А также пожарная каланча и. Пожарная каланча: история в деталях
В наглядно-художественной форме воссозданы наиболее яркие страницы истории пожарного дела в России. В текущем году эта работа нашла свое отражение в виде красочно оформленного настенного календаря и буклета.
Январь 2013 .
Утилитарное по сути своей сооружение - обычное пожарное депо - напоминает мощную крепость в сочетании с дворцом в стиле модерн. Высота каланчи - чуть более 30 метров. Уверенный почерк мастера-архитектора Г. Саре на века вписал ее в архитектурную историю города. Яркие цветовые контрасты и безупречность силуэта подкупают своей лаконичностью.
Февраль 2013 .
Тем, кто попадает в Суздаль одну из жемчужин «Золотого кольца», непременно бросается в глаза оригинальное, сверкающее новизной и белым великолепием, под стать белокаменным храмам, строение с высокой башней - пожарной каланчой
Март 2013 .
Возведенное в начале 20 века здание пожарного депо в Волгограде стало вершиной инженерной мысли. Площадь новоиспеченного здания пожарной каланчи была весьма обширной: здесь находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарных с шестовым спуском.
Спустя годы после разрушения пожарная каланча восстанавливалась с использованием знаменитой царицынской тычковой кладки, при которой кирпичи устанавливают торцом. На фасаде каланчи сохранилась уникальная версия герба уездного города Царицына конца 19-го века.
Апрель 2013 .
Здание Сущёвской полицейской части великолепный памятник архитектуры 19 века. Оно примечательно высокой пожарной каланчой с площадкой для дозорного. Каланча Сущевской пожарной части - одна из самых старых и хорошо сохранившихся в Москве. В главном корпусе размещались пожарный пост, телеграф, арестантские и административные помещения, квартиры чинов полиции.
Май 2013 .
Историко-культурное значение здания пожарной каланчи в Калуге определяется не столько ее оригинальной и интересной архитектурой, сколько уникальной историей. Это тем более важно, что в Калуге сохранился только один комплекс пожарной части и то лишь частично.
В прошлом веке Управлением внутренних дел Калужской области монахам Оптиной пустыни был безвозмездно передан городской пожарный колокол, который ранее с каланчи оповещал о пожарах.
Июнь 2013 .
Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части - вторая по времени постройка после Сущевской из сохранившихся в Москве каланчей. Верхняя часть каланчи оборудована обходной галереей с ажурными кронштейнами крепления. Шпиль венчают шары - знаки, сигнализировавшие другим пожарным частям о силе пожара.
Июль 2013 .
Внешнему облику пожарных каланчей в 19 веке придавалось огромное значение. На разработку проекта их строительства обязательно объявлялся архитектурный конкурс. В частности, в конкурсе на проектирование угличской каланчи победил известный санкт- петербургский архитектор итальянского происхождения Луиджи Руска.
Здание угличской каланчи - двухэтажное, с мезонином, украшенное монументальным четырехколонным портиком. На нижнем этаже под портиком в 19 в. находились арочные ворота, через которые вывозилось пожарное оборудование
Август 2013 .
Восьмигранная пожарная каланча в Санкт-Петербурге взметнулась на высоту 46 метров. В своё время она считалась одной из высотных доминант города. Здание каланчи упоминается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В нем следователь Порфирий Петрович вёл допрос Родиона Раскольникова.
Сентябрь 2013 .
В 2012 году исполнилось сто лет пожарной каланче в Рыбинске. На сегодняшний день 48-метровая пожарная каланча в этом городе является самой высокой в России. Каланча-юбилярша была построена в августе 1912-го, всего за год.
Пожарная каланча в Рыбинске в своем роде уникальна. Она была построена по абсолютно новой для начала 20 века строительной технологии - из монолитного железобетон.
Октябрь 2013 .
Местные жители в Коврове всегда называли это сооружение «пожарным замком». Из всех пожарных частей Владимирской губернии ковровское пожарное депо по праву считалось наиболее значительным.
Ноябрь 2013 .
