Что такое долгосрочные целевые программы. Федеральные целевые программы
Целевые программы: долгосрочные и ведомственные
Крымова Лариса Васильевна
зам. руководителя информационно-аналитического управления Думы городского округа Тольятти
Бюджетный кодекс РФ статья 179. Долгосрочные целевые программы
-ДЦП утверждаются местной администрацией муниципального образования
-порядок принятия решения о разработке, формирования и реализации ДЦП устанавливается местной администрацией
-срок реализации ДЦП определяется местной администрацией в установленном ими порядке
-ДЦП, предлагаемые к финансированию, подлежат утверждению за месяц до внесения проекта решения о бюджете в представительный орган
-объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по каждой программе
-по каждой ДЦП проводится оценка эффективности ее реализации . Порядок проведения и критерии устанавливаются местной администрацией
-ДЦП могут быть предусмотрены субсидии на реализацию аналогичных программ финансируемых из другого уровня бюджета. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой
Целевые программы
По уровню их разработки и утверждения делятся на :
-федеральные
-региональные
-муниципальные
По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на :
-долгосрочные
-ведомственные
-федеральная адресная инвестиционная программа
Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории
Срок реализации ДЦП должен быть не менее 3 лет
По сути, ДЦП должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления )
Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм , направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы
Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования.
Ведомственная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития
ВЦП, как инструмент программно-целевого управления применяется главным распорядителем бюджетных средств для достижения целей и задач развития конкретной отрасли. Мероприятия ведомственной целевой программы не должны совпадать с мероприятиями долгосрочных целевых программ
В соответствии со статьей 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляется в установленном соответствующим органом власти порядке
Ведомственная целевая программа, как инструмент, привязанный к среднесрочному циклу бюджетного планирования, разрабатывается на срок не более трех лет. Дробление ведомственной целевой программы на подпрограммы представляется нецелесообразным
Применение ведомственных целевых программ в бюджетном процессе обусловлено необходимостью повышения ответственности субъектов бюджетного планирования за достижение конкретных, количественно определенных результатов
ПОРЯДОК принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ в городского округа Тольятти
Утвержден постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.06.2008 №1378-1/п
(с изм. от 29.07.2010 №2071-п/1)
Основные понятия и определения
ДЦП Тольятти представляют собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных для развития городского округа социальных и экономических задач
ДЦП разрабатываются на срок – более 1 года
ДЦП утверждается постановлением мэрии не позднее 1 месяца до внесения проекта бюджета
Постановление мэрии от 29.07.2010 №2071-п/1 «О Порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ городского округа Тольятти»
Долгосрочная целевая программа (ДЦП) основные критерии отбора проблем:
наличие аналогичных федеральных и областных целевых программ
приоритеты развития городского округа Тольятти, в соответствии со Стратегическим планом развития городского округа Тольятти до 2020г., а также Программой КСЭР Тольятти на 2010-2020г.г.
значимость проблемы и невозможность ее решения в приемлемые сроки за счет использования действующих бюджетных механизмов
высокая эффективность технических, организационных и иных предлагаемых к реализации программных мероприятий
необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы
недостаточный (ниже среднего) уровень значения показателя(лей) эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, по результатам рейтингования г.о.Тольятти среди муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Самарской области (Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области по итогам предыдущего года, подготовленного во исполнение Указа Президента РФ № 607)
Инициаторы постановки проблем для программной разработки
Разработчик концепции
Заказчик ДЦП
Разработчик ДЦП
Этапы
разработки проекта и утверждения ДЦП
Разработка концепции ДЦП
принятие мэром г.о. Тольятти решения о разработке ДЦП
Разработка проекта ДЦП
согласование проекта ДЦП
Утверждении ДЦП
принятие мэром г.о. Тольятти решения (постановление мэрии)
Отбор проблем для программной разработки
Разделы ДЦП
Паспорт программы
Анализ проблемы и обоснование ее решения программными методами
Цели и задачи программы
Перечень мероприятий программы (в форме таблиц)
Целевые показатели программы
Обоснование ресурсного обеспечения программы
Механизм реализации программы
Ожидаемые социально-экономические (экологические) последствия реализации программы
Виды отчетов по ДЦП
