь нас узнал. Ведь не все люди попадут в Царство Небесное. Господь говорит нам, что не все говорящие "Господи! Господи!" войдут в Царствие Его, но те, кто будут достойными делателями. Мы готовим себя к этому последнему дню и должны знать, что наша душа должна питаться истинным хлебом и истинным питием - Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Без этого человек не спасется.
Пусть сейчас некоторые богословы говорят, что мы будем судимы по закону совести, но мы, православные священники, знаем, что не спасемся без Тела и Крови Христовой. Например, лютеране считают, что это символы тела и крови, но мы знаем, что никакого символизма здесь нет, но это истинные Тело и Кровь. У каждого священника, когда он берет в руки Тело, меняется сознание. К богословам, которые говорят, что это хлеб, в котором потом происходят какие-то невидимые изменения, мы относимся аккуратно и с любовью во Христе. Когда священник берет преложенное Тело, то уже здесь происходит претворение, когда одно стало другим. Истинно православные люди, которые православные не по газетным вывескам или выступлениям митрополитов или профессоров, но живут церковной жизнью, живущие больше духом, а не душой и плотью, знают, зачем они приходят в храм Божий и для чего причащаются.
- Есть ли послабления болящим людям при подготовке к Причастию?
Церковь ко всем относится с любовью, уважением и заботой. Люди, которые часто болеют, бывает, не могут прийти в храм Божий по немощи или по старости. Есть много болезней, которые делают это невозможным. Если такие люди живут церковной жизнью, то они молятся дома, совершают правило и приглашают священника. Естественно, что им делается послабление. Бывают заболевания, при которых врачами предписана определенная диета, и священник не вправе вмешиваться в лечение. Если больному необходимо получить определенное количество белка, съев мясо или рыбу, то священник не должен учить тому, что надо или не надо есть такому человеку. Надо делать упор на духовную составляющую: как человек помолился, что сделал полезного для своей души, как осмыслил свою жизнь с момента последней исповеди.
Если есть опасения смерти, такого человека стараются причастить быстрее. Даже рассматривалась такая ситуация: священник пришел в больницу причастить умирающего, а в этот момент родился ребенок, которому угрожает смерть, и которого надо срочно крестить "страха ради смертного". К кому в первую очередь должен пойти священник. Ответ: к умирающему, чтобы напутствовать его и причастить Святыми Тайнами. Покрестить ребенка может даже мирянин, а причастить только священник.
Можно сидя и лежа. Правило могут читать и родственники, и сестры милосердия. Но причащаться может человек, только находясь в сознании. Конечно же, он должен быть крещен, должен принести краткую исповедь, и над ним будет прочитана разрешительная молитва. Тогда он может причащаться. Нет запретов на частоту причащения. Больной в тяжелом состоянии, при условии, что он находится в сознании, может причащаться даже ежедневно. Если это невозможно, хотя бы раз в неделю.
Если говорить простым языком (который я не очень люблю), больному человеку надо причащаться часто. Надо давать работу Духу Святому. Бывает, что причастившись во время болезни, поправившийся человек приходит потом в церковь через год и больше. По церковным правилам такие люди даже не могли считаться членами Церкви Христовой. Мы живем во время церковной икономии, стараемся всех простить, увещать и сделать все, чтобы люди стали достойными прихожанами храма.
- Причастие лечит душу. Лечит ли оно тело? Имеет ли оно "медицинские" аспекты?
Опыт говорит о том, люди после тяжелых операций, травм, с тяжелыми заболеваниями, которые причащаются, лучше переносят лечение, быстрее восстанавливаются, улучшается качество медицинской помощи. Здесь налицо благодать и работа Духа Святого.
Давно замечено, что больные люди, которые исповедуется и причащаются, находясь в больнице, быстрее поправляются. Можно даже написать об этом научную работу, поскольку действительно существует большое число положительных наблюдений. Вероятность того, что такой человек поправится быстрее, гораздо больше.
Бывает, например, что у человека остеомиелит развился до такой степени, что гной сочится из раны, врачи собираются ампутировать руку или ногу. Но человек приходит к Богу, над ним совершают Таинства: соборуют, причащают, исповедуют - и он вдруг начинает поправляться. Лечение уже не помогало, готовили ампутацию - и вот человек, обретший веру, остается с сохраненной ногой. Есть очень много подобных наблюдений. Что бы ни говорили о психотерапии, мы понимаем, что это работа Духа Святого, и она делает свое дело.
Конечно, Причастие помогает и телу. Грех рождается сначала в мыслях, душе, а после начинает страдать и тело. Здесь обратный процесс: тело получает видимую часть Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Исцеляется дух и начинает исцелять и тело.
- При каких болезнях можно причащаться не натощак?
