Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление. Что значит "муниципальная собственность" Что находится в муниципальной собственности
Муниципальная собственность имеет некую самостоятельность от государственной, поэтому носит общественно-государственный характер. Она создается муниципальными органами, либо верхними эшелонами власти, путем передачи объектов собственности в распоряжение муниципального образования. Финансовую составляющую образуют местный бюджет, а также налоги и сборы. В законодательстве отмечена также возможность коммерческого приобретения муниципального имущества, т.е. покупки, обмена или дарения. Возможно и преувеличение муниципальной собственности при объединении муниципальных образований, таким образом, имущество каждого из них переходит в общее имущество новообразованного муниципального образования.
Принципы формирования муниципальной собственности
1. Принцип обязательности наличия в муниципальной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий органов местного самоуправления на благо населения, является фундаментальным.
2. Размер муниципальной собственности имеет свойства колебаться, то в сторону увеличения, то преуменьшения. Зависит это от экономических изменений, а также нововведений в нормативно-правовом регулировании, поэтому ей свойственна гибкость и динамичность.
3. Состав муниципальной собственности должен основываться на жизненно необходимых потребностях населения. Поэтому в нее должны входить учреждения, обеспечивающие население водой, электричеством, теплом в холодный сезон, а также канализационной сетью. Здесь работает принцип социальной значимости.
4. В муниципальную собственность должны включаться только те объекты, финансирование и обеспечение функционирования которых под силу муниципальному образованию.
Виды муниципальной собственности
Муниципальная собственность может быть распределенной и нераспределенной.
В состав распределенной муниципальной собственности входят те объекты, которые не могут послужить для выплаты и покрытия долгов и кредитов муниципального образовании. В их число входят муниципальные предприятия, организации и учреждения, управление на которых осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.
Нераспределенная, т. е. сконцентрированная муниципальная собственность составляется из средств муниципальной казны (бюджет, налоги и сборы), которые могут пойти на уплату долгов муниципального образования.
Состав муниципальной собственности
В состав муниципальной собственности входят.
1. Местный бюджет.
2. Нежилые помещения, в том числе строения, предназначенные для производства, непроизводственные помещения, другие имущественные комплексы.
3. Жилые помещения, т.е. весь жилищный фонд.
4. Транспортные средства и средства, предназначенные для обеспечения производства (оборудование).
5. Сооружения, представляющие историческую и культурную ценность.
6. Ценные бумаги, акции, вклады, иностранная валюта.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери
Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях ГХ
Реферат по дисциплине « Комплексное развитие городов и ГХ»
Муниципальная собственность
Выполнили:
студентки 5 курса
515 «А» группы
Гребнева Валерия
Бурко Алена
Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:
· глава муниципального образования;
· представительный орган муниципального образования;
· структурные органы и подразделения местной администрации;
· орган управления муниципальным хозяйством;
· муниципальные унитарные предприятия и учреждения;
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.
Субъектами является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества. В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной: ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определённой степени «пересекаются»), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.
Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также – в первую очередь – объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения(предприятия и учреждения).
Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.
Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).
Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.
Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации . В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
по законодательству РФ в МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ района, города и входящих в них административно-территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории местных Советов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ района, города и входящих в них административно-территориальных образований могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
муниципальная собственность
собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собстсвенности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения, в т.ч. в домах жилого фонда, объекты инженерной инфраструктуры и др.
Большой юридический словарь
муниципальная собственность
одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". ГК РФ также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права М.с. выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению М.с. осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).
Википедия
Муниципальная собственность
Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество . В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия.
К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения, объекты муниципального городского жилого фонда.
Законодательство Российской Федерации не отождествляет муниципальную и государственную собственность.
Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.
Объекты права муниципальной собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:
Во-первых:
- - Имущество составляющее муниципальную казну.
- - Имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.
Во-вторых:
- - Движимое имущество.
- - Недвижимое имущество.
- - Имущественные права.
Указанная классификация может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.
Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
- - средства местного бюджета,
- - муниципальные внебюджетные фонды,
- - имущество органов местного самоуправления,
- - муниципальные земли и другие природные ресурсы,
- - муниципальные предприятия и организации,
- - муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
- - муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
- - муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
- - другое движимое и недвижимое имущество.
Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации.
Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.
Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством.
Например, наличие в муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.
Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Все лица по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Вместе с тем действующее гражданское законодательство не устанавливает каких-либо изъятий в отношении объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности. Из положений ГК РФ следует, что любые объекты гражданских прав могут относиться к муниципальной собственности. Они подразделяются на объекты, закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями, и объекты казны.
