Бюджетное право и его источники. Правовое регулирование составления бюджета
К источникам бюджетного права относятся нормы Конститу
ции Российской Федерации, бюджетное законодательство и под
законные нормативные акты. В Конституции Российской Федера
ции устанавливаются общие положения и принципы бюджетного
устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию
Российской Федерации и сферу совместной деятельности Рос
сийской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101,
104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, ут
верждения бюджета и контроля его исполнения, а также полно
мочия органов государственной власти в области бюджетной по
литики. Кроме того, конституционные нормы определяют основ
ные принципы и формы взаимоотношений государства и адми
нистративно-территориальных образований в области бюджета,
устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъек
тов бюджетной деятельности.
1 См.: Химичева Н.И. Субъекты бюджетного права. - Саратов, 1979. -
С 11.
Если финансовое законодательство как термин еще не сфор
мировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует
понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюд
жетного кодекса Российской Федерации стало принципиально
новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного за
конодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации уста
новил общие принципы бюджетного законодательства, правовые
основы функционирования бюджетной системы, правовое поло
жение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок
регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного
кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Рос
сийской Федерации, в которую входят:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- принятые в соответствии с ним федеральные законы о феде
ральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных
фондов;
-законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюд
жете территориальных государственных внебюджетных фондов;
-муниципальные правовые акты представительных органов му
ниципальных образований о местных бюджетах;
- иные федеральные законы, законы субъектов Российской
Федерации и муниципальные правовые акты представительных
органов муниципальных образований, регулирующие соответству
ющие бюджетные правоотношения.
Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и
применяются ко всем отношениям, возникшим после введения
актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным ко
дексом Российской Федерации или федеральным законом. К ис
точникам бюджетного права относятся: указы Президента Рос
сийской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие
бюджетные отношения в пределах своей компетенции.
Однако данные нормативные правовые акты не входят в поня
тие бюджетного законодательства и не должны противоречить его
нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занима
ют акты Министерства финансов Российской Федерации, касаю
щиеся практической организации бюджетной деятельности (по
рядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней
бюджетной системы, введения режима сокращения расходов фе
дерального бюджета и др.).
Источником бюджетного права являются и международные до
говоры Российской Федерации, которые применяются непосред
ственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случа
ев, когда международным договором предусмотрено, что для его
Применения требуется издание внутригосударственных актов. Если
же международным договором установлены иные правила по
сравнению с бюджетным законодательством Российской Феде
рации, то применяются правила международного договора. В сфере
бюджетного регулирования за последние годы стали применять
ся различные международные нормы и правила. Так, Россия пе
решла на единую бюджетную классификацию (группировку до
ходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европей
ского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в
Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра
вительство и Министерство финансов Российской Федерации
исполняют рекомендации по использованию кредитов Между
народного валютного фонда и Международного банка реконст
рукции и развития, закрепленные как в уставах этих организа
ций, так и в заключаемых с ними международных кредитных
соглашениях.
22. Понятие бюджетного права, его источники.
Бюджетное право – основная подотрасли финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета и разработки и утверждения бюджетной отчетности. Предметом бюджетного права, соответственно, являются отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правового регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.
Бюджетное право отличается от других подразделений финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:
1. бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;
2. эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:
Бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;
Структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;
Компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;
Бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.
Источниками бюджетного права являются:
Конституция РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных внебюджетных фондов;
Законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;
Муниципальные правовые акты представительных органов муниципального образования о местном бюджете.
Иных федеральных законов, законов субъекта РФ, актов органов муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения.
Постановления Правительства, например «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».
Акты Минфина, например утвержденный порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, указания по применению бюджетной классификации.
23. Правовое регулирование составления бюджета.
24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.
25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.
Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также их состав закреплены в ст. 143 и 144 БК РФ.
Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ; Государственный фонд занятости населения РФ.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные - такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Правовой режим Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства фонда- государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.
Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения , утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.
К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).
Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов РФ.
Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.
Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.
Альтернативная классификация
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Источники бюджетного права можно разделить по уровню правового регулирования на:
- международные договоры;
- Конституцию Российской Федерации, бюджетное законодательство;
- подзаконные нормативные правовые акты:
- указы Президента Российской Федерации,
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
- нормативные правовые акты, издаваемые в пределах компетенции финансовым органом, Федеральным казначейством;
- нормативные правовые акты, издаваемые главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств в связи с осуществлением ими своих бюджетных полномочий.
См. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Козырина. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.
Впрочем, если рассматривать бюджетное право как подотрасль финансового права и совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, то включение международных договоров в перечень его источников вряд ли целесообразно.
Некоторые авторы включают в перечень источников бюджетного права и практику Конституционного Суда РФ (см., например, http://отрасли-права.рф/article/19985).
Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:
- федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
- уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
- уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).
Федеральная составляющая источников бюджетного права
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- подзаконные акты.
В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:
- положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации (ст. 71 , ст. 73 , ст. 132);
- конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере (ст. 101-103);
- в статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере.
Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации ", в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:
- Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
Основным федеральным законом , регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ . Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.
Подзаконные акты - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой (Указы Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения).
Министерство финансов РФ - это федеральный орган исполнительной власти, вырабатывающий единую государственную финансовую, кредитную, денежную политику, ведущий нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную и иные сферы.
Следовательно, источниками бюджетного права являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России.
Региональная составляющая источников бюджетного права
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам - по юридической силе:
- уставы и конституции субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).
Основные законы субъектов РФ - уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.
Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ , регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в структуру бюджетного законодательства РФ.
В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты - акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, постановление Правительства субъекта).
Муниципальная составляющая источников бюджетного права
Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:
- принятые представительными органами местного самоуправления;
- принимаемые исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.
К актам, регулирующим бюджетные отношения, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся:
- уставы муниципальных образований;
- собственно акты, регулирующие бюджетные отношения.
Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.
Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.
Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.
Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:
а) федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
б) уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
в) уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).
Рассмотрим их подробнее.
Федеральная составляющая источников бюджетного права.
Первая группа источников . В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере. Во-первых, это положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации. Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, устанавливающей "презумпцию компетентности" субъектов РФ, региональные бюджеты - это исключительный предмет ведения субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ст. 132 Конституции РФ).
Во-вторых, это конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере. Так, для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату; Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации (ст. ст. 101 - 103 Конституции РФ).
В статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Вторая группа источников - федеральные конституционные законы. Среди таких законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" , в котором кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики называются следующие: Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
Третья группа источников - федеральные законы, являющиеся составной частью структуры бюджетного законодательства. Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.
Бюджетный кодекс РФ(от 31.07.98г с изм от 26.12.14г). Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования.
Основное место среди источников бюджетного права занимает БК, принятый впервые в истории финансовой деятельности России в 1998 г. Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.
Бюджетный кодекс состоит из пяти частей, включающих 32 главы. Впервые в российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.
Важное значение БК заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.
Новые реалии государственного строительства и проводимой административной реформы обусловили включение в текст БК отдельной главы, посвященной осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.
Участие государства в гражданском обороте в качестве равноправного хозяйствующего субъекта, усиление ответственности, в том числе и финансовой, государства перед организациями и физическими лицами повлекло наличие в БК самостоятельной главы, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Несомненным достоинством БК является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных правонарушений и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Особенностью БК является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории РФ. В результате нормы БК устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.
Нормы БК осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня; для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.
Бюджетный кодекс РФ состоит из пяти частей ("Общие положения", "Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетный процесс в Российской Федерации", "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации", "Заключительные положения") и 28 глав.
Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения - федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.
Закон о бюджете - это основной финансовый план аккумулирования, распределения и использования централизованного государственного денежного фонда определенного территориального уровня в форме нормативного правового акта первичного характера, ежегодно принимаемого соответствующим представительным органом власти посредством особой законотворческой процедуры и обладающего соответствующей юридической силой в иерархии законодательных актов.
Закон о бюджете как источник имеет следующие особенности:
Действует в рамках определенного временного периода: с 1 января по 31 декабря финансового года;
Носит специальный характер: в нем не могут устанавливаться нормы, не связанные с государственными (муниципальными) доходами и расходами;
В него не должны включаться нормы, регулирующие компетенцию того или иного органа государственной власти, что затрагивает конституционные права и свободы.
Четвертая группа источников - подзаконные акты . Это - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой. Так, возглавляют систему подзаконных актов федерального уровня - источников бюджетного права -Указы Президента РФ. Вообще, указов Президента РФ, издаваемых в бюджетной сфере, незначительное количество по сравнению с постановлениями Правительства или приказами Минфина России. Указами Президента РФ регулируется главным образом порядок финансирования государственной поддержки за счет средств федерального бюджета той или иной категории лиц. Например, Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" установлено, что Правительство РФ должно обеспечить в 2006 г. выделение средств из федерального бюджета для выплаты премий талантливой молодежи, а также предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 2007 - 2010 гг. средства для выплаты премий.
Подзаконные акты. Принимаются Правительством РФ, Президентом РФ. В частности, Президент РФ наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов РФ - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере.
Законы субъектов РФ. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.
Статья 4 БК РФ определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в БК РФ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
Для толкования и применения норм бюджетного права важное значение имеют судебные акты. В этой связи следует отметить постановления Конституционного суда Российской Федерации, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм бюджетного законодательства. Примером может служить постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 23-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».
Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые норма, устанавливающие:
· структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ);
· перечень бюджетных доходов и расходов;
· порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов;
· бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;
· регламент бюджетного процесса;
· порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.
Виды бюджетных правоотношений:
1) установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ;
2) установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня;
3) разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
4) организация бюджетного процесса;
5) организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.
Субъекты бюджетных правоотношений:
1) государство, а также государственные и административно-территориальные образования;
2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
3) государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.
Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.
Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.
Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.