Существует довольно много таких заболеваний и предписаний врачей. Человек может принимать антибиотики, препараты, отвечающие за жизненные функции: свертываемость крови, сердечный ритм, сахар. При гормонозаместительной терапии бывает, что если человек не пример лекарства, у него возникнет сердечная аритмия, угрожающая жизни. Получается, что мы ставим таблетку выше Таинства. Такие вопросы человек должен решать со своим духовником и причащаться у него, чтобы священник знал. Если есть предписания врача больному человеку, то они не должны нарушаться священником.
Мы должны помнить историю Таинства Евхаристии. Как говорит митрополит Илларион Алфеев, сейчас произошла некая метаморфоза. В первые века христианства, так как люди собирались после работы, они сначала кушали, а затем преломляли хлеб и выпивали определенное количество вина в память Господа Иисуса Христа. После чего совершали Литургию, то есть она была окончанием братской трапезы. Со временем Литургия выкристаллизовалась в определенное Таинство Евхаристия.
В какой-то момент стало получаться так, что те, кто приходили раньше на братскую трапезу, съедали все, а последним доставались лишь крошки. Люди стали жаловаться апостолам, и тогда они приняли такое решение о Таинстве Евхаристии.
Почему надо приходить к Таинству Святого Причащение натощак? Во-первых, из-за величины Таинства, во-вторых, чтобы все были в равных условиях. Все болеть не могут, и не всем прописаны таблетки. Но для людей, которым прописано подобное регулярное и постоянное лечение, это не должно быть препятствием.
- Чем отличается говение от поста?
К сожалению, у нас эти слова стали синонимами, хотя это не так. Говение - это особенная молитвенная, духовная и душевная подготовка к посту, определенное делание. Пост - это более глубокое делание: и воздержание от пищи, и ограничение себя во всем, и пребывание в Духе и истине, постоянная работа над собой.
Такой пример. Если мы живем в миру и во время поста должны ехать в храм на Литургию в общественном транспорте, то мы должны "закрыть" наши глаза и уши, чтобы доехать без осуждения, различных искушений перед Причастием. Говение состоит в том, как если бы мы "закрыли" уши и смотрели глазами. То есть здесь полнота и важность попроще.
Человек хочет подготовиться к Таинству Святого Причащение в воскресение. Сейчас выходит много книг разных священников о том, как это надо делать. Пишут, что надо поститься три дня. Значит, человек должен поститься начиная с четверга. Но у нас есть постные дни на неделе: среда и пятница. Существуют апостольские постановления, запрещающие христианам поститься по средам и субботам. Субботний пост принят лишь во время сплошных постов и в специально обозначенные субботы. Когда человек постится в субботу, он уподобляется иудею или католику.
В дни подготовки ко Святому Причастию требуется как раз говение. Если это супружеская пара, то они воздерживаются от отношений, но вместе молятся, вместе идут в храм. Если кушаете и борщ, и котлеты, то в дни подготовки скушайте только борщ, а вместо котлет скушайте зелени. То есть, говение - это частичное ограничение, пост же - полное. Пищевые запреты не должны умалять подход к Святому Таинству. По словам Иоанна Златоуста, пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него.
Говение также подразумевает исповедание наших мыслей духовнику, поэтому мы должны знать, что, подходя к Таинству Святого Причастия, должны соблюдать и апостольские постановления как христианские нормы. Должны помнить, что цель говения в подготовке человека к Причастию.
- Целесообразно ли человеку брать на себя усиленный пост?
Часто подходят люди, которые хотят поблажить. Но хочу привести пример: целесообразно ли человеку, занимающемуся тяжелой атлетикой, взять сто килограмм сверх нормы - и поднять? Поднимешь - и надорвешься или станешь инвалидом. Так и здесь. Человек, который накладывает на себя подвиги, выше тех, которые рекомендует Церковь, может надорваться. Бес может так посмеяться над таким человеком, что он перестанет ходить в храм Божий, перестанет причащаться и молиться, а начнет насмехаться и кощунствовать.
Таких примеров много и в святоотеческом наследии, и в моем личном опыте: люди, которые хотят сделать что-то не ради спасения, а ради тщеславия, гордыни даже перед самими собой, очень часто надрываются. Они не дают работать в себе Духу Святому, считая, что смогут все сделать сами.
- Как определить меру в посте, чтобы и не перегрузить себя и не дать себе послабления?
Когда я служил в монастыре, то смотрел за людьми, приходящими из мира в монастырь. Люди, которые имеют Духа и действительно предрасположены к этому, будут ходить в храм каждый день, готовиться. Таких людей сразу видно. Как сразу видно и тех людей, которые блажат. У них сразу возникают какие-то проблемы: все время что-то мешает прийти в храм.
