Амнистия в уголовном праве. Что такое амнистия по уголовным делам: определение и порядок помилования. Как принимать акты об амнистии
КАК ПРИНИМАТЬ АКТЫ ОБ АМНИСТИИ
В. ТКАЧЕНКО
В. Ткаченко, прокурор
управления прокуратуры Ростовской
области.
Известно, что амнистия (от греч.
amnestia - забвение, прощение) как институт
права имеет давние традиции и глубокие
исторические корни. В качестве акта высшего
проявления гуманизма амнистия широко
применяется уполномоченными на то
государственными органами большинства
стран мира. При этом публичная власть как бы
прощает оступившимся их грехи в связи с
событиями большой общественной или
государственной значимости. Во времена
абсолютизма амнистии объявляли монархи. В
современных государствах это, как правило,
прерогатива законодательной власти, т.е.
парламентов.
Не является в этом плане
исключением и Россия. Так, в соответствии со
ст. 103 Конституции Российской Федерации в
предмет ведения нижней палаты
отечественного парламента входит, наряду с
иными полномочиями, и принятие актов об
амнистии, а также о порядке их исполнения.
Причем Государственная Дума довольно
активно использует предоставленное ей
Основным законом полномочие. За период
существования российского парламента
(который историю своего существования
отсчитывает с момента принятия действующей
Конституции) его нижней палатой -
Государственной Думой принято более двух
десятков актов об амнистии и порядке их
исполнения (на август 2000 г.).
И вряд ли
эта проблема могла привлечь внимание, если
бы не одно "но". Речь идет о принятии
Государственной Думой печально известных
постановлений "Об объявлении амнистии в
связи с 55-летием Победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и "О
порядке применения Постановления
Государственной Думы в связи с 55-летием
Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов". Беспрецедентность принятого нижней
палатой решения очевидна. Такого
российское общество не помнит с 1953 г., когда
под амнистию, инициированную Берия, попало
также большое число осужденных.
Уместно отметить, что в соответствии с
концепцией взаимоотношений между
личностью и государством в современных
правовых системах оно среди прочих
осуществляет и функцию уголовного
преследования в силу того, что преступление
по своей социальной природе - общественно
опасное деяние. При таком положении
государство, в принципе, вправе применять
амнистию и освобождать определенный круг
лиц от уголовного наказания. Но они не
освобождаются, однако, от обязанности
возместить причиненный ущерб. Но как быть с
преступниками, совершившими, скажем,
убийство либо другое тяжкое или особо
тяжкое преступление против личности? Может
ли в этом случае государство быть
"добреньким" за чужой счет, т.е. за счет
потерпевших, даже если при этом мотивирует
свое решение невозможностью обеспечить
нормальные условия содержания осужденных?
Думается, нет. В этой связи уместно
вспомнить выступление в Государственной
Думе депутата В. Илюхина, который
обоснованно заметил, что в соответствии с
постановлением под амнистию, приуроченную
к юбилею Победы, могли попасть и инвалид
Басаев, и орденоносец Масхадов.
Благодаря быстрому реагированию
правоприменительных органов ситуацию
удалось удержать под контролем.
Постановлением от 28 июня 2000 г.
Государственная Дума внесла изменения в
ранее принятый акт. Между тем вряд ли такие
действия способствуют укреплению
авторитета как одной из плат
представительного органа страны, так и
государственной власти в целом.
Скоропалительность принятия амнистии, а
затем внесение в нее изменений обозначили
проблему, требующую скорейшего
законодательного решения. В противном
случае нет гарантий от подобных "ошибок"
нижней палаты парламента и в будущем. А ведь
амнистия затрагивает конституционные
права широкого круга граждан. Людям трудно
понять, почему вчера еще они подлежали
освобождению от наказания по амнистии, а
сегодня решение отменено, причем тем же
органом, который его и принимал.