В сентябре 1899 года на заседании Городской Думы было предложено вместо старого ветхого здания пожарного обоза возвести новое каменное с помещениями для служителей, конюшен и смотровой каланчой с пожарным колоколом. Уже через год началось строительство по проекту вологодского архитектора И. И. Павлова. Лишь к осени 1907 года здание было окончательно достроено и 19 октября состоялся молебен по случаю размещения в нем пожарного обоза. На фасаде каланчи были расположены куранты. Они играли мелодию песни, посвященную Сыктывкару. Можно с уверенностью отметить, что здание пожарной каланчи является не только памятником архитектуры, но и неофициальным символом
Декабрь 2013 .
Пожарная каланча в Костроме - уникальный памятник архитектуры эпохи классицизма. Она расположена на главной площади города, носящей имя Ивана Сусанина, и является ее высотной доминантой. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. Возведена пожарная каланча по задумке Баумгартена К.И. - губернатора Костромы, который решил, что она « с одной стороны, будет услаждать взгляд в силу своей эстетической ценности, а с другой - обезопасила бы обывателей от пожарных ситуаций».
Деревянная башня пожарной каланчи, стоящая в самом центре города, - самое высокое здание на романовской стороне Тутаева
Когда-то Москва была полностью деревянной, поэтому на протяжении столетий город неоднократно выгорал почти полностью. Одним из последних крупных пожаров стал пожар 1812 года, когда перед сдачей города Наполеону Москву подожгли свои.
Пожарные команды всегда были одной из важных городских служб. Считается, что начало московской пожарной службе в начале XVI века положил Иван III, своим указом повелевший организовать пожарно-сторожевую охрану. На заставах организовали круглосуточное дежурство, сторожами понуждали быть простых горожан, которые должны были следить и за порядком, и «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню». А при возникновении пожара народ на тушение сгонялся массово и силой, отказаться от такой работы было нельзя. С середины XVI века тушение пожаров было возложено на воинские подразделения - на стрельцов. Те были вооружены бердышами и топорами, при помощи которых можно было развалить окружающие пожар строения, чтобы воспрепятствовать распространению огня. Уже в XVII веке возле особо важных объектов стали устанавливать кадки и ведра с водой и насосы.
Пока города были малоэтажными, пожар легко было заметить по поднимающемуся столбу дыма. С ростом городов в высоту замечать начинающийся пожар стало сложнее, и чтобы заметить дым как можно раньше, с начала XIX века во многих российских городах начали строить специальные вышки - пожарные каланчи.
В Москве было построено 16 каланчей. В те времена пожарные команды размещались в одном здании с полицейской частью, поэтому и каланчи, с которых велось постоянное наблюдение за городом, были над этими полицейскими частями. Если где-то возникал пожар, то на каланче той части, которая выезжала на пожар, в определенной последовательности вывешивались чёрные кожаные шары и поперечины, оповещавшие соседние пожарные части. Если пожар был очень сильным и требовал помощи, то на него выезжали все части города. В ночное время для оповещения о пожарах соседних частей на каланче зажигали сигнальные фонари.
На тушение выезжал конный пожарный обоз, обычно состоявший из четырёх повозок. На двух повозках ехал личный состав, две другие везли гидрант и пожарные рукава, а также раздвижную лестницу, достававшую до пятого этажа. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти.
И лишь в 1907 году у пожарных появились первые автомобили: сначала только в двух частях - Городской и Арбатской.
С 1930-х годов строить каланчи в Москве перестали: дома в городе стали настолько высокими, что с каланчи их было уже не разглядеть.
К тому же в Москве широко распространилась телефонная связь, и в начале 30-х годов появился единый номер вызова пожарной охраны — 01.
В Москве до сих пор сохранилось несколько пожарных каланчей, которые хоть и потеряли своё утилитарное значение, но давно стали архитектурным украшением города.
Хамовническому полицейскому дому (Комсомольский проспект, дом 16/2) вернули венчавшую его когда-то каланчу лишь в 2012 году, в ходе реставрации.
Памятник архитектуры восстановлен концерном «СТРАЖ», подрядчик «МСНРУ-2».
Когда-то здесь находилась часть служб и конюшни Хамовнических казарм, к которым позже пристроили домовую церковь.
