Что представляет конституционный суд рф. Характеристика конституционного суда российской федерации
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Деятельность Конституционного Суда регулируется непосредственно Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г., Федеральным Конституционным Законом РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г., ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., ФЗ «О статусе судей» от 26.06.1992 г., и т.д. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
- 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
- 2) разрешает споры о компетенции:
- а) между федеральными органами государственной власти;
- б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
- 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
- 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
- 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
- 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- 5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
- 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп - дела, связанные с проверкой:
- 1) Уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
- 2) Конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности.
- 3) Норм избирательного права.
- 4) Дела, по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных свобод.
- 5) Дела, по поводу ограничений жилищных прав граждан.
- 6) Дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Еще одно направление деятельности Конституционного Суда РФ - толкование Конституции РФ. Это имеет место тогда, когда в Конституционный Суд обращаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. В данном случае речь идет о прямом толковании Конституции РФ, которое может и не быть связано с проверкой конституционности закона или спора о компетенции. Наконец, в функции Конституционного Суда РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Помимо отмеченных основных полномочий Конституционного Суда РФ, зафиксированных в ст. 125 Конституции РФ, ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию (ст. 100), право законодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей Конституционного Суда при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82).
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
- 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
- 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Должностные лица, входящие в состав органа:
- 1) Председатель суда.
- 2) Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
- 3) Судья-Секретарь.
- 4) Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
- 5) Работники аппарата и иных подразделений.
Согласно Ст. 23 ФКЗ «О КС РФ» Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1,6,7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.
В случае если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому избранию занял свою должность в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награжденный орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней. Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС РФ: судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения.
Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым голосованием на основе поименного опроса судей. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда РФ, имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ и министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125 ) и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ . Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей . Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет .
Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ :
а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;
в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции :
а) между федеральными органами гос. власти;
б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;
в) между высшими гос. органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона , примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения ;
7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов . По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации .
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат .
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.
Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд : 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ ; 2) дает толкование Конституции РФ ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд в пленарных заседаниях также : 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях , а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда , а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.
В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ .
2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: а) между фед. органами гос. власти ; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов ; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ .
Как появился Конституционный Суд РФ?
Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву . Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что:
- ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов,
- в состав ККН СССР будут входить представители от каждой из 15 союзных республик,
- избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
21- 23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Документ должен был проверять конституционность не только законов СССР, но также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и ещё ряд других нормативных актов.
В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил своё существование в связи с распадом СССР.
Закон о Конституционном Суде РФ был утверждён V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. 30 октября того же года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.
22 сентября 1993 года Конституционный Суд принял решение, повлекшее за собой значительные последствия для страны: КС признал противоречащим Конституции указ президента Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов.
По сути, это служило основанием для отрешения Ельцина от должности или приведения в действие иных механизмов для привлечения его к ответственности. Однако фактически Ельцин продолжал осуществлять полномочия президента России. В результате 3- 4 октября 1993 года произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как расстрел Белого Дома). После этого Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Согласно 125 Статье документа, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе, с этого момента он проверяет только нормативные акты и исключительно по запросам или жалобам. Также увеличилось количество судей с 15 до 19.
24 июня 1994 года, основываясь на новой статье Конституции, Государственная дума приняла новый федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Что делает Конституционный Суд РФ?
В функции КС входит:
- проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов субъектов федерации, договоров между органами государственной власти федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу). Так, если при рассмотрении дела суд любой инстанции решит, что закон не соответствует Конституции, он обращается в Конституционный Суд РФ;
- разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти и субъектами РФ;
- толкование действующей Конституции по запросу президента, Государственной думы, правительства, Совета Федерации и органов законодательной власти субъектов РФ;
- участие в процедуре отрешения от должности президента — импичменте.
Кто входит в состав Конституционный Суд РФ?
Кандидат на должность председателя КС и его заместители назначаются сроком на шесть лет. Председатель КС с 21 марта 2003 года — Валерий Дмитриевич Зорькин . Заместители председателя КС — Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович .
Судебный орган состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента. Нынешний состав:
- Арановский Константин Викторович;
- Гаджиев Гадис Абдуллаевич;
- Жилин Геннадий Александрович;
- Князев Сергей Дмитриевич;
- Мельников Николай Васильевич;
- Ярославцев Владимир Григорьевич;
- Бойцов Александр Ильич;
- Данилов Юрий Михайлович;
- Казанцев Сергей Михайлович;
- Кокотов Александр Николаевич;
- Рудкин Юрий Дмитриевич;
- Бондарь Николай Семенович;
- Жаркова Людмила Михайловна;
- Клеандров Михаил Иванович;
- Красавчикова Лариса Октябриевна;
- Селезнёв Николай Васильевич.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Основные принципы деятельности КС:
- независимость;
- самостоятельность;
- коллегиальность;
- гласность;
- равноправие сторон.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.
Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. внесением поправок в Конституцию РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционно\",\" Суде РСФСР", а в октябре 1991 г. формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).
Вскоре после того, как КС признал не соответствующим Конституции РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации",его деятельность была приостановлена.
В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятым ГДна основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил по-рядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.
Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля:
защита основ конституционного строя. основных прав и свобод человека и гражданина. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. КС осуществляет следующие функции: а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ. нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД. Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ: не всту-пивших в силу международных догово-ров РФ (КС осуществляет исключительно последующий конституционный контроль и не вправе рассматривать проекты каких-либо нормативных актов и договоров): б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти: между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ; в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле; г) дает толкование Конституции РФ: д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления: е)проверяет соответствие вопросов, выносимых на референдум, требованиям. предусмотренным Конституцией РФ: ж) на основании анализа рассмотренных им дел принимает послания о состоянии конституционной законности в стране.
КС - единственный судебный орган, компетенция которого установлена в Конституции РФ; его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. КС воздерживается от установления фактических обстоятельств в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. КС оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции РФ, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений.
19 судей разделены на 2 палаты.
Председатель КС, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и дредседательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС,представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.
Вопросы порядка определения персонального состава палат КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения дел на пленарных заседаниях и на заседаниях палат, некоторые правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в КС.требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании.
Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.
Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка,гласности,устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.
Еще один принцип конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение единства и согласованности решений КС, выполняющих роль своеобразного ориентира в трактовке конституционных норм для законодательной и правоприменительной практики - презумпция истинности правовой позиции КС.
Поводом к началу рассмотрения дела в КС является письменное обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы. Запросом именуется обращение с требованием о проверке конституционности ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Ходатайства - это обращения с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Жалоба - это обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Граждане могут обжаловать в КС исключительно законы - федеральные или субъектов РФ.
КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного \"акта или иное производство. \";
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).
Субъектами права на обращение в КС являются: Президент РФ , СФ, ГД, \"/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.
Решения КС РФ подразделяются на три вида:постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.
Особое мнение судьи не является составной частью решения КС и не имеет каких-либо правовых последствий. Оно содержит личную позицию судьи, несогласного с решением КС по существу. и подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.
Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим КС, ни другими органами государственной власти. \" >
Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок. установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.
В законе о КС говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствова-ние исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.
Лкт.:Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия//Вестник МГУ, сер. 11 "Право", 1995, № 4; Бел к и н А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995;Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994;Л а за ре в В.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ//Государство и право, 1996, №6;0всепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992; ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. М., 1996; Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995; Шульжен ко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Эб-зеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.,1996. Лучин В.О.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ" в других словарях:
Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия - 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров
В РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия - Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства...
Конституционный Суд РФ, как считают многие эксперты, - это один из ключевых органов власти с точки зрения государственной стабильности и качества политического управления страной. Интересно изучить его структуру, компетенции, а также спектр полномочий. Какие источники права регулируют каждый из этих аспектов? Каковы особенности работы судей КС РФ?
Определение
Как звучит определение Конституционного Суда РФ? Корректными источниками, откуда мы можем взять необходимые формулировки, могут быть действующие правовые акты. Многие юристы предпочитают, к примеру, брать за основу положения соответствующего Согласно формулировкам, в данном источнике рассматриваемый орган власти признается органом конституционного контроля, который самостоятелен и автономен.
Как мы видим, определение звучит достаточно просто. В некоторых случаях изучаемая инстанция именуется как федеральный Конституционный Суд РФ, но это, строго говоря, не вполне верно. В релевантных источниках права такое определение изучаемого органа власти отсутствует.
Главный источник права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность Конституционный Суд, - Конституция РФ, основной закон государства. Согласно ей рассматриваемая инстанция относится к высшим федеральным органам власти. В ключевых компетенциях КС РФ - рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов и иного типа правовых актов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование и разрешение релевантных споров. Определение Конституционного Суда РФ также дано в соответствующем федеральном законе.