Чтобы
подробнее разобраться в причинах,
приведших к такому результату, попробуем
проанализировать саму процедуру принятия
Государственной Думой актов об амнистии и
порядке их исполнения. Как уже отмечалось,
такое право для Государственной Думы
предусмотрено ст. 103 Конституции РФ. А в
соответствии с частями 2 и 3 указанной
статьи Основного закона Государственная
Дума по вопросам своего ведения, включая
принятие амнистии, принимает постановления
большинством голосов, если иное не
предусмотрено Конституцией РФ.
В этой
связи попутно заметим, что в научной
литературе некоторые исследователи
российского парламентаризма право по
внесению проектов постановлений о принятии
акта об амнистии и порядке его исполнения
ошибочно включают в право законодательной
инициативы. Такой подход представляется
неверным потому, что упрощенный порядок
принятия амнистии, не требующий издания для
этого специального закона, предусмотрен
самой Конституцией РФ. Вместе с тем она не
исключает возможности принятия
федерального закона, регламентирующего
саму процедуру принятия Государственной
Думой акта об амнистии и о порядке его
исполнения.
Указанные нормы
Конституции находят свое развитие в
Регламенте Государственной Думы, в
частности в гл. 23. В соответствии со ст. ст. 181
и 182 указанной главы Регламента
постановления об объявлении амнистии и
порядке применения амнистии вносятся в
Государственную Думу и рассматриваются ею
в порядке, установленном Регламентом
Государственной Думы для внесения и
рассмотрения законопроектов. После
принятия постановлений об амнистии и
порядке применения амнистии они
подписываются Председателем
Государственной Думы и подлежат
официальному опубликованию в течение трех
дней.
Как видим, порядок принятия этих
актов весьма упрощен, если еще при этом
учесть, что Регламентом для отдельных видов
федеральных законов предусмотрена
возможность принятия их окончательных
редакций сразу в первом чтении, т.е. минуя
стадии второго и третьего чтений. В отличие
от законов постановления Государственной
Думы по предметам ее ведения подписываются
Председателем этой палаты, который не
наделен правом вето, как Президент РФ, и в
любом случае обязан выполнить коллективную
волю депутатов.
На наш взгляд, амнистия
должна приниматься по более сложной
процедуре. Здесь, конечно же, важно не
нарушать баланса властей. Если, скажем,
перейти к модели, когда, например, акт об
амнистии принимался бы в форме закона либо
совместными решениями палат, то для этого
необходимо изменение Конституции РФ. К тому
же в случае принятия амнистии в форме
закона в процесс должен включаться и
Президент РФ, который и так в противовес
праву Государственной Думы принимать
амнистию наделен Конституцией РФ правом
помилования.
Возможен вариант решения
проблемы и без конституционных изменений.
Законодательная практика последних лет
показывает, что федеральные законы могут
приниматься и для того, чтобы регулировать
саму процедуру принятия различных
нормативных актов. Например, принят
Федеральный закон "О порядке принятия и
вступления в силу поправок к Конституции
Российской Федерации".
Конституция не
содержит запрета и на принятие
федерального закона, регламентирующего
процедуру принятия акта об амнистии,
порядок его исполнения, а также процедуру
внесения изменений и дополнений в такие
акты. При этом в законе можно было бы
предусмотреть, что Государственная Дума в
обязательном порядке принимает такие акты
в трех чтениях. А после рассмотрения
проекта постановления об амнистии и о
порядке исполнения акта об амнистии в
первом чтении направляет их в Генеральную
прокуратуру РФ для соответствующего
заключения, поскольку это, пожалуй,
единственный на сегодняшний день институт
государства, осуществляющий столь широкий
надзор, в том числе за органами,
исполняющими амнистию, включая суды в части
законности принятых ими решений.
Что
касается суда, то, поскольку этот орган не
является по своей сути консультативным,
вменение ему в обязанность дачи заключения
будет противоречить его правовой природе,
функциям и задачам.
Для реализации
указанной функции прокуратурой в Закон о
прокуратуре необходимо внести изменения и
дополнения с тем, чтобы это носило
обязательный характер. Представитель
прокуратуры также должен приглашаться на
заседания Государственной Думы при
рассмотрении постановлений об амнистии.