(Годовой и итоговый отчеты утверждаются постановлением мэрии городского округа Тольятти (в Департамент экономического развития мэрии годовой и итоговый отчеты направляются в рамках предусмотренной процедуры согласования проекта постановления, дополнительного представления отчетов не требуется)
Ведомственная целевая программа (ВЦП)
ВЦП Тольятти - правовой акт, разрабатываемый субъектом бюджетного планирования, представляющий собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на выполнение конкретной, измеряемой целевыми индикаторами, тактической задачи, решение которой возложено исключительно на соответствующий субъект бюджетного планирования
ВЦП разрабатываются сроком на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований ГРБС на планируемый 3-х летний период
ВЦП разрабатывается и утверждается постановлением мэра в срок до 01 октября года, предшествующего году начала ее реализации
Постановление мэрии от 05.06. 2008 г. №1252-1/п (с изм. от 15.07.2011) «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Тольятти»
Основные термины Порядка
Субъект бюджетного
планирования
Цель ВЦП
Задача ВЦП
Мероприятие
Целевые
индикаторы
Конечный результат
Эффективность
реализации ВЦП
Структура ВЦП
Паспорт ВЦП
Раздел I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации ВЦП, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на ведомственном уровне программным методом
Раздел II. Цель и задачи ВЦП
Раздел III. Ожидаемые результаты реализации ВЦП и целевые индикаторы, характеризующие достижение цели, решение поставленных задач
Раздел IV. Перечень мероприятий
Раздел V. Социально-экономические последствия реализации ВЦП - оцениваются с точки зрения заявленных цели, задач и мероприятий (например, увеличение налоговых поступлений в бюджет, сокращение затрат, снижение ущерба), принимая во внимание возможные риски реализации ВЦП
Раздел VI. Методика оценки эффективности реализации ВЦП
Раздел VII. Механизм управления реализацией ВЦП (описание процедур внутренней организации деятельности субъекта бюджетного планирования по достижении запланированной цели ВЦП)
Механизм реализации программы
Экспертиза проекта программы
Включение программы в проект бюджета
- Мэрия городского округа Тольятти
- Проект бюджета городского округа
Порядок проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ
утвержден постановлением мэра г.о. Тольятти от 12.08.2008г. №2061-1/п (с изм. 01.11.2010 №3075-п/1)
определяет критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ городского округа Тольятти
Оценка эффективности реализации программы проводится по следующим комплексным критериям
Оценка эффективности осуществляется исходя из принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, в рамках которого участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
Результативность оценивается через систему показателей, позволяющих в количественном выражении оценить результат - достижение цели, решение задач
Эффективность реализации ДЦП в отчетном периоде оценивается путем расчета комплексного показателя эффективности через соотнесение степени достижения значений показателей конечного результата к уровню ее финансирования за отчетный период
Оценка осуществляется заказчиками ДЦП ежегодно и по итогам реализации ДЦП и до 1-го марта года, следующего за отчетным, направляет результаты проведенной оценки эффективности в ДЭР мэрии в составе годового или итогового отчета об исполнении ДЦП
По результатам оценки мэром городского округа не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в Думу городского округа может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП или досрочном прекращении ее реализации
«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2011-2012 годы»
Утверждена - постановлением мэрии от 20.09.2011 г. №2853-п/1 утверждена ДЦП
Дата и номер распоряжения (поручения мэрии) о принятии решения о разработке ДЦП-Протокол № 18-пр/1 аппаратного совещания у мэра городского округа Тольятти от 12.09.2011г.
Заказчик – координатор: Департамент градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти;
Заказчики: Управление по жилищным вопросам мэрии; Департамент по управлению муниципальным имуществом мэрии; Департамент экономического развития мэрии; Департамент городского хозяйства мэрии;
Основными задачами программы являются:
-Подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилых помещений, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным;
-Обеспечение граждан, у которых жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
-Ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2011 году
Цель: Обеспечение сохранности жилищного фонда, создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным. Оптимизация использования территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.
Сроки ДЦП - 2011 – 2012 годы . Реализация программы не предусматривает выделение отдельных этапов , поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Общий объем финансирования Программы в 2011–2012 годах составит 115979,1т.р . из бюджета городского округа Тольятти, в том числе:
в 2011 году – 93 921,4 тыс. рублей;
в 2012 году – 22 057,7 тыс. рублей .
Контроль - Общая координация и руководство реализацией Программы осуществляется департаментом градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти.