Христос сказал, что тот, кто берется за плуг и озирается назад, тот недостоин Царства Небесного. Очень часто люди хотят взяться за "плуг", но тут же озираются назад.
Если я не знаю человека, то никогда не даю благословения на особые подвиги. Если ты считаешь, что призван к сугубым подвигам, иди в монастырь, испытывай себя. Очень часто бывает, что пожив и поработав в монастыре, люди понимают, что не предназначены для этого, возвращаются в мир. Могут продолжать ходить в церковь, но бывает, что и перестают.
- Можно ли помочь людям, которые "озираются назад"?
Мы все время помогаем таким людям. Часто бывает, что приходя в церковь, человек думает, что в ней все святые. Враг рода человеческого отвращает человека от храма, внушая ему: "Ты такой грешник, иди в храм Божий там праведники!" Он приходит, а там бабушки злые, замечания делают, знакомые в храм ходят, а его обижают. Оказывается, что там все такие плохие, не святые, а подлецы и грешники. И человек решает: "Нет, в церковь я ходить не буду". Таким образом сатана сделал свое дело: отлучил человека от церкви, от Таинств. Такие люди могут погибнуть.
Мы говорим людям: "Когда вы приходите в храм, видите золотые купола, то видите лишь отражение и образ Царства Небесного. Насколько это красиво здесь, но в Царствии Небесном это будет во много-много раз лучше и краше. Здесь мы лишь стремимся к этому". Надо помнить слова Христа, Который сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. И должны помнить, что храм Божий - врачебница, и люди приходят сюда лечиться. Когда мы приходим в больницу, то не рассчитываем встретить там здоровых людей. Если бы это было так, зачем нам приходить туда?
Человек должен помнить, что, идя в храм Божий, он направляется во врачебницу для души: примириться с Богом, научиться молиться. Приходит, для того чтобы научиться жить правильной духовной жизнью. Если человек придет в больницу и скажет: "Там столько больных, я лечиться не буду!" Это же абсурд!
Когда я привожу подобные примеры, люди начинают понимать, что приходят в церковь для исцеления своей души с молитвой к Богу. В таком случае мы, как священники, выполняем свою маленькую работу: люди начинают открывать свои сердца Богу, примиряться с Ним посредством Таинств, общественной молитвы. Они начинают работать над собой. Вот в чем корень.
Священник тоже человек. Как врач может болеть и лечиться, так и священник может быть немощным. Поэтому не надо смотреть на батюшек: кто на какой машине ездит или с какими людьми общается. Каждый ответит за свое. Ты приходи в храм и получай, что тебе нужно. Когда ты приходишь в больницу, то хочешь, чтобы стало легче тебе, а не смотришь, как лечат другого. Смотри на себя: стало тебе легче. Получив благодать в храме, неси ее домой, чтобы не растерять ее и не погасить свечу в своей душе.
- Большое спасибо, отец Александр. Время передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.
Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.
Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православная Церковь основана Иисусом Христом и с тех пор хранит все, предначертанное им. А Сын Божий в своем Евангелии заповедал причастие в церкви. Он даже утверждал, что тот, кто не приобщается к этому Святому Таинству, не может наследовать его Царство. Только причастник может спастись и соединиться с Богом.
Учитывая, что для Евхаристии в церкви используются вино и хлеб, это требование кажется совершенно бессмысленным. Многие даже спрашивают: «Ну как может меня приблизить к Богу этот кусочек?».
Сомнения
Эти сомнения понятны, ведь мы наследники эпохи рационализма. А православная Церковь проповедует совсем другой подход к духовной жизни человека. Многие считают, что для того, чтобы быть хорошим христианином, следует совершать добрые поступки и не совершать дурных. Это несколько упрощенная схема, которая больше характерна для католичества. Православие же требует от своих последователей гораздо большего.
Это невозможно!!!
Православный человек, который живет духовной жизнью, относится к себе очень внимательно. Не только поступки, но и слова, и мысли могут быть греховны. Если человек в состоянии какое-то время удержаться от плохих поступков, то над своими мыслями он совершенно не властен. Любой смертный ошибается и оскальзывается практически ежечасно. Господь сказал, что даже единожды согрешивший не может наследовать Царствия Божия. Как же быть человеку, который искренне хочет стать лучше, спастись?
Это действительно невозможно
Если даже христианин приложит все свои усилия для самосовершенствования, он не достигнет требуемой высоты.
Кроме Бога и человека в мире есть ангелы. Это особые существа. Они очень умные, быстрые, практически волшебные, но все же ограничены временем и пространством. Причем не все духи - добрые и светлые. Есть огромное количество злых вестников, которые отпали от Бога и ведут борьбу с человеком с момента первого искушения. Падшие ангелы называются бесами (демонами, чертями). Предлагать человеку всякие гадости и грехи - вот их основная работа. Они обманывают людей, пытаются искусить их. Бесы могут общаться с человеком без его согласия, невербально, так, что человек и не подозревает, что это не его собственные мысли. Так как демоны гораздо умней человека, победить их собственными силами никто не может.
