Что такое международное право. Международное право: понятие система, функции
Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права. Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН. В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на девять лет.
Международные суды и трибуналы
Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов , которые в разной степени ассоциированы с ООН. Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне , Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану , которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его . К этой категории относятся (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН. В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.
Что такое международное право?
Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ. Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч. В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.
Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)
Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам. В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства - члены ООН. по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.
Комиссия международного права
Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли. Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов. Цель этой системы - содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.
Конвенция ООН по морскому праву
Регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана. выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.
Собрание договоров ООН
База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря. Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право. База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.
Система внутреннего правосудия в ООН
Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году. Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности. Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.
Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам
Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.
Правовая техническая помощь государствам-членам
ООН предоставляет государствам-членам по широкому кругу правовых вопросов. Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.
Программа помощи по вопросам международного права
Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.
1. Что представляет собой международное право? Выберите правильные из предложенных определений:
1) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, культурных и других;
2) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения;
3) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;
4) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;
5) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права;
6) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;
7) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими правосоздающими субъектами международного права путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.
2. Что является предметом международно-правового регулирования:
1) отношения между государствами;
2) отношения между государствами и международными организациями;
3) отношения между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан);
4) отношения с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);
5) отношения между международными организациями;
6) отношения между международными организациями и физическими лицами;
7) определенные внутригосударственные отношения?
3. Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:
1) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;
2) неофициальный визит Президента РФ В Грецию;
3) обращение России к Сомали о выдаче угонщиков российского морского судна;
4) конгресс Международной экологической организации;
5) отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;
6) обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Эстонии о передаче гражданина России для отбывания наказания в России?
4. Определите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:
1) обращение гражданки Хорватии в судебные органы России о взыскании алиментов;
2) заключение внешнеэкономического контракта между российской и иностранной фирмами;
3) вступление России во Всемирную торговую организацию;
4) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу того с кем будут прживать дети;
5) установление дипломатических отношений между государствами;
6) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека;
7) заключение международного договора об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией;
8) подача гражданином Венгрии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.
5. Выберите правильный ответ (ответы):
1. Международное право – это:
а) отрасль национального права;
б) правовой институт;
в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права.
2. Система международного права включает:
а) отрасли;
б) отрасли и институты национального права;
в) общесистемные институты (институт международной ответственности и др.);
г) обычаи и договоры;
д) основные принципы;
е) дипломатические обыкновения.
3. Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:
а) государств;
б) международных межправительственных организаций;
в) физических лиц и государств по государственным вопросам;
г) государств и международных межправительственных организаций;
д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;
е) Ватикана и государств по поводу открытия представительств Ватикана?
4. Негосударственные международные отношения – это отношения между:
а) физическими и юридическими лицами;
б) государственными органами и физическими лицами;
в) иностранцами на территории России;
г) физическими и юридическими лицами, имеющими разную государственную принадлежность (гражданство, национальность);
д) государственными органами и иностранцами;
5. Соотношение международного права и внутригосударственного права:
а) международное право является частью национального права;
б) внутригосударственное право является частью международного права;
в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;
г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимодействующими системами.
Основными из них являются следующие:
- Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
- Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.
Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.
Дуалистическая и монистическая теории
Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.
Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.
Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).
Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.
По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.
Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.
Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.
Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.
Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.
К ним относятся:
- запрещения применения силы и угрозы силой;
- мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
- территориальной целостности государств;
- всеобщего и полного разоружения;
- уважения государственного суверенитета;
- невмешательства во внутренние дела государств;
- добросовестного выполнения международных обязательств;
- суверенного равенства государств;
- сотрудничества;
- равенства и самоопределения народов и наций;
- уважения прав и основных свобод человека;
- защиты окружающей среды;
- ответственности.
Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.
Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:
- по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.
Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.
Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:
«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».
К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).
Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.
— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.
— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.
Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.
Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.
Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.
Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).
Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.
Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.
К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).
Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения (так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).
В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.
Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.
Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.
В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.
Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.
Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.
Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».
Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.
Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.
По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).
Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.
Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).
В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).
Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.
Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.
При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.
Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).
На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:
- договорный процесс идет быстрее;
- согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
- договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.
Понятие международного права
Ещё в древности люди предпринимали попытки найти язык взаимопонимания – язык мира и согласия, а не диктата. Изломы цивилизации, в конечном счете, привели к появлению определенного языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он превратился в обязательную часть общечеловеческой культуры. На нем держится всё мировое сообщество наций и народов. Данным языком владеют не только посвящённые в него дипломаты, он становится все более легкодоступным для всех.