Общая система объектов права собственности, представленная в ст. 128 ГК РФ, а также выделение в ст. 215 ГК РФ имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, и средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями (казны), не решают проблемы защиты муниципального имущества (по крайней мере его части) от произвольного использования в интересах одного или нескольких лиц в ущерб интересам муниципального образования, т.е. не закрепляется приоритета публичного интереса.
Представляется важным введение в российское гражданское законодательство особого статуса муниципального имущества, базирующегося на концепции права публичной собственности. Сердцевина данной концепции предполагает, что небольшая часть имущества, принадлежащего публичным образованиям, может участвовать в гражданско-правовом обороте, большая же его часть (находящаяся в публичной собственности) из него изъята или участвует в нем в очень ограниченных законом рамках.
Представляется целесообразным принятие отдельного нормативного акта публичного права, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения публичной собственностью и закрепление в нем, во-первых, целей приобретения муниципалитетами имущества в собственность, во-вторых, критериев, на основании которых можно определить, вправе ли муниципалитет иметь то или иное имущество в собственности. В-третьих, важно на уровне закона выделить критерии отнесения того или иного имущества к публичному (так, можно выделять имущество, которое в силу особых качеств не может быть частным (водоемы, парки, дороги и т.д.), а также объекты жизнедеятельности (социальные приюты, объекты ЖКХ, объекты инфраструктуры и т.д.). В-четвертых, совершенно необходимо определение статуса органов, которые наделяются правами представлять интересы собственника в гражданском обороте, полномочия собственников в отношении данных объектов (например, возможность передачи их в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление и т.д.). И, наконец, в-пятых, нужно закрепление гарантий публичного собственника (например, запрет отчуждения, конфискации, наложения ареста и т.д.).
Введение соответствующих норм в ГК РФ, предусматривающих выделение публичного и частного муниципального имущества, а также принятие предлагаемого федерального закона позволили бы решить несколько задач. Во-первых, создать возможность наиболее полного удовлетворения публичных интересов, во-вторых, исключить частное усмотрение при распоряжении муниципальным имуществом, в-третьих, защитить участников гражданского оборота, повысить их информированность относительно особых качеств имущества.
Таким образом, институт права собственности имеет большой потенциал для своего развития и совершенствования, который, безусловно, должен видеть законодатель и оказать муниципальным образованиям помощь, без которой невозможно эффективное решение важных и насущных вопросов, имеющих значение для каждого и всякого жителя города, села, поселка России.
§ 3. Виды объектов муниципальной собственности
Федеральный закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:
1) для решения вопросов местного значения;
2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений.
Федеральный закон № 131-ФЗ делит объекты муниципальной собственности на две группы: 1) имущество, находящееся в собственности поселений; 2) имущество, находящееся в собственности муниципальных районов. Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.
Итак, в собственности поселений могут находиться :
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения;
3) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;
4) жилищный фонд;
5) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
6) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
7) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
8) имущество библиотек поселения;
9) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
10) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
11) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;
12) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения;
13) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
14) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
15) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
16) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
17) пруды, обводненные карьеры на территории поселения и др.
В собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории района муниципальной милицией;
7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;
9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
10) архивные фонды;
11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др.
В собственности поселений и муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе, либо не предназначено для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч. 5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований и подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Лыскова Н.А. в своем диссертационном исследовании «Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований» (Волгоград, 2011) приводит следующую классификацию объектов муниципальной собственности:
Критерии классификации |
Виды объектов муниципальной собственности |
Видовой состав |
− материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); − нематериальные (интеллектуальная собственность) |
Функциональное назначение |
− для осуществления хозяйственной деятельности: − объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; − транспорт и связь; − торговля, бытовое обслуживание, строительство; − для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций; − земельные ресурсы |
функционирования |
− переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям; − переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; − находящиеся в безвозмездном пользовании |
Форма выражения объектов |
− стоимостная; − вещественная |
доходности |
− доходообразующие; − самофинансируемые; − бюджетообременительные (доходопоглощающие) |
Происхождение |
− естественные или природные; − искусственные, т. е. созданные человеком |
готовности к эксплуатации |
− готовые к использованию; − предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; − не завершенные строительством |
Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, являющееся объектом муниципальной собственности, подразделяется на:
1) имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Муниципальные предприятия имеют общую цель деятельности предоставление населению жизненно необходимых материальных и духовных благ, которые взаимосвязаны в процессе функционирования;
2) имущество муниципальной казны, к которой относятся средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, муниципальная собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования ее составляющих во многом зависит качество жизни населения.
" |