Опасные ошибки
Если человеку кажется, что все идет хорошо, то велика вероятность того, что у него развивается непомерная спесь. А так как «Бог гордым противится», дело спасения такого христианина в очень плачевном состоянии. Нельзя рассчитывать в этом вопросе на свои силы. Если бы спасение было возможно без вмешательства Сына Божия, Он бы и не пришел, не страдал, не умер и не заповедал бы людям причастие.
Причастие в церкви - единственная надежда
Хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову. Только вкушая Кровь и Тело Христово, соединяясь с Ним таким образом, человек может преодолеть все искушения и действительно сделать шаг вверх. Другого пути нет, а если бы он был, Сын Божий не стал бы воплощаться и отдавать свою жизнь на кресте.
Традиция таинства
Причастие в церкви - главное, что сохранили первые христиане. Причащались тогда все часто, почти каждый день. Теперь духовная жизнь редко бывает такой активной. Причастие в церкви требует специальной подготовки. Оно совершается в конце утреннего богослужения, которое называется Литургией. Причастие детей в церкви у православных также традиционно, тогда как католики и протестанты этого не делают. Православные с младенчества приобщают детей к Святым Таинствам. Если есть желание принять причастие в церкви, правила вычитываются обязательно, предварительно совершается исповедь. Подготовка к Евхаристии - отдельная тема, очень объемная.
Многие из нас ищут чудес и знамений, не подозревая о том, что величайшее в мире чудо совершается каждый день, и ощутить его на собственном опыте может любой желающий. Это чудо - важнейшее, центральное Таинство Церкви - Святое Причастие. Именно ради него строятся храмы, пишутся иконы и возносятся к Богу молитвы в церквях. Очистив душу исповедью, христиане причащаются, соединяясь в этом Таинстве с Господом, врачуя души и тела, укрепляя свои силы в духовной борьбе и получая великую благодать.
Исцеляющее Таинство
Эта история несколько л ет назад потрясла прихожан одного из подмосковных храмов. 34-летний Андрей Б. мучительно умирал, и врачи были уверены, что часы его земной жизни сочтены. В больницу к нему приехал священник из ближайшего храма. После причастия Святых Христовых Тайн больной неожиданно пошел на поправку…
Выздоровевший Андрей стал постоянным прихожанином этого храма. А через полгода бывший «смертник» приехал венчаться со своей молодой женой.
Не менее удивительный случай исцеления после принятия святых таинств поведал мой знакомый батюшка. У новорожденной Ирочки обнаружилось тяжелая болезнь, и врачи сказали убитым горем родителям: «Шансы на выздоровление - минимальные, сделаем все что можем, но обычно такие дети не выживают». Матери малышки удалось уговорить врачей разрешить крестить умирающую малышку малым чином. Крестивший ее в реанимации отец Александр несколько раз приезжал в больницу причащать младенца. И с каждым разом девочке становилось все лучше! Ира выжила, сейчас она - здоровый жизнерадостный 4-летний ребенок. Ее доселе неверующий отец крестился и стал христианином.
Подобного рода реальные случаи исцеления может вспомнить любой опытный священник. История Церкви знает великое множество чудес связанных с этим величайшим Таинством, освя щающим жизнь верующих.
Причащаясь, человек на духовном уровне принимает в себя Бога, укрепляется в добре и любви, и очищается от зла. Становится более чутким и мудрым, легче справляется со скорбями и дьявольскими искушениями, преследующими каждого из нас всю жизнь. И, конечно же, укрепляется в вере и обретает в душе мир и гармонию.
История Евхаристии
Святое Причастие или Евхаристию (по-гречески - «благодарение») заповедал Иисус Христос. Это Он создал Таинство соединения с Ним через хлеб и вино, которые преображаются в Тело и Кровь Господа. На Тайной Вечери он благословил и преломил хлеб, и подал его ученикам со словами: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов!» Затем подал чашу: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов!»
Но почему Спаситель выбрал именно такой способ принятия Святого Таинства соединения с Богом?
Ответ на вопрос можно получить, вспомнив историю. Обычай «вкушения бога» через ритуальную еду или питье с древнейших времен существовал у многих языческих народов. Отголоски одной из таких традиций - наш привычный русский блин на Масленицу, символизировавший когда-то изображение «бога солнца», которого нужно было испечь и съесть.