Ожидаемые социально-экономические (экологические) последствия ДЦП:
-выполнить обязательства перед гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания, в результате признания многоквартирного дома аварийным
-снизить социальную напряженность в городском округе Тольятти.
- сократить площадь жилищного фонда, непригодного для проживания,
-эффективно использовать территорию, занятую жилищным фондом, непригодным для проживания.
В настоящее время в городском округе Тольятти в установленном порядке аварийными признаны 2 многоквартирных дома, площадь которых составляет 2234,1 кв.м.:
г. Тольятти, Автозаводский район, ул.Ворошилова, 55 (постановление 06.09.20112706-1/п )
-численность 94 чел.
-площадь 1843,0 кв.м.
-квартир 36 (33+3)
-численность 34 чел.
-площадь 391,1 кв.м.
-квартир 10 (2+8)
Механизм реализации программы предусматривает :
использование рынка жилья, в т. ч. вторичного для приобретения квартир в муниципальную собственность;
решение задач по выплате указанных выше компенсационных затрат, связанных с переездом;
оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с жилищным законодательством;
ликвидацию аварийного жилищного фонда посредством реконструкции и (или) сноса аварийного жилищного фонда.
Критерием оценки эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы
Степень достижения целевых показателей, установленных Программой. Показатели результативности Программы характеризуют прогресс в достижении цели, решении задач Программы, реализации программных мероприятий. Программа носит социальной характер, основным критерием эффективности которой является количество граждан, переселенных из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным в 2011 году.
все граждане, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным, будут обеспечены жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам. Снос и реконструкция многоквартирного дома позволит улучшить внешний облик города, эффективно использовать территорию городского округа, рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков, занятых многоквартирными домами, признанными аварийными.
Целевые показатели:
1.конечного результата
Обеспечение граждан (число граждан – 2011год в кол-ве 128 чел)
Ликвидация аварийного жилищного фонда (базовое значение 2011 - 2234,1 кв.м.)
2. непосредственного результата
Приобретение мэрией городского округа Тольятти жилых помещений путем проведения аукционов – 128 чел
Компенсация затрат гражданам помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания – 128 чел. финансовые затраты указаны из расчета 3,0 тыс. руб. за одну однокомнатную квартиру, 4,5 тыс. руб. за 2-комнатную квартиру, 5,0 тыс. руб. за 3-комнатную квартиру
Внесение платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение (до момента передачи их в собственность (пользование)–100%
Внесение платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение за жилые помещения (с момента поступления их в муниципальную собственность (освобождения нанимателями) до момента сноса многоквартирного дома или его реконструкции и предоставления гражданам) – 100%
Подготовка разрешительной документации – 1 проект (2011г.)
Реконструкция аварийного дома по ул. Ворошилова,55 – 1 дом (2012 год)
Реестр программ городского округа Тольятти
Долгосрочные программы - 25
Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Замена и модернизация лифтов в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2012-2015 годы»
Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Ремонт муниципальных общежитий, многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти, утративших статус общежития, в том числе зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве жилых комплексов, на 2012-2020 годы»
Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Обеспечение пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности городского округа Тольятти на 2012-2014 гг.»
Долгосрочная целевая программа организации работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти «Молодежь Тольятти» на 2012-2020 гг.
Долгосрочная целевая программа «Создание условий для улучшения качества жизни жителей городского округа Тольятти и обеспечения социальной стабильности на 2012- 2014 годы»
Долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2011-2012 годы»
7. Долгосрочная целевая программа «Ликвидация экологического ущерба прошлой хозяйственной деятельности бывшего ОАО "Фосфор" на 2012-2017 годы»
8. Долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной службы в городском округе Тольятти на 2012 – 2014 годы»
9. Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Тольятти» на 2011-2015 годы»
10. Долгосрочная целевая программа «Молодой семье – доступное жилье» на 2011-2015 годы
11. Долгосрочная целевая программа «Модернизация муниципальных учреждений здравоохранения городского округа Тольятти на 2011-2013 гг.»
12. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма на территории городского округа Тольятти на 2011-2013 гг.»
13. Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Культура Тольятти в современных условиях (2011-2018 гг.)»
14. Долгосрочная целевая программа «Формирование в городском округе Тольятти электронного муниципалитета и реформирование системы муниципального управления на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий» на 2012 – 2013 годы»
15. Долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2011-2020 годы»
16. Долгосрочная целевая программа «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в городском округе Тольятти на 2010-2014 гг.»