Конечно, заключение прокуратуры, включая и
устное выступление ее представителя в
палате парламента, не будет иметь
обязательной силы для Государственной
Думы. Но оно будет учитываться депутатами
при голосовании, что позволит избежать
принятия непродуманного решения в столь
важной сфере общественных отношений.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Как принимать акты об амнистии
То же самое касается просителей убежища, которые сделали ложные заявления об их происхождении или чью личность не может быть четко установлена. Кроме того, просителям убежища может быть отказано в въезде в государство-член, если это представляет собой нарушение каких-либо обеспечительных интересов на основе национального законодательства. Кроме того, могут поддерживаться конкретные «пограничные» процедуры, такие как, например, немецкая практика процедуры аэропорта. В соответствии с директивой, ищущие убежища, в возрасте 16 лет и старше считаются правоспособностью дальше, делая их как несовершеннолетние не пользуется особой защиты больше.
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О
ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.03.1998 N 33-ФЗ
"О
ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 06.02.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД
"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С
55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ
В СВЯЗИ С
55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ 1941 -
1945 ГОДОВ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД
ФС РФ от 28.06.2000 N 492-III ГД
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ
В СВЯЗИ С 55-ЛЕТИЕМ
ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941
-
1945 ГОДОВ"
Законность, N 12, 2000
Третья страна классифицируется как «безопасная», если она ратифицировала Женевскую конвенцию и придерживается принципов Европейской конвенции о правах человека. Если компетентный орган государства-члена признает, что заявитель из «безопасной третьей страны» был представлен незаконно, не требуется более всестороннее рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Однако до сих пор в этом списке не было достигнуто согласия. спорно, например, степень, в которой говорится, где гениталий практикуется, так как «безопасные» страны должны быть классифицированы.
Слово «amnestia» имеет греческое происхождение и в буквальном переводе означает «забвение» и «прощение». Это правовая форма помилования лиц, совершивших определенные преступные деяния.
Определение амнистии и краткая историческая справка
В современной России амнистия - это досрочное освобождение граждан, находящихся в местах лишения свободы или смягчение их участи.
На это повлияют Бенин, Мали или Гана. Поскольку все соседние страны классифицируются как безопасные третьи страны, для просителей убежища, въезжающих в страну, почти невозможно получить убежище в Германии. Европейский подход принять этот третий принцип страны, указывает в том же направлении - к сокращению убежища иммиграции, в то время как международные обязательства по защите лиц, ищущих убежища, поддерживать формальные и лиц, ищущих убежища, направляются в так называемые «безопасные» страны.
Критика директивы по процедуре предоставления убежища. Европейский парламент, в частности, не чувствовал себя достаточно вовлеченным в директиву и ее состояние. Он ввел ряд поправок, направленных на лучшую защиту прав лиц, ищущих убежище. Например, заявления о предоставлении убежища от граждан «безопасных третьих стран» не должны быть отклонены с самого начала. Однако Европейский Совет не включил ни одну из 174 поправок Парламента, которые, однако, не были обязательными. По мнению Европейского совета, Директива регулировалась процедурой консультаций или консультаций, хотя поправки Парламента должны были быть заслушаны, но не приняты.
Впервые в Отечественной истории такая мера была назначена в XIX веке императором Александром II, и применилась по отношению к участникам Декабристского восстания. Следующее объявление амнистии совпало с коронацией Николая II, а последний акт милосердия в истории царской России был проведен в связи с 300-летним юбилеем рода Романовых. И в наши дни сохранилась традиция приурочивать помилование к важным датам в истории государства.
Поэтому парламент подал иск в Европейский суд по делу об аннулировании. Он призвал отменить эти области Директивы, в которых излагаются минимальные списки и принятие общего списка безопасных третьих стран. Процедура все еще находится на рассмотрении, и окончательное решение еще не принято.
Многочисленные неправительственные организации также подверг критике Директиву о процедуре предоставления убежища. Они видели в концепции безопасных третьих стран попытку подорвать международное законодательство о беженцах. Те, кто ищет защиты, будут лишены своих прав, не имея необходимости с самого начала проверять заявления о предоставлении убежища. Более того, применение списков стран происхождения делает право на индивидуальное расследование дела. Кроме того, концепция третьей страны подразумевала риск изменения цепочки.