Христос воспользовался понятными людям образами и обычаями. Мы вкушаем освященные молитвами преображенные Свыше хлеб и вино - и уже не символически, а вполне реально Бог проникает в нас и соединяется с нами на духовном и физическом уровнях, благотворно влияя на душу и тело. Человеческий ум не способен всецело до конца понять и оценить глубину и величие этого действия Божия, превосходящего всякое мирское разумение.
Само слово «Причастие» указывает на присоединение к Целому, причастник становится частью единой Церкви и частью Бога. Христиане первых веков причащались на каждой церковной службе, порой почти каждый день. Сила их веры была такова, что они с легкостью и без колебаний шли на любые муки, дабы не предать Христа во времена гонений. Это были такие невероятные образцы подлинной святости, высочайшей нравственности и порядочности, что современным христианам о таких высотах можно только мечтать.
Со временем сила веры и благочестие людей ослабевало и вырождалось. Многие верующие перестали ощущать себя как единую Церковь, а живое общение и единение с Богом, по сути, превратилось для них в некие привычные религиозные обряды и ритуалы. Уже в XVI веке «нормой» для большинства христиан стало очень редкое причащение. Подмена глубокой полноценной духовной жизни поверхностной внешней религиозностью порождала «магическое» отношение к таинствам, срывы в тяжкие грехи и неоправданную жестокость, которой особенно славились средние века.
А как обстояло дело в России? Как водится в нашей стране, даже самое святое дело, попав в руки чиновничества, опошляется и искажается. Вот смотрите: во времена Петра I был издан указ - все государственные служащие обязаны ежегодно причащаться. Многие поняли его так: одного раза в год вполне достаточно! Да и Причастие, совершённое по обязанности, теряет смысл.
В 19 веке в церквях еще и справку выдавали, вроде квитанции техосмотра: настоящим подтверждается, что данный гражданин прошёл обряд Причащения за такой-то год. Это было своеобразным удостоверением благонадёжности. Именно эта нелепая обязаловка стала одной из основных причин отпадения большинства русских людей от Православия. Когда в 1905 году отменили обязательное причастие, то в церковь, по воспоминаниям митрополита Вениамина Федченкова, стало ходить всего 2-5 процентов военных и чиновников. И это вместо былых 90 процентов!
Лишь после того как с порочной практикой принуждения, принесшей массу ядовитых плодов, было покончено, отцы Церкви стали разъяснять людям истинную глубинную сущность христианства и святых таинств. Постепенно стало возрождаться добровольное частое причащение.
Современные духовники рекомендуют верующим приступать к великому Таинству Причастия регулярно и по возможности чаще. У кого есть желание и возможности - может причащаться еженедельно. Или хотя бы не реже, чем раз в 1-2 месяца.
Если современный христианин причащается очень редко - значит что-то не в порядке в его духовной жизни. Мирская суета заслоняет от него Небо.
Чудо преображения
Главная церковная служба - литургия традиционно проводится утром, и лишь в особые праздники (Пасха, Рождество, Крещение) она совершается ночью. Литургия включает в себя в себя все богатство Церкви - богословское, эстетическое и культурно-историческое.
Согласно канонам, для приготовления Святого Причастия берется качественное красное виноградное вино, самим своим видом напоминающее кровь. В Сербской и некоторых других Церквях используется сухое вино, а в России - кагор. При совершении Таинства цельное вино немного разводится горячей водою (её именуют «теплота»), потому что Сам Христос, по свидетельству Предания, по восточному обычаю употребил на Тайной Вечери разведенное водой вино. К тому же, соединение вина с водою имеет и символическое значение, напоминая, что во время крестных страданий Спасителя из его пронзенной копьем груди истекла кровь и вода.
Евхаристический хлеб готовится из квасного теста, для которого берется лучшая пшеничная мука без добавления соли и сахара, освященная вода и закваска (либо дрожжи). Из самой большой просфоры священник вырезает будущее Тело Христово. После возглашения «Святая святым» оно разделяется на части и погружается в чашу с вином - Кровью Христовой.
Во время литургии в момент кульминационных молитв происходит освящение Святых Даров. Хлеб и вино на духовно-мистическом уровне преображаются в Тело и Кровь Христовы. Многие святые отцы верили, что и на физическом уровне хлеб и вино становятся самой настоящей божественной плотью и кровью, однако, чтобы люди не смущались, по внешним и вкусовым признакам Святое Причастие продолжает казаться им хлебом и вином.
В финальной части церковной службы открываются Царские Врата иконостаса и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» священник выносит Чашу, и специальной ложечкой причащает людей.
Опасения некоторых маловеров, что через общую лжицу можно заразиться болезнями - надуманы и абсолютно несостоятельны. В Святом Причастии не способны выжить никакие болезнетворные микробы! Как показывает тысячелетняя практика, те, кто регулярно причащаются - гораздо менее уязвимы перед болезнями, чем те, кто избегает Причастия, и имеют на порядок больше шансов выжить даже во время самых страшных эпидемий.