Замечание 1
Особенностью современного понимания международного права можно считать то, что оно рассматривается, прежде всего, как массив правовых норм, которые находят своё применение:
- во-первых, в отношениях между странами,
- во-вторых, в отношениях между государством и человеком (физическим лицом),
- кроме того, в отношениях людей (физических и юридических лиц) друг с другом.
Определение международного права
Международное право определяют как систему юридических норм и основ, которые регулируют отношения между странами и определяют их обоюдные права и обязанности за пределами влияния государственного законодательства. Оно регламентирует политические, финансовые и общественные отношения стран, основы, нормы и обычаи, запечатленные в международной жизни и выступающие в качестве итога согласования государственных воль, синтеза совокупных представлений людей о мирном и справедливом сосуществовании наций.
Международное право – это своеобразный юридический парадокс, который нельзя толковать исключительно в классическом понимании, так как отсутствует общеобязательной свод международных законов, отсутствует карательный аппарат, принуждающий соблюдать данные законы. И все-таки международное право считается особым видом правового бытия стран, сообществ и людей, расценивающих его как сверхзакон, который обладает специальными качествами, к примеру, свойством межвременной (интертемпоральной) законности – обратной силы воздействия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат использованию и в будущем.
Черты международного права
Международное право, в отличие от внутригосударственного права, подразумевающего властное принуждение или кару за несоблюдение законов, имеет другую природу. В международном праве отсутствует верховная власть, способная диктовать странам собственную волю. Но великие державы, зачастую не считаясь с международным правом, склонны использовать такие наказания, как военные акции и блокады. Это вызывает много упреков в малозначительности и беспомощности международного права. Впрочем, несоблюдение права не умаляет его значения, а только акцентирует внимание на одной его особенности – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства социальных систем.
Международное право предусматривает также и механизмы коллективного принуждения. Любое решение международного суда либо арбитража действительны и правомерны в случае согласия с данным решением государства-ответчика. Исключением считаются лишь состояние войны, акт агрессии, когда неотвратимое наказание достигается при помощи военных средств. Международное право придерживается на добросовестном выполнении странами принятых обязанностей. В этом его основная особенность.
Международное право сформировалось вследствие справедливых социальных процессов, которые были вызваны потребностью в налаживании международного общения, независимо от стремления отдельного человека либо общественной группы. На ранних этапах становления человечества народы поддерживали друг с другом отношения, регулирующиеся традициями и обычаями, которые впоследствии стали прототипом международного права. Одна из особенностей международного права заключается в том, что его нормы составляются вследствие соглашения между суверенными странами как самостоятельными и равными субъектами международного права. Нормы международного права, присутствующие в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, также формируются в форме международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются ключевыми источниками международного права.
Замечание 2
В международном праве многое придерживается на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных взаимоотношений между государствами, предоставления друг другу преимуществ (в частности, для дипломатов) рассматривается не просто как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.
Характеристики международного права
Резюмируя выше сказанное, можно выделить главные юридические характеристики международного права:
- предметом регулирования являются международные дела суверенных и самостоятельных стран в сфере сохранения мира и всестороннего сотрудничества;
- субъекты международного права – это суверенные страны, стремящиеся к собственной автономии, международные организации;
- в роли объектов международного права выступают материальные и нематериальные блага (интересы), политические, общественные, финансовые и другие воздействия или же воздержания от действий;
- особенность нормообразования заключается в создании норм методом согласования воли субъектов международного права, по собственному выбору принимающих на себя международные обязательства;
- особенность реализации норм – исполнение их по доброй воле и непринужденно в единстве с международной ответственностью, включающей использование личных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.
Сущность международного права состоит в том, что оно отображает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень становления сотрудничества в деле обеспечивания безопасности, и еще в финансовой, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и прочих областях.
Международное право считается сильным инструментом влияния на общемировые процессы в целях формирования устойчивого, объективного и демократического миропорядка, строящегося в условиях происхождения новых и сохранения старых угроз безопасности стран и всего мирового общества. Потому применение арсенала средств, имеющихся в управлении международно-правовой идеи, в высочайшей степени важно для поддержания мира, законности и безопасности.
Составление критерий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, помощь уничтожению имеющихся и предотвращению вероятных очагов напряженности и инцидентов немыслимы без международно-правовых познаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с иностранными государствами и межгосударственными организациями в ходе решения задач, определяемых государственными ценностями РФ, строительство на данной базе системы партнерских и союзнических взаимоотношений, которые обеспечивают гармоническое сопряжение государственных интересов стран, достигаются методом формирования и становления международно-правовой культуры.
Замечание 3
Будучи более основательным и устойчивым правовым действом, чем текущее законодательство, данная культура вбирает в себя гигантский исторический опыт, познание которого выделяет ключ к пониманию сущности множества норм, основ и институтов современного международного права.