Кто объявляет амнистию?
Это происходит по решению органов власти и определяется Государственной думой Федерального Собрания.
Применить помилование можно на различных стадиях производства по уголовному делу, а также избирать разные типы смягчения положения для лиц, привлеченных к ответственности за те или иные преступления. Это может быть освобождение от уголовного преследования или наказания, сокращение неотбытой части назначенного судом срока или полное снятие судимости.
Они несовместимы с международным правом, поскольку в конце дня их часто вынуждают возвращать в страну происхождения. Наконец, была предпринята попытка изолировать страну от лиц, ищущих убежище. Фаза: Зеленая бумага для общей европейской системы убежища.
Осуществление и сопутствующие меры, солидарность и распределение бремени, а также внешний аспект с устранением факторов толчка, которые, Экологические катастрофы. Кроме того, Европейская комиссия предлагает создать европейское агентство поддержки. Их задачей было бы предоставить командам оперативную помощь в случае массового потока лиц, ищущих убежища. Портал необходим, поскольку согласно процессуальным и квалификационным директивам необходимо обеспечить, чтобы государство-член, ответственное за заявление о предоставлении убежища, имело информацию о стране происхождения заявителя.
Цель амнистии и когда она проводится
Целью амнистии является не только смягчение участи для лиц, привлеченных к ответственности по уголовным делам. В таких случаях речь идет и о государственных интересах, а именно:
- Экономия денежных средств. По статистике, содержание одного заключённого в течение года обходится государству в сумму, превышающую 100 000 рублей. В случаях, когда проводится амнистия, эти средства остаются в казне и могут быть потрачены на другие цели.
- Сокращение штата в органах исполнения наказаний. Выплата заработной платы сотрудникам этих инстанций является обязанностью государства, а со снижением числа осужденных появляется возможность уменьшить количество работников исполнительной системы.
Традиция приурочивать помилование к важным датам в истории государства сохранилась и сейчас. Нередко амнистия совпадает с годовщиной Великой Победы, выборами и другими значимыми событиями. Правила и нормы ее проведения регулируются соответствующим актом.
В дополнение к этим подходам к лучшей организации миграции убежища Комиссия по-прежнему привержена делу укрепления прав уязвимых людей. В нем основное внимание уделяется уязвимым группам уязвимых групп, таких как женщины, дети и жертвы пыток. Региональные программы защиты - экстратерриториализация процедуры предоставления убежища.
Защита вне закона о предоставлении убежища: временная защита
Они должны укреплять защитные возможности пострадавших регионов и обеспечивать долгосрочные решения. К ним относятся возвращение в страны происхождения, местная интеграция в государство первого государства или переселение в третью страну. Активный отдых в переходном доме для беженцев в Берлине-Мариенфельде.
Что такое акт амнистии?
Актом об амнистии называют специальное постановление органов государственной власти, в котором содержатся обоснования для проведения помилования и его условия. В этом документе отражены указания о следующих мерах:
- уменьшение срока наказания;
- освобождение от уголовной ответственности;
- замена предусмотренного Уголовным кодексом наказания на менее суровое;
- снятие судимости;
- избавление от дополнительной ответственности по совершенным деяниям;
- отмена наказания или отбывания срока заключения.
Кроме того, в акте о помиловании содержится информация, какие статьи попадают под амнистию, а также приложен список преступных деяний, на которые эта мера не распространяется.
Видео: Амнистия в Уголовном Кодексе РФ
Причина в том, что все лица, ищущие убежища, подвергаются узкому определению того, кто может подать заявление о предоставлении убежища, на каких основаниях и где многие беженцы не могут выполнить эти критерии. С другой стороны, в нем не упоминаются все возможные причины побега по имени, что открывает новые дискреционные полномочия для противоречивых вопросов толкования - например, кто является беженцем и получает соответствующую защиту и права. Для того чтобы не перегружать свои системы убежища, принимающие государства разработали широкий спектр специальных мер, которые, например, допускают временную квоту беженцев в зоне гражданской войны.