сроки полномочий
Рассматриваемая инстанция осуществляет свою деятельность в рамках двух палат. В первой работают 10 судей, во второй - 9. Комплектация каждой осуществляется согласно жребию и регламенту. В среде юристов есть мнение: срок полномочий Конституционного Суда РФ в аспекте функционирования палат в неизменном составе - три года. Данная точка зрения соотносится с положением 20-й статьи ФЗ, регулирующего деятельность данного органа власти. Однако нет такого требования, что судьи должны меняться одновременно. Более того, ни в одном из законов не отражено условий, по которым данный орган власти может прекратить деятельность. Поэтому можно сказать, что срок полномочий Конституционного Суда РФ России законом не ограничен.
Судьи КС РФ назначаются Верхней Палатой Федерального Собрания по представлению главы государства. Деятельность они могут вести до достижения ими возраста 70 лет. Правда, это правило не касается Председателя КС. Данное должностное лицо также утверждается по представлению Президента РФ Советом Федерации и выбирается из числа действующих судей. Срок полномочий на этой должности - 6 лет. При аналогичных условиях назначаются Заместители председателя КС РФ.
В КС РФ работают также и рядовые сотрудники. Они формируют аппарат КС РФ, главной структурой которого является Секретариат. Сотрудники КС РФ осуществляют обеспечение работы Суда в аспекте организационных нюансов, научно-аналитических направлений, информационной и справочной поддержки, а также помогают судьям в их работе.
Свои функции Конституционный Суд осуществляет в Санкт-Петербурге. При этом заседания могут проводиться, если данный орган власти сочтет нужным, в любом другом городе. Представительство КС РФ открыто также и в Москве. Оно отвечает, в частности, за взаимодействие Конституционного Суда с другими органами власти в столице.
Назначение и работа судей
Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в КС РФ, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии - 15 лет. Назначаются судьи КС РФ, как мы уже отметили выше, происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей КС РФ, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге.
Деятельность граждан РФ на соответствующей должности в КС РФ несовместима с рядом других активностей - таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти. Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи КС РФ могут преподавать, заниматься наукой или творчеством.
Кто может обращаться в КС РФ?
Взаимодействовать с КС РФ могут граждане, органы власти или организации посредством запроса, жалобы или же ходатайства. В общем случае, основанием для того, чтобы КС России принял решение о начале рассмотрения дела, может являться неопределенность касательно того, соответствует ли некий нормативный акт основному закону России. К жалобе, ходатайству или запросу в КС РФ нужно приложить текст правового акта, который необходимо проверить на предмет конституционности. Для участия в судебном слушании могут быть вызваны свидетели и эксперты.
Юридическая сила решений КС
Решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного Суда. Поскольку полномочия Конституционного Суда РФ подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости. Свою деятельность рассматриваемая инстанция может осуществлять, обладая финансовой, организационной, а также материальной автономией от других властных институтов, с поправкой на то, что денежное обеспечение работы судей осуществляется за счет бюджета.
Конституционный Суд и другие органы власти
С Конституционным Судом РФ взаимодействуют также и другие высшие органы власти: Президент, Госдума, Совет Федерации, а также Правительство. Они назначают постоянных представителей в данной инстанции, которые принимают непосредственное участие в судебных заседаниях и могут занимать некоторую позицию в отношении рассматриваемых дел.
Таким образом, как считают эксперты, институты конституционного права в РФ представлены не только Судом соответствующей компетенции, но также и всеми базовыми структурами политической власти. Однако, участвуя в заседаниях, указанные органы власти не вправе оказывать на судей, рассматривающих дела, никакого давления.
Специфика компетенций
Согласно модели, которая формирует российское конституционное право, Конституционный Суд РФ обладает компетенцией, именуемой "связанной". Что это значит? Буквально следующее: полномочия Конституционного Суда РФ могут быть реализованы только при наличии запросов от субъектов общественно-политических процессов, предусмотренных основным законом государства. Таким образом, данный орган власти не наделен правом рассматривать дела, исходя из инициативы входящих в его состав судей. Вместе с тем, такого типа полномочия Конституционного Суда РФ возможно осуществлять в рамках задействования права законодательной инициативы. Так сказано в основном законе страны, в 104-й его статье.