Не исключено, что пожарную каланчу сделали из церковной колокольни.
В конце XIX века здание перестраивали по проекту архитектора Анатолия Гунста.
Пожарной каланчи дом лишился в 1941 году, когда для дезориентации немецкой авиации в Москве сносились приметные объекты, которые было сложно замаскировать.
Сейчас часть этого здания занимает 17-я пожарная часть федеральной противопожарной службы.
Самая старая из сохранившихся в Москве пожарных каланчей находится на Селезновской улице и является памятником архитектуры XIX века.
Здание для Сущевской полицейской части (улица Селезневская, дом 11А) было построено в начале 1850-х по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича (Дормедонтовича) Быковского.
Здесь же располагалась и пожарная команда. На самом верху трёхъярусной пожарной каланчи находилась круговая площадка для дозорного.
Помимо административных помещений в доме были квартиры для полицейских чинов, а также комнаты для арестантов.
Флигель Сущевской полицейской части
Одним из них был арестованный за распространение революционных прокламаций гимназист Владимир Владимирович Маяковский.
Ещё этой полицейской части приходилось жечь неблагонадёжные книги, видимо под присмотром своих же пожарных. В частности, в 1888 году здесь сожгли весь тираж (1800 экземпляров) первой книги Владимира Алексеевича Гиляровского «Трущобные люди», запрещённой цензурой к распространению. Сейчас здание занимает Центральный музей МВД.
Вторая по возрасту и степени сохранности пожарная каланча в Москве возвышается над зданием бывшей Сокольнической полицейской части (улица Русаковская, дом 26).
Сегодня она относится к действующей пожарной станции № 12 Управления ГОЧС ВАО Москвы.
Построена в 1884 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на бывшей Стромынской площади.
Здание сложено из красного кирпича, но в последующие годы неоднократно меняло окраску. Сейчас здание выкрашено жёлтой краской.
Как и каланча на Селезневке, вышка в Сокольниках увенчана круговой обходной галереей, на которой круглосуточно дежурили пожарные.
При возникновении пожара с галереи к вершине шпиля по веревкам поднимали сигнальные шары, количество которых указывало, к ведению какой пожарной части Москвы относится пожар.
В течение нескольких минут упряжки лошадей с пожарными были готовы к выезду.
Рогожская полицейская часть (Николо-Ямская улица, дом 54) находилась близко к началу Владимирского тракта, по которому уходили этапы сосланных в Сибирь. Выкупленное городом в начале XIX века здание обычной усадьбы переделали под нужды полицейско-пожарной части. Во дворе построили служебный корпус и арестный дом. При этом деревянную пожарную каланчу надстроили почти через полвека - в 1862 году. В 1930-х годах здание приспособили под жилье и каланчу снесли за ненадобностью. Но в ходе реконструкции здания в середине 1990-х была восстановлена и пожарная каланча.
Каланча на Соколе (Ленинградский проспект, дом 71А) — Пожарная часть № 19.
В конце 1920-х годов в Москве в стиле конструктивизма стали строить специальные здания для пожарных частей, включавшие гараж для автомобилей и пожарную каланчу.
Одно из таких зданий было построено в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское по проекту архитектора Александра Владимировича Куровского.
Село это находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и вошло в территорию Москвы в 1917 году.
Каланча была самым высоким зданием в селе, выше находящегося поблизости храма Всех Святых (по имени этого храма и было дано название селу).
Уже в середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является храм.
Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.
Каланча на шоссе Энтузиастов — Пожарная часть № 16 (шоссе Энтузиастов, дом 11). Недалеко от станции метро «Авиамоторная», на углу шоссе Энтузиастов и Авиамоторного проезда, находится близнец здания пожарной части на Соколе. Архитектор - тот же Александр Владимирович Куровский, тот же конец 20-х годов. В отличие от спрятанного во дворе здания на Соколе, оказавшегося позади выстроенного позже высокого здания на Ленинградском проспекте, эта пожарная часть хорошо видна и используется так же, как и раньше. Здесь до сих пор располагается пожарная часть №16. В высокой башне развешивают для сушки пожарные рукава, на лестницах и балконах можно тренироваться.