17. Долгосрочная целевая программа по созданию условий для улучшения качества жизни жителей городского округа Тольятти и обеспечения социальной стабильности на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов
18. Долгосрочная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти на 2009-2015 годы»
19. Долгосрочная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах городского округа Тольятти на 2009-2015 годы»
20. Долгосрочная целевая программа профилактики правонарушений на территории городского округа Тольятти на 2009-2012 годы
Долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2010 - 2012 годы»
Долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2010-2015 годы»
Долгосрочная целевая программа городского округа Тольятти «Развитие физической культуры и спорта на территории городского округа Тольятти на 2011-2020 гг.»
Долгосрочная целевая программа «Дети городского округа Тольятти» на 2010-2020 годы»
Долгосрочная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения г.о. Тольятти на 2010-2012 годы
Ведомственные программы Тольятти – 10
Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Поддержка и совершенствование деятельности муниципальных библиотек и творческих организаций городского округа Тольятти на 2011-2013 гг»
Ведомственная целевая программа «Качество образования - качество жизни» на 2009-2011 годы городского округа Тольятти
Ведомственная целевая программа организации работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти на 2009 г. и плановый период 2010-2011 г.г.
Ведомственная целевая программа «Семья и дети городского округа Тольятти на 2009-2011 годы»
Ведомственная целевая экологическая программа городского округа Тольятти на 2010-2012 г.г.
6. Ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт, модернизация и диспетчеризация лифтового хозяйства жилищного фонда в городском округе Тольятти на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов»
Ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность на 2009-2011 гг.»
Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Повышение безопасности дорожного движения на период 2009-2011 годов»
Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Восстановление поврежденных конструктивных элементов многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2012-2014 гг.»
Ведомственная целевая программа городского округа Тольятти «Семья и дети городского округа Тольятти» на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов»
Иные программы
Городская целевая программа «Улучшение жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием ипотечного кредитования на 2002-2015 годы»
Муниципальная адресная Программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2008-I квартал 2011 г.г.»
-
Это специфический механизм, отграничивающий денежные средства. Постановление правительства, подзак акты регламентируют вопросы целевых программ: какие мероприятия, какие объемы бюджетных ассигнований, каковы дБ условия реализации. Целевая программа – «вещь в себе», на которую отграничиваемся. Это тоже элемент финансирования гос (муниципал) услуг.
Есть кроме общефедеральных ведомственные целевые программы.
Размещение заказа без конкурса
См. Кудилинского
Межбюджетные отношения
До того как мы начнем изучать МО нужно еще раз понять расходные обязательства. В первую очередь прежде чем решать о финн выделений и взскания средств из бюджета нужно определеить чье это обязательство – какого публ образования?. Действительно ст.6 БК дает общее понятие расходного обязательства 83, 84, 85 – раскрывает понятие расход обязательств рф субъектов и муниципальнх образований. Каков основания возникновения расход обязательств? РФ, субъект, мунимцип вступают в различные вид отношений, там где возникает обязательство в рамках ГП, МП и т.д. – когда у публ возникает обязанность предоставить денежные средства (возникает в разных по характеру отношений). Допустим возникло ГП обязательство. То лицо, кот вступает с публ субъектом в отношения будет истребовать денежные средства. Но для того, чтобы обязательство по вделению денежных средств встроить в бюджет процесс (так как у публ образования мы не можем). Зак-ль как раз и вводит категорию расходных обязательств. И в конечном итоге расход обязательства – это некий бюджет механизм, кот позволяет встраивать обязательство в бюджет процесс – создается механизм бюджет процесс (определяются все основные элементы – размер, время и т.д.). Расход обязательства публ образования – это не ГП обЯзательство – это бюджетный инструмент.
Правовые основания возникновения – законом или иным нормативным актом. Все зак акты, кот содержат финн составляющую в силу ФЗ или закона субъекта у публ образования возникают денежные обязательства.
Договор или соглашение – также основания для возникновения расход обязательства. Так подготовить такой договор, чтоб из него втекали расход обязательства да еще и на определенный срок, чтобы потом не было мучительно больно инвестору взыскивать. Четко, ясно расписать права и обязанности инвестора – чтобы было понятно, что субъект принимает на себя расходное обязательство.