Один из моих друзей, врач Николай Д. поделился наглядным примером: его пациентка О. постоянно простужалась и болела, и к тому же, страдала припадками, которые никак не удавалось излечить. После того как по совету верующего доктора она стала регулярно ходить в храм, исповедаться и причащаться - припадки прошли, и заметно улучшился иммунитет её организма. Ныне О. болеет редко - не чаще, чем любой нормальный здоровый человек.
Чтобы ни капли святыни не испортилось, по окончании службы священник или помогающий ему дьякон допивает и доедает все, что осталось в чаше, а этого бывает немало- в среднем, объём сосуда для причащения - от одного до несколько литров!
И вот, что интересно. Многие священники и дьяконы искренне верят, что никакого алкоголя в преображённом вине уже не содержится, и после службы спокойно садятся за руль. Не раз подобным батюшкам доводилось попадать на строгих сотрудников автоинспекции и «дышать в трубку». Что удивительно, приборы не показывали наличие в крови у потребивших евхаристическое вино священников алкоголя! Если, конечно, они потом не запивали Причастие обычным вином.
Мой знакомый уральский священник отец Петр на дух не переносит алкоголь. Стоит ему выпить хотя бы бокал вина - ему становится плохо. Но чашу с остатками Святого Причастия он спокойно вкушает, и ощущает после этого в душе только дивное умиротворение и благодать.
Знаю я и священников, которые в прошлом, до прихода в Церковь, были алкоголиками, и навсегда завязали с пагубной страстью. Даже стакан вина мог бы спровоцировать их на срыв. Однако, они спокойно вкушают Святое Причастие, веря, что это именно Тело и Кровь Христовы, и никоим образом это не приводит их к возвращению к былой страсти, а наоборот, только укрепляет их волю и дух.
Однако, не могу умолчать и о тех батюшках, которые считают, что алкоголь в чаше со Святыми Дарами всё же присутствует. Некоторые из них признавались мне, что, потребляя после службы натощак чашу с Причастием, они ощущали явное лёгкое опьянение. Один из них, опасаясь срывов в пьянство, даже был вынужден специально нанять в свой маленький храм дьякона - чтобы именно он доедал и допивал всё, что осталось в чаше после Евхаристии.
Но как так получается, что одних священников потреблённое в большом количестве Причастие пьянит, а других нет? Думается, что по-своему правы и те, и другие. Надо полагать, что их примеры - наглядное подтверждение евангельской истины - «по вере вашей - да будет вам!». Ведь искренняя сильная вера и особый духовный самонастрой способны творить настоящие чудеса…
После преображения хлеба и вина в таинстве Евхаристии в Тело и Кровь, они навсегда сохраняют новое естество. В каждой церкви в освященных сосудах сохраняются запасные Святые Дары. Ими священники причащают тех, кто не может явиться в храм - больных, умирающих, заключенных и т.д.
Настоящие христиане стараются чаще причащаться. Соединяясь с Богом, они обретают высший смысл жизни. Многие святые называли Причастие лекарством бессмертия, помогающим преодолеть приземленную грешную человеческую природу и обрести Вечную Жизнь
Расплата за кощунства
В конце XIX - начале XX века в России случались спровоцированные «принудительным православием» кощунственные выходки безбожников.Будущий революционер - Бухарин, учась в гимназии, не раз приносил за щекой Святое Причастие, выплевывая его на парту и глумливо заявлял одноклассникам: «Вот смотрите, это никакое не Тело Господне, это хлеб обыкновенный. Если бы это было Тело Божие, меня бы Господь покарал».
Вот никогда не надо так бахвалиться. Наказание было отсрочено на десятилетия, но конец Бухарина был ужасен. Превращенный в сталинских застенках в забитую дрожащую тварь, он умолял сохранить ему жизнь и оговаривал себя и своих родных и друзей. Подобная же незавидная участь постигла и большинство прочих кощунников, одних раньше, других позже.
Иногда расплата за надругательство над святыней приходит довольно быстро. Знакомый послушник рассказывал мне о судьбе пятерки юных сатанистов, один из которых, зайдя в большой храм, обманным путем причастился и тут же сбежал, вынеся за щекой Причастие. После этого пятеро дружков устроили кощунственный ритуал поругания святыни, описывать который не стану по этическим соображениям.
Следующей ночью похититель Святых Даров попал под машину и погиб. Другой сатанист, подсевший на наркотики, вскоре умер от передозировки. Третий - удавился, не справившись с жутким приступом похмельной тоски. Оставшиеся двое попали в тюрьму за продажу наркотиков. Один из них погиб на «зоне», другой - пришел на исповедь в тюремный храм и покаялся. Отбыв срок, он ушел в монастырь, где теперь трудится смиренным послушником, вымаливающим у Бога прощение и мечтающим стать монахом.