Сусанинская площадь
Координаты : 57°46′05.1″ с. ш. 40°55′33.57″ в. д. / 57.768083° с. ш. 40.925992° в. д. (G) (O) (Я)
57.768083 , 40.925992История
Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:
«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »
Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.
В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.
В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .
См. также
Ссылки
- Пожарная каланча в энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»
- Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Литература
- Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.
Примечания
Категории:
- Появились в 1827 году
- Объекты культурного наследия России
- Здания и сооружения Костромы
- История Костромы
- Пожарные каланчи
- Памятники градостроительства
- Памятники архитектуры России
- Костромской музей-заповедник
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Пожарная автоцистерна
- Рыбинская каланча
Смотреть что такое "Пожарная каланча (Кострома)" в других словарях:
Каланча - У этого термина существуют и другие значения, см. Каланча (значения). Каланча наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков… … Википедия
Кострома - город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Основан в XII в. Впервые упоминается в летописях под 1213. В XVII XVIII вв. крупный промышленный город. Собор Богоявленского монастыря (1559 65, росписи 1672),… … Художественная энциклопедия
Кострома - город, ц. Костромской обл. Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма,… … Географическая энциклопедия
Кострома (центр Костромской обл.) - Кострома, город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Порт, ж. д. станция в 372 км к С.≈В. от Москвы. 231 тыс. жителей в 1972 (41 тыс. в 1897, 74 тыс. в 1926, 121 тыс. в 1939, 172 тыс. в 1959). ═ К. основана в 12 в … Большая советская энциклопедия
КОСТРОМА (город) - КОСТРОМА, город в Российской Федерации, центр Костромской области (см. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на Костромской низменности, в 372 км к северо востоку от Москвы. Порт на р. Волга (см. ВОЛГА). Железнодорожная станция. Аэропорт. Областной и… … Энциклопедический словарь
Кострома - ы; ж. [с прописной буквы] В восточнославянской мифологии: языческая богиня плодородия, олицетворяющая весну и начало страды. ● В обрядах проводов весны (или Костромы) Костромой наряжают молодую женщину, закутывая её в белые простыни и давая ей в… … Энциклопедический словарь - 1. КОСТРОМА, река в Европейской части России, левый приток Волги. 354 км, пл. бассейна 16 тыс. км2. Средний расход воды в ср. течении 71 м3/с. Сплавная. Судоходна на 122 км от устья. 2. КОСТРОМА, город, центр Костромской обл., порт на Волге. Ж. д … Русская история
Неповторимый символ пожарной охраны г. Омска, первая и единственная в городе каменная пожарная каланча или, как её ранее называли омичи, старая башня - уникальнейшее в своем роде сооружение. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная) - первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. В связи с чем, 31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение построить каменную пожарную каланчу и пристройку к ней тоже из кирпича на шесть конно-бочечных ходов.
Гражданский инженер Илиодор Геннадьевич Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тысяч рублей. Городская дума объявила торг - кто из предпринимателей будет строить башню? Вызвался некто Леонтьев, который хотел соорудить «всё», кроме каланчи, но дума в строительстве ему отказала.
По проектам инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова были созданы и другие замечательные омские здания:
- Омский академический театр драмы (1905 год, 1915 - завершены скульптурные и лепные работы, установка в нишах бюстов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого; на фронтоне - скульптуры «Крылатый Гений» (скульптор В. Винклер)) - одно из прекраснейших сооружений г. Омска, украшающих сейчас историческую часть города;
- торговый дом М.А. Шаниной (1898 год), где впервые были установлены электроосвещение и витринные стекла (ныне торговый дом «Любинский»);
- гостиница «Россия» (1906 год; в наши дни - гостиница «Октябрь»);
- Омское женское епархиальное училище (1909 год; сейчас - главный корпус института ветеринарной медицины);
- добротное деревянное здание музея Географического общества по улице Музейная, 3 (1899 год).