Амнистии подлежат правонарушения, совершенные лицом до того, как был подписан соответствующий документ. Но в отдельных случаях постановление действует на протяжении некоторого времени после того, как было подписано.
Какие категории граждан попадают под амнистию в первую очередь
Существует определенная очередность при помиловании лиц, совершивших противоправные деяния по статьям Уголовного кодекса, попадающих под амнистию. Привилегию имеют следующие категории осужденных:
Однако большинство государств-членов отклонили это предложение, в частности, поскольку некоторые из них были обеспокоены их географическим положением и вынуждены были принимать больше беженцев в будущем. Европейский фонд беженцев был создан в качестве инструмента финансирования с целью усиления «распределения бремени» между государствами-членами в смысле большей солидарности. Это определяет минимальные стандарты для предоставления мер временной защиты и солидарности. Последние призваны компенсировать государствам-членам разное бремя, возникающее в результате приема беженцев.
Если осужденный попал под амнистию, это не говорит о его невиновности и не доказывает, что он непричастен к определённому противоправному деянию. Лица, освобожденные в соответствии с актом о помиловании и совершившие повторное злодеяние, несут ответственность перед законом не только за новые правонарушения, но и за те, в связи с которыми были ранее осуждены и впоследствии освобождены от наказания.
Директива о минимальных стандартах предоставления временной защиты охватывает следующие четыре области. Продолжительность и реализация временной защиты. Необходимость временной защиты устанавливается Советом по решению и фиксируется сначала сроком на один год. Крайний срок может быть продлен еще на год до двух лет.
Обязательства государств-членов по временному перехвату. Беженцы имеют право на временную защиту, независимо от их пола, расового или этнического происхождения, национальности, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. Минимальные стандарты предусматривают, что беженцам должны быть предоставлены документы, необходимые для обеспечения их пребывания, и должны быть объявлены правовые условия временной защиты. В то же время административные действия должны быть сведены к минимуму.
Преступления, не попадающие под амнистию
При составлении акта о помиловании важное значение имеет не только то, на какие статьи Уголовного кодекса это распространяется. Существует ряд противоправных действий, которые не попадают под амнистию. Надеяться на смягчение наказания не могут лица, осужденные за участие в следующих правонарушениях:
Временно беженцам также разрешается работать и получать доступ к профессиональному образованию и обучению. Тем не менее, государства-члены могут предоставлять беженцам доступ к доступу на рынке труда в качестве приоритета, как это практикуется в Германии с так называемым приоритетным принципом. Кроме того, государства-члены должны обеспечить адекватное жилье и средства к существованию беглецов. Малым беженцам должен быть предоставлен доступ к системе образования, а также местному населению. Также необходимо разрешить сочетание семей, которые могут быть отвергнуты только в исключительных случаях.
- особо крупные беспорядки;
- террористические акты;
- экстремистские и сепаратистские операции;
- шпионаж;
- государственная измена;
- коррупционные действия;
- мошеннические деяния в особо крупных размерах;
- бандитизм;
- кражи имущества граждан в особо крупных объемах;
- похищения одного гражданина или группы людей;
- умышленные нанесения вреда физическому или психическому состоянию человека;
- изнасилования;
- совращение несовершеннолетних;
- умышленные преднамеренные убийства.
Амнистия в России не распространяется на лиц, ранее помилованных, и вновь оказавшихся в местах тюремного заключения. А также на граждан, совершивших новое злодеяние во время отбытия срока, за которое к назначенному наказанию было прибавлено дополнительное, в размере 12 и более месяцев.
Преступления, не попадающие под амнистию
Государства-члены могут исключить лицо из временной защиты, если они представляют угрозу для внутренней безопасности, подозреваемые в совершении военных преступлений или преступлений против человечности или совершили действия, противоречащие целями ООН.
Доступ к регулярным процедурам предоставления убежища. Доступ к регулярным процедурам предоставления убежища всегда открыт для беженцев, которые пользуются временной защитой. Возвращение пострадавших беженцев и меры после истечения срока действия защиты.
Видео: Амнистия в Уголовном Кодексе РФ