Когда Кровь и Плоть становятся видимыми
История знает и удивительные случаи полного преображения святыни, превращавшейся в настоящие Тело и Кровь на видимом, осязаемом уровне.
В 1194 году жительница города Аугсбурга, не проглотив Святое Причастие, принесла его домой, завернув в платок. Святыня была положена и заперта ею в ящичке для реликвий. Несколько лет спустя, она покаялась в содеянном священнику и отдала ему ковчежец. Открыв его в храме, священники с изумлением нашли в нем высохший кусочек человеческой плоти!
Средневековые иудеи-радикалы не раз предпринимали попытки надругаться над христианскими Святыми Дарами. В 1213 году во Франции иудей Аарон купил святыню у своей служанки-христианки и бросил ее в денежную кружку с серебряными монетами. Заглянув в кружку на следующий день, он с ужасом увидел там кусочек окровавленного мяса. Он очень испугался, покаялся во всем священнику и обратился в Христианство. А в 1591 году в Праге иудей Левек украл в костеле Святые Дары и продал их своим товарищам. Издеваясь над святыней, они говорили: «Ежели ты действительно Бог - то покажи твою мощь!» Неожиданно из Причастия выделились капельки крови. Тотчас же, разразилась сильнейшая гроза и в дом кощунников ударила молния, спалившая его дотла. После этого все виновники святотатства раскаялись и крестились.
А самое знаменитое видимое чудо преображения произошло в VIII веке при вполне мирных обстоятельствах в итальянском городе Ланчано. Священника из церкви Сан Легонций глодали сомнения: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина?! Во время совершения Таинства случилось чудо: евхаристический хлеб вдруг превратился в плоть, а вино - в настоящую кровь! Священник исповедал перед братией свои сомнения, разрешенные таким невероятным образом. С тех пор в Ланчано в специальном ковчеге поныне хранятся материализовавшиеся во время Евхаристии Плоть и Кровь.
В период с 1970 по 1981 годы ученые неоднократно исследовали это чудо. Тело оказалось не имеющим каких-либо следов консервации фрагментом человеческого сердца, содержащим в себе миокард, эндокард, левый желудочек и блуждающий нерв. Невероятным образом сохранившаяся за 12 веков без искусственной защиты и консервантов Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Она свернулась в пять затвердевших шариков, каждый из которых в отдельности весит столько же, сколько… все пять вместе! Этот парадокс, противоречащий элементарным законам физики, ученые не могут объяснить до сих пор. Мало того, согласно выводам ученых, Кровь может быть приведена в жидкое состояние и использована для переливания, поскольку она обладает всеми свойствами свежей крови. А еще у ланчанской святыни - единая группа: АБ - точно такая же, как на Туринской Плащанице, в которую после распятия был завернут Спаситель.
Подготовка и причащение
Несколько лет назад моя приятельница Аня по совету друзей пришла причащаться в храм, по сути толком не понимая, зачем ей это нужно. Она заранее не готовилась, но знала, что это «полезно» и надеялась получить от сего таинства некую «магическую помощь». Все это выяснилось на исповеди, на которой девушка вместо покаяния сообщила, что в целом она дама положительная, и каяться ей особо не в чем. Разумеется, до Причастия ее батюшка не допустил, предложив пообщаться после службы и подарив книжку о сути православных таинств. Но Аня была дамой гордой и ушла, не дожидаясь конца службы, а книжку забросила на дальнюю полку и читать не стала.
Лишь спустя несколько лет, изрядно намаявшись и наломав немало дров, пережив развод, смерть близких и тяжелую болезнь, она вдруг поняла, что была тогда не права, и снова пришла в храм, достойно исповедалась, причастилась и начала новую жизнь - во Христе…
Причаститься может каждый желающий крещеный человек, но для этого нужно духовно и физически потрудиться. Лишь детям до 7 лет можно приступать к сему Таинству без поста и исповеди. Взрослым желательно три дня соблюдать умеренность во всем, воздерживаться от продуктов животного происхождения и от плотских отношений. Если человек причащается раз в год, а то и реже, и в обычной жизни не соблюдает постов - пост перед Причастием увеличивается до 5-7 дней. Тем же, кто причащается еженедельно, достаточен и 1-2-дневный пост. В Светлую Пасхальную неделю поститься и вовсе не нужно. С утра перед причащением нужно (если позволяет здоровье) ничего не есть и не пить.