В 1913 году городским архитектором Петром Горбачёвым была составлена по старому чертежу Хворинова новая смета, превышающая прежнюю на 3 тысячи рублей. Архитектор в проекте изменил лишь высоту башни (от основания до смотровой площадки), увеличив её на 1,4 сажени. (Высота определенная проектом И.Г. Хворинова составляла 9,5 саженей). Дело в том, что пока велись торги, вблизи проектируемой каланчи предприниматели выстроили здания и акционерного общества «Эльворти», из-за которых с башни не просматривалась бы значительная часть города.
Городская дума вновь объявила торг. Желание строить каланчу изъявил нижегородский крестьянин Михаил Андреевич Кузнецов .
26 апреля 1914 года он заключил с городской управой договор с обязательством построить каланчу к 10 сентября 1914 года. Своё обещание Кузнецов не сдержал - построить каланчу ему удалось лишь к 28 августа 1915 года (по другим данным к 24 сентября). Высота всего сооружения, вместе с выкованным флагштоком и флюгером составила 15 саженей (это около 32 метров), от её основания до смотровой площадки - 26 метров. Пожарная каланча стала самым высоким сооружением г. Омска. Со смотровой площадки весь город открывался как на ладони.
Комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера приняла стройку.
По решению городской управы на первом этаже каланчи была поставлена паровая пожарная труба (насос), а из широких ворот в любую секунду мог выехать на пожар конный ход (в 1936 году кони были заменены ). На втором этаже размещена квартира брандмейстера, который был обязан выезжать на каждый пожар.
Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым - давали сигнал «Тревога». Кроме этого каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в в связи с 30-градусным морозом.
Вид с Омской пожарной каланчи на восток – на новую Базарную площадь (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера
Долгое время в Омске самой высокой точкой была пожарная каланча, откуда на центр города открывался потрясающий вид. Это понимали тогдашние фотографы, поэтому они постоянно забирались на каланчу за уникальными снимками. Вот, например, что можно было лицезреть, стоя на верхотуре пожарной каланчи ориентировочно в 1930–1935 годах.
Фотография справа - вид на восток - на новую Базарную площадь. Главпочтампа нет. На месте торгового центра «Омский» огромный базар - это Центральный рынок, который перенесли сюда с близлежащей Базарной площади (на её месте сейчас сквер с фонтаном напротив Администрации г. Омска). Рынок занимал весь квартал в границах улиц Герцена - Интернациональная - Гусарова - Красногвардейская. Вдали видна территория военного клинического госпиталя №425, а также угловое военное здание на пересечении улиц Гагарина и Гусарова.
Вид с Омской пожарной каланчи на северо-запад – на перекресток улиц Тарской и Коммунистической (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера
Если посмотреть на северо-запад (фото слева) - увидим перекресток улиц Тарской и Коммунистической. В центре - здание, занимаемое сегодня судом присяжных Омского областного суда. Вдали видны размытые силуэты домов Орджоникидзе, 14, рядом с ним - «Оша», а между судом и «Ошей» здание с интересной мансардой - видимо, ул. Красногвардейская, 49. Справа - светлое здание почтового управления: ул. Тарская, 15.
Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. С этого времени и вплоть до середины 70-х годов ХХ века в омских средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.
Но в 60-е годы было еще одно покушение на каланчу - в связи со строительством здания Управления пожарной охраной и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота - снесем и каланчу. На новый проект нет средств» . Он не сдержался: «Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!» . И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека. Пожарная каланча Омска
21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма(Кузьмич) . Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу. Дядя Кузьма, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и напряженно вглядывается, не горит ли что в городе.
Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нём гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.
Во время реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находящейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах.
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века , а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.
В последней четверти ХХ века на ней установили мемориальную доску со следующим текстом:
«Пожарная каланча построена в 1913–1915 г.г. по проекту И.Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».
В наши дни сторожевая башня является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, - каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.
И каждый раз ко дню рождения каланчи юные омичи готовят подарки: рисуют, изготавливают поделки, пишут сочинения и участвуют в тематических викторинах.
Kale «крепость»).
Оборонительные каланчи
В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.
Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.
Пожарные каланчи
Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.
Пожарная каланча г. Самара
Пожарная каланча г. Ульяновск
пожарная каланча г. Омск
Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске , Ульяновске , Волгограде , Самаре , Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге . В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.
Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.
В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.
Парковые каланчи
Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.