На сайте Минфина «бюджетная реформа» - как Минфин представляет себе расход обязательства.
Еще одно правовое основание (но здесь разные точки зрения) – когда происхлдит взыскание ущерба физ или юр лицу незаконными действиями гос органов, должностных лиц. Вопрос, может ли расход обязательство возникнуть расход обязательство? Суд решает вопрос о праве и определяет размер на основании док-й базы, но само обязательство ваозникает в связи с совершением деликта. Это такого рода деликтные основания. Не зря в бюджете выделяются средства на возмещение косяков органов власти.
Иногда правовое основание может представлять сложный юр состав. Когда есть и нормативное регулирование и договор.
Действиями прежде всего органов гос власти порождаются расход обязательства. Казен учреждения упоминаются – действуют от имени публичного образования.
Нужно иметь в виду важный момент – разграничение в рамках если речь идет о предметах совместного ведения, то прежде чем решить вопрос о денежном и расходном обязательстве публ прав оьбразования, мы должн быть уверены, что органы этого образования действуют по предметам совместного ведения с обязательным разграничением – 184-ФЗ. В первую очередь – решаем чье это? А второе – чьи денежные средства? Имеется в виду не только разграничение, но еще и передача, обязательно знать какой это уровень, чье обязательство и т.д. и только потом узнаем какое публ образование должно выделить денежные средства.
БК в ст.84, 85 – детализирует мысль о принятии полномочий и в отношении субъектов и в отношении муниципал образований – БК устанавливает, когда вправе принять на себя обязательство – если не отнесено соответствующее полномочие к ведению ферерайции или местных органов, то тогда только и субъект и муниципал образование за счет собственных средств могут принять на себя расход обязательство по собственному вопросу – это в основном социальные вопросы – смотрим в закон и видим о каком полномочии речь идет – и определяемся, имеет ли право субъект или муницип принять на себя такое обязательство. Причем только за счет собственных средств.
право принятия на себя расход обязательств по вопросам не отнесенным к органам власти иного уровня, мб ограничен если речь идет о высоко или средне дотационных субъектах.
При рассмотрении конкретных дел суд выясняет прежде всего, если речь идет о льготах педагогич работника в сельской местности – чье это полномочие (это расход обязательство РФ) и только после этого суд решает вопрос о взыскании.
Льготы по проезду хотели взыскать с субъекта, суд сказал, что надо взыскивать с федерации.
Сложнее когда полномочия передаются на нижестоящий уровень с денежными средствами – возникает вопрос с кого взыскивать.
С внебюджет фондами разобраться еще сложнее. Вопрос о природе расход обязательств их. У внебюджет фондов (пока обозначаются в качестве гос учреждений) – это публичные страховщики, вокруг них возникает система обязательного социального страхования. Зачем нужна структура юр лица публичного права (классика жанра – ЦБ). Когда фонды выступают в рамках отношений по соц страхованию как страховщики (а у них бюджет это специфический фонд) и поэтому так или иначе это не расходное обязательство публ прав образования, оно расходное в рамках встраивания. НОГИНА: это страховое публичное обязательство, чтобы отличить от публичного расходного обязательства. Фонд исполняют свои функции не только как публ страховщики. Надбавуи к пенсии – это денежные средства не в рамках страхования, они дБ вплачены из бюджета – это расход федерации – она отправляет их в ПФР, но в данном случае поскольку основанием для выплаты надбавок не страховой случай, то ПФР превращается в орган федерации кот исполняет расход обязательство федерации за счет средств федерации. Это не обязательство федерации или субъекта, если речь идет о территориальном фонде. Федерация выступает по этим обязательством гарантом (гарант страховых обязательств) – гарантирует это социальное обязательство. Отношение гос гаранта и публичного страховщика.
Есть третья ипостасья – кога принимают обязательство для собственного содержания. Бюджет у них – для обеспечения прав граждан. Средства кот выделяются для содержания самого фонда – орган управления фондом как аналог казенного учреждения сам себя содержит. На свои нужды принимает обязательство как казенное учреждение по отношению к своему бюджету.
У фондов есть итри разные по совему прав характеру обязательства и лишь одна мб признана расход обязателствами публ-прав образования, остальные не являются обязательствами публ-прав образования.