Очень важна внутренняя подготовка к Таинству. Нужно постараться примириться со всеми и всех простить, и изгнать из себя скверные помыслы, чтобы принимать святыню с чистой доброй душой. И если есть возможность - создать у себя умиротворенный настрой, ожидая причащения как великой радости общения и соединения с Христом.
В любом молитвослове есть Три канона (Иисусу Христу, Богородице и Ангелу-Хранителю), а также Последование ко Святому Причащению. Все эти молитвы желательно вычитать накануне. Посетив вечернюю службу, на следующее утро человек приходит на Литургию и молится со всеми, исповедуется и причащается, если батюшка на исповеди благословил.
Могут быть не допущены к Святому Причастию те, чье покаяние - не искренне и формально, и те, кто не собираются в дальнейшем решительно порвать со смертными грехами. Например, если любитель блудной жизни планирует и дальше предаваться любимым греховным «забавам», или, скажем, вор и грабитель не хочет завязывать со своей криминальной профессией.
Первыми обычно причащают маленьких детей, потом - мужчин, затем - женщин. Подходить следует по очереди, не толпясь, и не пытаясь опередить друг друга. Причастившись, православные подходят к специальному столику с запивкой. Принято запивать Причастие святой водой, морсом или разведенным вином, и заедать кусочком просфоры -чтобы вся до капли и до крошки святыня была потреблена.
Причащаясь от единой Чаши, христиане соединяются не только с Богом, но и друг с другом, ощущая себя единой дружной семьей. Обычно после причащения душа наполняется умиротворением и духовной радостью. Поблагодарив за это Господа благодарственными молитвами, надо постараться сохранить добрый настрой в своей душе как можно дольше, и жить с чистой совестью, неся окружающим мир и любовь. Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Установление таинства причащения
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.
Реальность таинства
Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).
Необходимость причащения для православных христиан
Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .
Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.
Евхаристия и жертва Христова
Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.
Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.
Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.
Чудо святого причащения
Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .
Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .
Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.
Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .
Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).
Происхождение литургии
Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».
Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).
Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.
Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.
Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.
Литургия святителя Иоанна Златоуста
Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.
Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».
Литургия святителя Василия Великого
По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».
Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.
Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)
Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.
В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.
Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.
Что такое причастиеСвятое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.
Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.
Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:
- Соблюдают пост физический и духовный.
Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления нескромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
- Молятся дома утром и вечером.
Молитвословы содержат специальное правило для подготовки к причащению: покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, они читаются в течение нескольких дней. Канон Последования ко Святому Причащению читается отдельно накануне Причастия. Также следует читать утренние и вечерние молитвы.
- Читают духовную литературу
, Евангелие.
- Посещают богослужения
, в том числе вечернее, накануне Причастия и Божественную Литургию, непосредственно перед или после которой (в разных храмах по-разному) происходит обряд причащения.
- Исповедаются перед Литургией.
Нужно узнать, когда батюшка принимает исповедь именно в вашем храме. Предварительно подумайте, в чем будете каяться, осмыслите свою жизнь и поступки. Чтобы в волнующий момент не забыть свои грехи, их можно записать на бумагу и прочесть священнику с листа. Вы обязательно почувствуете, что чистосердечная исповедь не только позволяет причаститься, но и делает вас чище, внутренне легче и свободнее. Если вам предстоит исповедаться впервые в жизни, то достаточно будет осознать свои проступки, искренне сожалеть о них и очистить совесть покаянием.
Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):
- Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
- Каждому из присутствующих в храме, кто подходит к Чаше, священник дает Причастие из ложечки. Подойдите к нему, сложите руки на груди и назовите свое имя. После этого поцелуйте основание Чаши.
- Люди, далекие от церкви и редко бывающие в храме, часто смущаются при необходимости вкусить Вино и Хлеб с общей для всех присутствующих ложки. Если уж вы приняли по-настоящему твердое решение причаститься, то вера должна избавить вас этого страха и, тем более, брезгливости. Возможно, вас успокоит тот факт, что не известно ни одного случая, когда кто-то заразился от Причастия, причем даже в больничных храмах. Более того, те Дары, которые остаются в Чаше после Причастия верующих, потребляют служители церкви, и не бояться заболеть, даже во время эпидемий. Таким образом, каждый верующий должен усмирить свою брезгливость, а вместе с ней и гордыню, чтобы принять Святые Дары.
- Перед тем, как покинуть стены храма, дождитесь окончания Божественной Литургии и поцелуйте крест. Все эти действия приближают вас к Христу, дает вашей душе счастье и спасение. Эти бесценные дары важно не растерять, а сохранить в сердце и за пределами храма.
- Причастившись в церкви с утра или днем, посвятите остаток суток спокойным и мудрым размышлениям о Боге и о своей жизни, молитесь, делайте добрые дела и сохраняйте внутреннюю гармонию, обретенную в храме.
Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.
Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.