Специфика решений, принимаемых Конституционным Судом
Какими особенностями характеризуются решения Конституционного Суда РФ? Прежде всего отметим, что постановления, а также заключения данного органа власти публикуются незамедлительно после их принятия КС РФ в официальных изданиях. Касательно юридической силы, которой обладают любые решения Конституционного Суда РФ, стоит отметить, что они не подлежат никакому обжалованию. Каких-либо подтверждений со стороны других органов власти действия КС РФ получать не должны. Если, например, Конституционный Суд принял постановление признать некий правовой акт противоречащим основному закону государства, то повторное его принятие не может быть инструментом обхода вынесенного решения. Соответствующие источники права утрачивают юридическую силу.
Итак, мы изучили важные аспекты: специфику деятельности такого органа власти, как Конституционный суд РФ, состав. Полномочия данной инстанции, а также особенности их реализации - вот следующий объект рассмотрения.
Полномочия КС РФ: толкование Конституции
Каковы ключевые полномочия Конституционного Суда РФ? К таковым, в частности, относится толкование основного закона страны, то есть разъяснение смысла формулировок, в нем содержащихся, с целью четкого для всех участников общественно-политического процесса восприятия соответствующих положений. Также толкование Конституции РФ осуществляется судом с целью корректного приспособления правовых норм основного закона к реальности, устранения двусмысленности формулировок.
Данного рода полномочие КС РФ осуществляется согласно запросу других высших федеральных структур власти, а также политических институтов субъектов РФ. Толкование основного закона страны обладает самой высокой юридической силой относительно каких-либо актов, связанных с правоприменительной практикой.
Проверка правовых актов на предмет соответствия Конституции
Каковы другие ключевые полномочия судей Конституционного Суда РФ? К таковым можно отнести проверку правовых актов на предмет соответствия главному закону государства. Соответствующие формулировки, наделяющие данный орган власти таким полномочием, содержит, в частности, Закон о Конституционном Суде РФ. Возможным поводом для изучения тех или иных норм и правовых актов на предмет соответствия ключевому для государства источнику права могут быть запросы или жалобы от органов власти, других судов, а также граждан России.
Субъектами, которые могут образовать с последующим рассмотрением дела в Конституционном суде, если речь идет о госорганах, могут быть Президент России, Совет Федерации, Госдума, Правительство, Верховный, а также Высший Арбитражный Суды и политические институты в субъектах РФ.
Соотнесение законов с правами и свободами граждан Российской Федерации
В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами РФ прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства.
Конституционный Суд и импичмент Президента
Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения - также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.
КС РФ может участвовать в процессе импичмента Президента - процедуры, связанной с выявлением факта или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент РФ в чем-либо обвиняется. Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Госдума и Верховный Суд РФ обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в КС РФ может сформировать Совет Федерации.
Споры касательно властных компетенций
Изучая полномочия Конституционного Суда РФ, кратко рассматривая их, можно обратить также внимание на следующий аспект деятельности данного органа власти - решение споров, связанных с определением компетенции тех или иных политических институтов. Дело в том, что в ряде случаев между органами на федеральном или региональном уровне могут возникать разногласия. Закон о Конституционном Суде РФ позволяет соответствующей инстанции содействовать в разрешении подобного рода споров. Правом ходатайствовать в КС РФ обладает любой орган власти. Полный перечень политических институтов указан в 125-й статье Конституции РФ.
Прочие полномочия
Перечисленные основные полномочия КС РФ, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд РФ может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу. С соответствующим запросом в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов РФ. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в РФ в силу несоответствия положениям Конституции России.
КС РФ уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону РФ. В полномочия КС РФ входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.
Организация судебного процесса
Заседания КС РФ проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения.
Дела и спорные вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ в коллегиальном порядке. При этом решения принимают только те судьи, которые непосредственно участвовали в слушаниях. Выносить постановления данный орган власти может только в случае, когда в заседаниях приняло участие по меньшей мере две трети от общего количества судей.
Дела рассматриваются КС РФ, как правило, в открытом формате. Но даже если то или иное заседание, в силу требований закона, было проведено в закрытом режиме, все принятые решения опубликовываются. Обсуждение вопросов, касающихся судебных дел, осуществляется в устном формате. КС РФ изучает объяснения всех сторон, мнения экспертов, свидетелей, исследует документы. Рассматриваются дела непрерывно. Паузы берутся для отдыха судей и проведения необходимых для дальнейшего продолжения заседаний процедур.