Момент возникновения денежного и расходного обязательства – не всегда расходное следует за денежным. Но зачастую, если особенно это из закона или подзаконного акта, то может возникнуть раньше или одновременно. Если в нормативном акте принимаем обязательство перед физ лицами и при этом не ставит в дальнейшем финансирование этого обязательства, то расходное не приобретает характер бюджетного. Встает вопрос, а имеет ли право лицо, перед которым обязательство, истребовать. Даже если расход обязательство возникло, значит лицо, перед которым оно возникло имеет право востребовать и потребовать исполнение этого обязательства. И суд, решая вопрос о праве лица производит взыскание в зависимости от того, чье это обязательство. Имеет характеристику гарантий того, что это обязательство будет исполнено.
Расход обязательство исполняется за счет собственных доходов бюджета и в тех случаях, когда передаются денежные средства.
В случаях установленных ФЗ федеральные расход обязательства исполняются за счет средств соответствующих бюджет территориальных внебюджет фондов.
ТЕПЕРЬ К МЕЖБЮДЖЕТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ НОВАЯ ТЕМА НОВОГО СЕМЕСТРА
Зачастую не всегда понятно, имеет ли место расход обязательство публ прав образования или нет.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета , бюджета субъекта РФ , местного бюджета , утверждаются соответственно Правительством РФ , высшим исполнительным органом власти Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений об их разработке определяются и устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Объем ассигнований на их реализацию утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, муниципальным актом местной администрации, утвердившим программу. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного года ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств , вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений об их разработке определяются и устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Объем ассигнований на их реализацию утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, муниципальным актом местной администрации, утвердившим программу. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного года ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
бюджетного планирования и прогнозирования
Целевые программы - обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификацией бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финансироваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отраслевого и т.п. характера, а также программы развития отдельных территорий.
Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим законодательным или представительным органом местного самоуправления. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.
Целевая программа - специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.
Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ.
Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских программ имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно приоритетное целеполагание.
Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осуществляется проведение специальных исследований (социологических, экологических и др.).
Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:
обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;
установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);
использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);
ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);
наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;
соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.
Принципиальное значение в рамках федерального бюджета имеют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.» и федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и «Чистая вода».
Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Решение о разработке каждой целевой программы принимается постановлением Правительства Российской Федерации, и после того как программа подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает описание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рамках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,
управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. Помимо финансирования за счет средств федерального бюджета, программы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные инвесторы), так что финансирование за счет средств федерального бюджета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то время как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже - 5%. Программы регионального развития представляют собой разновидность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.
Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ориентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014-2020 гг.
Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведомственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целевого подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, урегулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые процедуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирования индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреплено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).
Таблица 3 - Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП
Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП
Различия между ФЦП и ВЦП
Формулировка цели и задач программ, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти
Уровень утверждения (ФЦП - Правительство Российской Федерации, ВЦП - субъект бюджетного планирования).
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные)
Характер программы (ФЦП - межотраслевой; ВЦП - внутриотраслевой
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ
Принцип планирования расходов (ФЦП - в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП - в соответствии с планами СБП)
Определение схемы управления программой
Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП)
Кроме этих типов программ существуют и региональные целевые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд различий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим сравнительным анализом.
Последовательность разработки и реализации ВЦП:
решение о разработке ВЦП;
замысел ВЦП;
разработка проекта ВЦП;
разработка паспорта ВЦП;
характеристика основных мероприятий ВЦП;
план мониторинга результативности ВЦП;
анализ результативности ВЦП.
Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотношение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловивших данный результат.
В области программно-целевого планирования началась разработка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), используемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указанный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и технологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной системы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми горизонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддерживаемыми на государственном уровне. В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи России), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта. Одновременно Минобранауки России завершило начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным направлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из восьми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как следует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.
Таблица 4 - Перечни приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Российской Федерации
Перечень 2002 г.*
Перечень 2006 г.
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника
Информационно-телекоммуникационные системы
Новые материалы и химические технологии
Индустрия наносистем и материалов
Технологии живых систем
Живые системы
Экология и рациональное природопользование
Рациональное природопользование
Энергосберегающие технологии
Энергетика и энергосбережение
Перспективы вооружения, военная и специальная техника
Перспективные вооружения и военная техника
Новые транспортные технологии
Транспортные, авиационные и космические системы
Космические и авиационные технологии
Производственные технологии
Безопасность и противодействие терроризму
* Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577.